Иез 3:1−3. Да не удерживает пророк полученную им свыше весть «в устах своих»! Вновь и вновь повелевает ему Господь «съесть ее», «наполнить ею внутренность свою и напитать чрево»: только после этого окажется он способен идти и говорить дому Израилеву. Исполнив данное ему повеление, Иезекииль ощутил сладость в устах своих. Почему же сладость несмотря на «горечь» содержания свитка?

Ответ в том, конечно, что для верующего человека слово, исходящее от Бога, всегда «в радость и веселие сердца» (Иер 15:16; Пс 118:103; сравните с Откр 10:9−11), потому что сладостен сам источник его, и сладостно быть «устами Божиими», сознавать себя орудием в руке Его. А, кроме того, слово Божие, будучи даже обличающим, горьким, сулящим страшное в близкой перспективе, всегда имеет в себе и утешительную сторону, никогда не лишает надежды.

б. Встань и иди! (3:4−11)

Иез 3:4−7. Господь ободряет только что посвященного Им пророка: Он посылает его не к чужеземцам, чей язык был бы непонятен ему (сравните с определением ассирийского языка у Исаии: 33:19) и которые были бы чужды ему духовно, но к с воим… Хотя, с горечью замечает Господь, чужие, если бы Я послал тебя… к ним, скорее послушались бы тебя (стих 6) чем дом Израилев (стих 7). Так, с самого начала Он предупреждает Иезекииля, чтобы не ждал от своей деятельности немедленных результатов (сравните с Ис 6:8−13; Иер 1:11−19). Ибо дом Израилев потому не захочет слушать Иезекииля, что не хочет слушать Бога своего. Отвергающие Господа станут отвергать и посылаемого Им пророка. У них в этом отношении «богатый опыт»: на протяжении столетий поступали они именно так.

Господь не имел, конечно, в виду, что каждый в народе израильском отвергал и отвергает Его. Всегда в среде этого народа, в ходе истории его, было у Иеговы немало верных слуг. Речь здесь скорее о том, что издавна дух неповиновения и упорства, дух недоверия Господу проникал во все слои израильского общества: им заражены были и царский дом и левиты, и судьи, не говоря уж о простолюдинах в каждом городе, в каждом селении…

Иез 3:8−9. Господь «вооружает» Иезекииля для предстоявшего ему нелегкого труда: Он дает ему стойкость и упрямство (в благородном значении этого слова), иначе говоря, духовную ревность и мужество — с ними пророк сумеет противостать их злокозненному упорству, не испугается, не отступит…

Иез 3:10−11. Для того, чтобы быть истинным проводником воли Его, Иезекиилю следовало внимательно слушать и принимать сердцем все откровения, которые будет он получать свыше. Ближайшей задачей его было говорить к переселенцам, хотя, конечно, значение его служения выходило за пределы этого круга: Бог поставил его «стражем» всему Израилю. Вновь слышит Иезекииль, что, неизменно ссылаясь на волю Господа Бога, он должен будет нести Его слова сынам народа своего независимо от того, захотят они его слушать, или нет (сравните с 2:5).

4. ДУХ ВЕДЕТ ИЕЗЕКИИЛЯ К МЕСТУ ЕГО СЛУЖЕНИЯ И ДЕЛАЕТ «СТРАЖЕМ» ДОМУ ИЗРАИЛЕВУ (3:12−27)

а. И поднял меня дух (3:12−15)

Иез 3:12−14а. Видимо, сразу после слов, повторенных Господом, поднял Иезекииля дух в Тел-Авив. Нет единого мнения о том, совершилось ли это «перемещение» по воздуху, т. е. буквально, или было оно завершающей фазой видения. (Несколько раз, по крайней мере, Святой Дух «переносил» Иезекииля из одного места в другое именно в видениях; 8:3; 11:1, 24; 37:1; 43:5.)

Судя по описанию пророком грандиозной космической симфонии, которая сопутствовала окончанию его сверхъестественного переживания, он как бы был удален высшей силой от открывшегося ему в видении: я слышал позади себя, пишет он. Слышал великий громовый голос (если ближе к оригиналу, то как бы «голос великого землетрясения», вообще из еврейского текста можно сделать вывод, что это был «голос земли», как бы восторгавшейся явлению Божией славы в этом месте). На основании сравнения с Откр 4:8 высказывают, однако, предположение, что это «четыре животных» воздавали хвалу Господу за призвание Им пророка. Их хвалебной песне сопутствовали шум их крыльев… и стук колес.

Иез 3:14б−15. Итак, Иезекииль, «перенесенный духом», шел, ошеломленный тем, что произошло с ним, по Тел-Авиву. Полагают, что до получения первого видения Иезекииль жил не в самом этом селении, а где-то неподалеку (возможно, в Тел-Авиве сосредоточилась значительная часть еврейских колонистов: и пришел я к переселенным в Тел-Авив… где они жили; стих 15). Сказано, что он шел… в огорчении, с встревоженным духом. Соответствующее место переводят с еврейского и как «в раздражении». Причина подобных чувств едва ли была однозначной.

Тут могло быть и возмущение пророка греховным упорством в веках его соплеменников, и горечь при мысли о тяжести порученной ему миссии и — рассуждая по-человечески — о кажущейся бессмысленности ее. Зачем ему пророчествовать, если иудеи все равно не станут слушать его, как не слушали они Исаию и Иеремию, преемником которых делает его теперь Бог! Однако рука Господня продолжала крепко пребывать на вновь посвященном пророке (стих 4), т. е. и та «сладость», которую ощутил Иезекииль от «съеденного свитка» (толкование на 3:3), то особое духовное состояние, в которое он введен был свыше, не оставляли его.

Переполненный им (русское в изумлении — стих 15), Иезекииль пребывал среди соплеменников какое-то время (судя по всему, храня молчание о пережитом им). В обозначении этого времени находим библейскую цифру полноты — семь. По прошествии семи дней Бог еще дважды говорил к Иезекиилю (стихи 16, 22), и только после этого вступил он на служение.

б. Иезекииль назначается «стражем» (3:16−21)

Иез 3:16−19. Возможно, то, о чем говорит Иезекииль в стихах 16−17, было не «голосом извне» (как при полученном им видении), но состоянием «внутреннего откровения». Бог сказал Иезекиилю, что ставит его стражем дому Израилеву; в качестве такового он должен будет вразумлять соплеменников, но только словом, исшедшим из уст Господних (не проявлять, следовательно, «инициативы» по собственному разумению и не увлекаться «общественной и политической деятельностью»). Он обескуражен, не зная, как приступить к исполнению миссии такого масштаба…

Бог предлагает ему начать не со всего «дома Израилева», а с отдельных его представителей — как со склонных к беззаконию, так и с недостаточно стойких в праведности своей. И в этом случае деятельность его вовсе безуспешной (из-за чего горевал он) не будет: предупреждая грешников и предостерегая колеблющихся праведников, он, верно, кому-то из них поможет, а уж своей душе — несомненно.

Сравнение пророка со «стражем» не было новым в Ветхом Завете (к примеру, Ис 56:10 и Иер 6:17; сам Иезекииль повторяет его неоднократно и в дальнейшем даже подробно объясняет: Иез 33:2, 6, 7). В древние времена стражи стояли на городских стенах, на вершинах холмов или в специальных сторожевых башнях. Их задачей было предупреждать город (селение) о приближении врагов. Предупреждать, давая возможность согражданам подготовиться к защите, к отражению нападения.

Пророк, как «духовный страж», должен был предупреждать народ и отдельных его представителей об опасности и бедах, грозящих им свыше — по причине их нечестия. Опасность эта видима не всем, но лишь истинным пророкам Божиим, избранным за их особую (по сравнению с их современниками) нравственную чистоту, и наделенным особой духовной прозорливостью.

Хотя не только в Новом, но и в Ветхом Завете ясно указывается на духовные последствия греха, в стихах 18−19 речь скорее и, вероятно, более идет о физической смерти как наказании за грех. Труд пророка в стихе 18 ставится в прямую и тесную зависимость от воли Божией: Когда Я скажу беззаконнику: «смертию умрешь», т. е. повелю тебе сказать ему это, а ты не станешь вразумлять и остерегать его (по каким бы то ни было соображениям), то смерть, которой он будет наказан (кровь его) Я взыщу… от рук твоих. Мысль о «взыскании крови», т. е. об ответственности за чью-то кровь, впервые выражена в книге Бытие (9:5−6; сравните с Быт 42:22). Пророк как бы объявляется убийцей того, кого вовремя не отвратит от «беззаконного» поступка или поведения.

Иез 3:20−21. Подразумевается нестойкий праведник, готовый в случае попущенного ему испытания (когда Я положу пред ним преткновение) отступит от своих высоких нравственных принципов и праведных убеждений. И таковому обязан помочь пророк посредством вразумления. Может быть, грех, который тот готов совершить, настолько серьезен, что затмит все его прежние праведные дела, и Господь накажет его смертью, но кровь его опять-таки взыщет с Иезекииля, если он вовремя не пришел падшему на помощь. В стихе 19 и 21 оговаривается, что если, напротив, пророк в обоих случаях делает все, что от него зависит, то он спасет свою душу. Здесь речь, конечно, не о спасении в вечности, а именно об освобождении от ответственности…

в. Наложение на пророка «уз» Господних (3:22−27)

Иез 3:22−23. Этим повторным явлением Божиим, таким же, как при реке Ховаре, пророк введен был в особенности и «детали» предстоявшего ему служения. Очевидно, оно последовало очень скоро после услышанного им «внутреннего голоса» (стихи 16−17). Иезекиилю сказано было выйти в поле (на одно из равнинных мест которыми изобилует Месопотамия; сравните с Быт 11:2). Точное местонахождение его не указано. И на том месте Иезекииля уже «ожидала» слава Господня — в том виде, какой она предстала ему в первый раз.

Пророк пал… на лице свое, но был поставлен на ноги вошедшим в него духом (т. е. дальнейшее опять-таки происходило с ним в состоянии транса). Он услышал повеления, на первый взгляд весьма странные. Свое служение он должен начать с ряда символических действий (не исключено, что в последующий период времени это бывало сопряжено с особым психо-физическим состоянием, в которое пророк вводился свыше: именно так может быть прочтен стих 25; также 4:8).

Иез 3:24−27. Фразу запрись в доме твоем следует, конечно, понимать не буквально, а как повеление ограничить общение с соплеменниками. Ограничить в том смысле, что не ходить по улицам с грозными обличениями, подобно великим его предшественникам (и не будешь ходить среди них; стих 25), а оставаться у себя дома. Из 8:1 и 14:1 узнаем, что люди сами станут приходить в дом Иезекииля. Они то и будут свидетелями его особых состояний, говорящих о том, что этот пророк действительно вещает по воле Господа.

Может быть, повторим, временами Иезекииль в самом деле лишался дара речи (стих 26) и даже впадал в состояние подобное параличу (4:8). И, возможно, все это само по себе имело символическое значение — такое, к примеру: обличать мятежный дом бесполезно; способность слушать и понимать он обретет лишь тогда, когда неумолимый суд совершится над ним. Этим судом станет гибель Иерусалима. И тогда «ограничения» сняты будут с Иезекииля, и он заговорит в полный голос (33:21−22). Но характер и содержание его речей с того момента изменятся.

До тех же пор он будет открывать уста лишь тогда, когда Бог будет говорить с ним (стих 27). То есть в каких-то конкретных, индивидуальных случаях (стихи 18−21), а также для передачи иудеям прямых Его повелений и откровений, особо важных в Его глазах (11:25; 14:4). Примечательно, что повеление говорить по воле Его в стихе 27 завершается по смыслу так же, как стихи 19 и 21 «слушающий да услышит!» — так ближе к оригинальному тексту звучит фраза кто хочет слушать, — слушай. Фраза эта созвучна той, что, согласно Матфею, Марку и Луке, часто употреблял Иисус Христос: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф 11:15; 13:9, 43; Мк 4:9, 23; Лк 8:8; 14:35).

Итак, принимающий Бога примет и пророческую весть Иезекииля, а отвергающий Его — отвергнет ее.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иезекииля, 3 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.