А. О суде над Аммоном (25:1−7)

Иез 25:1−3. Это пророчество Иезекииля против Аммона не было первым (21:28−32). Теперь Аммон «возглавил» список народов, подлежавших Божиему осуждению.

В жилах Аммона и Израиля текла родственная кровь, но вражда их уходила корнями в древние времена, когда Израилем еще управляли судьи (Суд 10:6 — 11:33). Царь Саул сражался против аммонитян, чтобы освободить Иавис Галаадский (1Цар 11:1−11), а царь Давид одержал над Аммоном победу (1Пар 19:1 — 20:3). В какой-то период (после смерти царя Соломона) аммонитяне вернули себе независимость и возобновили враждебные действия против Иудеи.

Так, в правление Иосафата они присоединились к моавитянам и едомлянам, предпринявшим безуспешный поход на Иудею (2Пар 20:1−30). Аммон не раз пытался расширить свою территорию за счет израильской (Иер 49:1), с этой целью он даже примкнул поначалу к Навуходоносору (после подавления им мятежа еврейского царя Иоакима, примерно в 600−597 гг. до Р. Х.; 4Цар 24:1−2).

В 593 году Аммон принял участие в секретном совещании потенциальных заговорщиков, планировавших совместный мятеж против Вавилона (Иер 27:1−7). План этот осуществить не удалось, но в 588 году аммонитяне присоединились к Иудее и Тиру для общего противостояния халдеям. Это был кратковременный союз двух старых врагов против третьего врага их обоих.

Естественно, что когда Навуходоносор первой решил покарать Иудею, а не Аммон (Иез 21:18−27), аммонитяне испытали чувство облегчения, но и не подумали прийти Иудее на помощь; они, напротив, радовались ее несчастью, полагая поживиться на нем, т. е. расширить за счет Иудеи собственные пределы. Напомним, что и в заговоре, приведшем к гибели вавилонского наместника в Иудее, Годолии (Иер 40:14), «первую скрипку» тоже играли аммонитяне (их тогдашний царь Ваалис). Примечательно, однако, что здесь Иезекииль вменяет аммонитянам в вину лишь их злорадство по поводу разрушения Иудеи.

Иез 25:4−7. «Тема злорадства», прогневившего Бога, продолжается. За издевательское «а! а!» из уст аммонитян, когда узнали они о гибели иерусалимского храма, за радость их об опустошении «дома Иудина» и пленения иудеев будут они жестоко наказаны. Земли аммонитян станут «наследием» диких кочевников арабов («сынов востока»), которые раскинут на них шатры свои (овчарни в стихе 4 — не вполне правильный перевод; соответствующее еврейское слово скорее означает «стан», «лагерь»). Верблюды — главное достояние кочевников, и Господь превратит Равву (главный город аммонитян) в стойло для арабских верблюдов. И сделаю ее пастбищем для овец — так правильнее читать 2-ую фразу в стихе 5. Тема злорадства и наказания за него вновь подчеркнуто звучит в стихе 6−7.

Б. О суде над Моавом (25:8−11)

Враждебные отношения между Моавом и Израилем возникли в ту пору, когда Валак, царь моавитский, преградил путь Израилю, которого Моисей вел в Палестину (Чис 22−24). В эпоху судей Израиль 17 лет «был в услужении» у Еглона, царя Моава (Суд 3:12−30). После того отношения между двумя странами несколько улучшились, и некоторые израильтяне даже нашли прибежище в Моаве, когда на их землю пришел голод. Благодаря возникшим контактам в историю Израиля и в царский дом Давидов вошла Руфь моавитянка. Снова отношения между Моавом и Израилем испортились в правление Саула (1Цар 14:47).

Царь Давид нанес Моаву поражение и сделал его вассалом Израиля (2Цар 8:2), каковым он оставался и в правление Соломона. Однако годы спустя после того, как Израиль разделился на Северное и Южное царства, при царе Иосафате (4Цар 3:4−27), Моав опять восстал. Объединив свои силы с силами Аммона и Едома, он попытался нанести поражение Иудее (Южному царству), однако, союзники были разбиты (2Пар 20:1−23).

Значительно позднее Моав выступил на стороне халдеев и после подавления ими мятежа еврейского царя Иоакима напали на Иудею, возможно, в надежде присоединить часть ее земель к своей территории (4Цар 24:2). В начале 6-го века до Р. Х., в 593 году (Иер 27:1−7), моавитяне обдумывали вместе с другими народами планы совместного мятежа против Вавилона, но нет указаний на то, что планы эти осуществились.

Иез 25:8−11. Сеиром назывался горный хребет, простирающийся на юг от Мертвого моря, который окружал страну Едом. Отсюда второе название этой страны — Сеир (2Пар 20:10 сравните с Чис 20:14−21). Здесь о Едоме говорится наряду с Моавом; оба — объекты грядущего суда Божия, потому что оба повинны в завистливом и неуважительном отношении к «дому Иудину». По-человечески и это их отношение к народу, который, имея закон и храм, открыто претендовал на превосходство свое над другими народами, объяснимо.

Однако своим желанием, чтобы дом Иудин стал, как все народы, они вторгались в высшие сферы и оскорбляли Бога, «не принимая» Его обетований Израилю дать ему особое место среди народов. Волей Божией Моав окажется беззащитен для нападения сынов востока с севера. Будут разрушены его приграничные крепости; три из них названы по имени. Беф-Иешимоф «защищал» подъем на Медевское плато с равнин Моавитских (по р. Иордану); два других города были значительными крепостями на Медевском плато.

Подчеркивается идентичность участи, которая ожидает соседей Иудеи, ненавидевших ее: Аммона и Моава (стихи 9−10).

В. О суде над Едомом (25:12−14)

Историческая справка. Как Аммон и Моав, Едом тоже вовлечен был в целую серию конфликтов с Израилем. Начало им положено было отказом Едома пропустить Израиль через свою территорию во время скитаний того по пустыне (Чис 20:14−21). С едомлянами сражался царь Саул (1Цар 14:47), а Давид сделал их своими вассалами (2Цар 8:13−14).

Не прекратилась зависимость Едома от Израиля и в первую половину царствования Соломона, который построил на его территории морской порт Елаф (3Цар 9:26−28), однако, в более поздний период правления Соломона едомляне стали противиться ему (3Цар 11:14 и далее). Но вассальное положение их продолжалось и после раздела Израиля на два царства; Едом находился под контролем иудейского наместника еще и после царствования Иосафата (3Цар 22:47−48).

В дни царя Иоарама (около 845 г. до Р. Х.) Едом восстал против Иудеи (4Цар 8:20−22а) и отложился от нее. С того времени между ними шла борьба за контроль над имевшими для обоих жизненноважное значение караванными «маршрутами» в южной оконечности Трансиорданского торгового пути. Два иудейские царя — Амасия (4Цар 14:7) и Озия (или Азария; 4Цар 21−22) удерживали за собой территорию, принадлежавшую Едому, но в царствование Ахаза едомляне напали на Иудею и нанесли ей существенный урон (2Пар 28:17).

Едом сделался вассалом Вавилона после того, как царь Навуходоносор нанес сокрушительное поражение Египту в 605 г. до Р. Х. В 593 году Едом был в числе заговорщиков, планировавших (но безуспешно) совместный мятеж против халдеев (Иер 27:1−7). Но когда мятеж подняла Иудея (в 588 году), едомляне встали на сторону Вавилона и участвовали в его походах на Иудею (Пс 136:7; Иер 49:7−22).

Иез 25:12−14. Глубина и активность вражды Едома против Израиля, которому он мстил… жестоко, очевидно, заслуживали в глазах Божиих и особой кары (уже не посредством, заметим, «сынов востока», но рукою самого народа Божиего). В историческом плане Едом, как уже говорилось, видел в конфликте Иудеи с Вавилоном возможность для себя рассчитаться со своим давним врагом. Ведь в случае его гибели он мог занять сильное положение в южной оконечности региона Мертвого моря. В истории этим намерениям его не суждено было осуществиться.

Устами Своего пророка Господь сулит ему полное истребление (стих 13). Феман был городом в центральной части Едома, а Дедан лежал юго-восточнее Едома, в северной Аравии. Здесь он, возможно, упоминается потому, что немало едомлян жило в Дедане. Существование едомлян как народа закончилось в конце 2-го века до Р. Х., когда они полностью были подчинены иудеями (стих 14); обращенные в иудейскую веру, они растворились в их среде. Подробно все это описано Иосифом Флавием в «Иудейских древностях».

Г. О суде над землей Филистимской (25:15−17)

За мстительное отношение к Его народу, за презрение к нему и «вечную неприязнь» Господь предрекает гибель и филистимлянам. Врагами Израилю они были со времени вступления его в обетованную землю. Всей обещанной ему землей Израиль овладеть не смог — по причине своего неповиновения Богу, Который за это предоставлял его «естественному ходу вещей», в частности, «поставил лицом к лицу» с филистимлянами, чья сила на прибрежной равнине явно превосходила силу израильтян (Суд 3:1−4). Потом филистимляне продвинулись в гористую часть страны, пытаясь овладеть всей территорией Израиля.

На протяжении многих лет им противостояли судьи израильские: Самегар (Суд 3:31), Самсон (Суд 13−16) и Самуил (1Цар 7:12−17). Главные сражения, которые вел царь Саул, направлены были на то, чтобы воспрепятствовать продвижению филистимлян на центральное плато, принадлежавшее колену Вениаминову (1Цар 13:1 — 14:23), и в Изреельскую долину (1Цар 28:1−4; 29:1−2, 11; 31:1−3, 7−10). Окончательно подчинил Израилю филистимлян царь Давид.

После ряда сражений с ними в начале своего царствования, которые несколько отбили у них охоту посягать на земли Израиля (2Цар 5:17−25), Давид сумел «перейти в наступление» и нанес давнему врагу поражение (2Цар 8:1). В положении израильского вассала Филистия находилась на протяжении всего царствования Соломона, да и после разделения царства.

В годы существования двух еврейских царств борьба между Филистией и Иудеей возобновилась: каждая из этих стран упорно стремилась добиться превосходства над другой. Так, Иосафату удалось сделать филистимлян своими вассалами (2Пар 17:10−17), но против его сына Иорама они подняли мятеж и весьма опустошили его владения, включая Иерусалим (2Пар 21:16−17). Царь Озия восстановил превосходство Иудеи над Филистией (2Пар 26:6−7), но в царствование Ахаза филистимляне вновь «взяли верх» (2Пар 28:16−18).

Конец враждебным действиям между Филистией и Иудеей положено было вторжением в Палестину царя Навуходоносора. Вавилонский царь установил свой контроль над обеими странами. Но дух соперничества между народами, населявшими их, не угасал. Филистимляне лишь выжидали благоприятную возможность, чтобы возобновить свои попытки овладеть землями Иудеи.

Иез 25:15−17. «Критянами» названы филистимляне (стих 16) — потому, что они были, как полагают, выходцами с острова Крит: у пророка Амоса сказано об этом прямо; Ам 9:7, где «Кафтор» — это и есть Крит (так назывался этот остров в ветхозаветное время). Исполнение этого гневного пророчества началось с нападения на филистимский город Газу египтян. События эти прежде Иезекииля были предсказаны Иеремией (Иер 47).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иезекииля, 25 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.