В. Господь судится с Израилем — завершение темы (11:12 — 14:10)

1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЕРДИКТ (11:12 — 14:1)

Снова говорится о неверности Израиля и предсказывается наказание за нее.

а. О неверности народа (11:12 — 12:2)

Этими стихами вводится последний раздел книги, содержащий формальное обвинение и предсказание грядущего наказания.

Ос 11:12. Констатация вины дома Израилева в первой части стиха. Что касается второй его части, то она переводилась и толковалась комментаторами весьма неоднозначно, иногда в прямо противоположном смысле. Чаще, в отличие от переводчиков на русский язык, здесь видели осуждение Иуды, и это, надо признать, более согласуется с воззрениями Осии на Иудею. Как и с последующим текстом (сравните с 12:2−4, 12).

Ос 12:1. «Пасти ветер» и гоняться за ним значит упорно стремиться к осуществлению недостижимых целей. Здесь они конкретизируются: это вечное стремление Израиля связывать себя союзами то с Ассуром, то с Египтом. Елеем, возможно, пользовались при церемониях заключения союзов. Все эти вредные для Израиля внешнеполитические акции строились на лжи («умножали ее») и вели страну к разорению.

б. Упоминание об Иуде. «Экскурс в историю» (12:2−6)

Ос 12:2−4. Пророк предупреждает, что суд ожидает и Иуду: Он посетит не только Иакова (здесь имеется в виду десятиколенное царство), но и его. И обоим воздаст по делам их. По-разному понимается комментаторами упоминание об Иакове (если в стихе 2 этим именем назван народ, то в стихе 3 — праотец его). Тем, что «вспоминает» пророк о патриархе Иакове, характеризуется как сам Иаков, так и народ, который «пошел» от него. Толкователи расставляют тут, наряду с отрицательными, положительные акценты.

Некоторые, например, склонны видеть в том, что Иаков еще во чреве матери запинал… брата своего Исава (Быт 25:22−23), а возмужав боролся с Богом, «провозвестие» о склонности Израиля к обману и насилию, которыми он и станет действовать, добиваясь своего (Быт 27:35−36). Но плач и мольбы его (стих 4) едва ли можно отнести к «категории» обмана и насилия. Исходя из этого, другие толкователи подчеркивают, что в «борьбе с Богом» Иаков «победил» именно моля и плача, и что самое стремление его к получению первородства было стремлением стяжать благословения Божии.

Так что своим потомкам патриарх Иаков оставил в этом смысле пример для подражания. Вспомним: поворотным моментом в жизни Иакова явилась встреча его с братом его Исавом при возвращении Иакова в землю ханаанскую. Перед угрозой гибели от руки брата и вступил Иаков в борьбу с Богом, добиваясь благословения от Него (Быт 32:22−32). Ангел — это Ангел Иеговы или Ангел Господень. О Вефиле здесь говорится как о месте, где за годы до того Бог явился Иакову в чудном его сне и дал ему обетования касательно всего народа его. Отсюда 1-ое лицо и множ. число во второй фразе стиха 4: в Вефиле Он нашел нас, и там говорил с нами.

Ос 12:5−6. В стихе 5 обосновывается верность того, что следует из сказанного выше. А Господь есть Бог всемогущий (Саваоф), вечно Сущий, и потому то, что «говорил» Он Иакову и в его лице — потомству его, верно.

Стих 6, звучащий дидактически, вытекает в свою очередь из стиха 5; Осия призывает лукавый народ израильский (11:12) в покаянии обратиться (подобно Иакову в Пенуэле — «плача и умоляя») к всемогущему Богу своему и быть справедливым и милостивым (наблюдай милость и суд), уповая на Него всегда.

в. О гордыне народа (12:7−14)

Ос 12:7−8. В стихе 7 — образ нечестного торговца хананеянина, которому Ефрем уподобляется (стих 8) и по делам своим и по нравственному состоянию. Небезынтересно напомнить в этой связи, что Ханаан (жители которого назывались хананеями) лежал на запад от р. Иордан, между ним и Средиземным морем, и там поселились по исходе из Египта все племена израильские, кроме племен Рувима и Гада, и части племени Манассии (Чис 32:29 и далее; Нав 22:9, 32).

Ханааном звали сына Хама, который стал праотцем финикийцев (сидонян — Быт 10:15). (Финикию нередко называли Ханааном; к примеру, Ис 23:11.) Поскольку же главным занятием финикийцев была торговля на море, то хананеянин сделался как бы именем нарицательным, подразумевавшим торговца, купца (Ис 23:8; Соф 1:11). Напомним также, что использование «неверных весов» продающими многократно осуждено на страницах Ветхого Завета (Лев 19:36; Втор 25:13−16; Притч 11:1; 16:11; 20:10, 23; Ам 8:5; Мих 6:11).

Таким образом иносказание «хананеянина с неверными весами» применительно к Израилю звучало в ушах современников Осии достаточно красноречиво. Мысль пророка в том, что призванный стать народом Божиим, «Ефрем» предпочел сделаться торгашом; он пал при этом так низко, что, наживая себе имущество посредством обмана, не видит в этом ничего дурного или незаконного.

Ос 12:9. Израиль гордится тем, что «разбогател» трудами своими (стих 8). В самой мысли этой кроется заблуждение, ибо истинным источником его благосостояния от самого исхода его из земли Египетской был и остается его Господь. В стихе 9 напоминание Его об этом Израилю звучит угрожающе: опять поселю тебя в кущах (кущи, или шатры, — образ скитальческой жизни евреев в пустыне, то есть образ грядущего наказания).

С другой стороны, в окончании стиха 9 — как во дни праздника не без основания слышат утешительную ноту. Речь тут о празднике кущей, во время которого евреи должны были жить в шатрах (Лев 23:42−43) — в воспоминание не только о трудной своей жизни в пустыне, но и о водительстве Господа своего, благодатную руку Которого в те дни они сознавали на себе особенно ощутимо. Правомочно таким образом и в этом стихе видеть как предупреждение о «суде», так и провозвестие «утешения».

Ос 12:10−11. Господь подчеркивает, что сколько ни стремился Он донести волю Свою чрез пророков до Израиля, народ Его оставался глух. Труден для понимания и перевода стих 11; имеющаяся в нем игра слов (в еврейском тексте), по-видимому, звучала как угроза разрушения в будущем неугодных Богу жертвенников.

Авен значит нечто негодное. Если Галаад (область на восток от Иордана) сделался негодным, то вместе с ним и обитатели его (они — суетны, отпали от Господа). Практикуемые ими (как и живущими в Галгалах, на запад от Иордана, — два эти названия как бы «включают» в себя всю страну) жертвоприношения осуждаются Богом. Не как таковые, но как совершаемые не в Иерусалиме, а «где придется», в нарушение закона. Отсюда и сравнение неугодных Господу жертвенников с «грудами камней», выброшенных из земли при проведении на ней пограничных межей. В этих жертвенниках нет и намека на святость.

Ос 12:12−14. С целью подчеркнуть неблагодарность Израиля и вину его перед Господом (о чем достаточно резко говорится в стихе 14; слово поношения в этом стихе подразумевает неуважительное отношение к Господу), Осия вновь напоминает «Иакову» (всему еврейскому народу) о его прошлом (сравните со стихами 3−4), о незавидном его «начале».

Праотец его бежал в чужие края (на поля Сирийские, или в северо-западную Месопотамию) и вынужден был пасти овец, чтобы получить себе жену (Втор 26:5). А после народ долгое время оставался в египетском рабстве, откуда избавил его Господь. Он вывел его из Египта и охранял его, действуя чрез пророка Своего Моисея.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Осии, 12 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.