I. ОБ ОСОБОМ ПОЛОЖЕНИИ ИЗРАИЛЯ В ГЛАЗАХ БОГА (3:1−2)

Ам 3:1−2. Все племя, выведенное Богом из земли Египетской, — это весь еврейский народ (будущие Израиль и Иудея). Только вас признал Я. Примечательно, что термин «признал» (от еврейского йада — «знать») употреблялся в упоминавшихся выше древних вассальных договорах: он выражал (подразумевал) обязательства сюзерена по отношению к вассалу. Примечательно и то, что упомянутое «признал», или познал, означавшее «приблизил к Себе, вступил в тесное общение», по-еврейски подразумевало (в библейском контексте) и ответную реакцию богопознания.

Стремление познавать Бога было особым даром, который Израиль получил от Него. Но эта привилегия духовного призвания изначально и неразрывно связана была с великой ответственностью, предполагавшей постоянное напряжение всех нравственных сил ради осуществления Божиих заповедей в повседневной жизни. Израиль был избран свыше не потому, что по природе своей он был лучше тех же финикийцев или филистимлян, а потому, что в недоступном человеческому познанию веденьи Своем Бог предназначил его принять Его откровение и стать «сосудом» его и носителем.

Итак, Господь из всех племен земли «признал» (в указанном значении) и, что то же самое, избрал еврейский народ — для особого попечительства о нем, но и для особого «спроса» с него, в виду той уникальной цели, ради которой совершилось это избранничество. (Не эту же ли мысль выразит впоследствии Иисус Христос в словах «Кому много дано, с того много спросится»; Лк 12:48.) Отсюда завершающее стих 2 (Ам 3:2) грозное предупреждение: (потому) и взыщу с вас за все беззакония ваши (сравните с 1Пет 4:17).

2. О НЕИЗБЕЖНОСТИ ВОЗДАЯНИЯ СВЫШЕ (3:3−8)

Ам 3:3−6. Серией из семи риторических вопросов Амос напоминает своим слушателям о причинно-следственной связи между событиями — как в природе, так и в жизни. Образная речь его в этих стихах направлена на раскрытие той мысли, что он, пророк, выступает с грозными предупреждениями о близких бедствиях потому, что суд Божий грядет.

Видимо, образ суда и его последствий присутствует в стихе 5: он подобен петле, раскинутой для Израиля, словно силки для птицы, и прежде чем Израиль не станет «добычей» грядущих бедствий, петля не поднимется с земли. В стихе 6 Амос уподобляет свое пророчество звуку трубы, предупреждающему народ об опасности, которая тем страшнее, что исходит от Господа, ибо не случается бедствий, которые не попустил бы Он.

Ам 3:7−8. В силу этой очевидности и вынужден пророчествовать он, Амос. Не может молчать он о том, что открыл ему Господь, Который, подчеркивает он, ничего не делает, не открыв Своей тайны пророкам.

Обратимся в этой связи к истории Израиля. Главные события в ней и в самом деле редко совершались, не будучи «предварены» откровениями свыше. Так пророк Ахия возвестил о грядущем разделении царства Соломона (3Цар 14:16; 39; об осуществлении этого читаем в 3Цар 12:15−20). Анонимным пророком предсказана была реформа царя Иосии (3Цар 13:1−2; о проведении ее читаем в 4Цар 23:15−20). Тот же Ахия предсказал смерть царского наследника Авии и конец династии Иеровоама I (3Цар 14:1−6; об осуществлении этого пророчества читаем в 3Цар 14:17−18; 15:29).

Пророк Илия возвестил о гибели царя Ахава и царицы Иезавели и об «искоренении» всего «дома Ахавова» (3Цар 21:17−24; об исполнении этого предсказания записано в 3Цар 22:29−37 и в 4Цар 9:30 — 10:11). Предсказал Илия и скорую смерть царя Охозии; все так и произошло (4Цар 1:2−4, 16 и 17). Пророк Елисей заранее сказал о поражении Моава от руки царей Иорама и Иосафата (4Цар 3). Он же повторил пророчество Илии о падении династии Ахава (4Цар 9:7−10). Иеровоам II «восстановил пределы Израиля», вернув утраченные им некогда территории — во исполнение не записанного в Библии пророчества Ионы (4Цар 14:25).

О поражении, которое потерпят ассирийцы при своей попытке завладеть Иерусалимом, заранее возвестил пророк Исаия (4Цар 19:5−7, 20, 32−34; об исполнении этого пророчества записано в 4Цар 19:35−37). Он же возвестил царю Езекии о продлении его жизни (4Цар 20:1−11). Неоднократными были пророчества об изгнании Иуды в Вавилон (и пророчества эти исполнились; 4Цар 24−25). Царю Езекии говорил об этом Исаия (4Цар 20:16−18), царю Манассии — некие анонимные пророки (4Цар 21:10−15), а царю Иосии — пророчица Олдама (4Цар 22:14−20).

Напомним, что пророк Исаия задолго «предузнал» о решении царя Кира восстановить храм в Иудее (Ис 44:28; об исполнении этого пророчества записано в Езд 1). Из перечисленного мы видим, что между произнесением пророками откровений, полученных ими свыше, и осуществлением их порой проходили годы и десятилетия, а, случалось, и века, однако, исполнялись они неизменно (в той части своей, которая не относилась к мессианскому времени; относящимся к нему исполниться еще предстоит).

3. О БЕСПРИМЕРНОМ НАСИЛИИ В СРЕДЕ ИЗРАИЛЯ (3:9−10)

Ам 3:9−10. Приглашение жителей Финикии и Египта «полюбоваться» на великое бесчинство притеснения и насилия, совершающиеся в Израиле (стих 9), есть литературный прием, направленный на усиление обличений тех, кому принадлежала власть в Самарии. Они утратили самое чувство справедливости. Последняя фраза стиха 10 звучит по-русски в свободном переводе; ближе к еврейскому тексту было бы так: «насилием и грабежом они наполняют чертоги свои». Фраза, по всей вероятности, имеет тот смысл, что и сокровища «в чертогах» собраны грабежом, и самая атмосфера в них пропитана насилием.

4. О ГРЯДУЩЕЙ КАТАСТРОФЕ (3:11−15)

Ам 3:11−12. Оба эти стиха сложны для понимания и перевода и местами переданы условно. Полагают, что начало стиха 11 может быть понято как восклицание: «вот неприятель окружает всю твою землю!» Пророк, по всей вероятности, видел полчища ассирийцев. Под словом могущество, скорее всего, подразумевались крепостные стены и башни израильской столицы (Самарии). В стихе 12 аллегорически выражена мысль о том, что от грядущей катастрофы будет спасен (в значении «уцелеет») лишь ничтожный остаток, подобный «части» растерзанного барана или овцы, вырванной пастухом из пасти львиной; пастуху эти «части» нужны были в доказательство того, что животное действительно было растерзано, а не украдено или продано им (Исх 22:10−13).

Весьма трудна для понимания последняя фраза в стихе 12. Представляется обоснованным или, по крайней мере, логичным отнесение ее к стиху 13. Дело в том, что не поддается объяснению, почему жители Самарии оказываются сидящими в Дамаске на ложе. Существует предположение, что на «сынах Израилевых» стих 12 должен закончиться. И что в стихе 13 содержится обращение (сходное с тем, что в стихе 9) к язычникам в Дамаске и в каком-то другом не израильском городе (остается наугад поставить название его, вместо Самарии, допустив, что здесь вкралась ошибка или описка).

Ам 3:13−15. Если принять предлагаемое выше прочтение стихов 12 и 13, то в стихе 13 язычники приглашаются «засвидетельствовать» дому Иакова — и тем как бы подтвердить — справедливость Божией кары, грядущей на него. Господь в этом контексте назван Богом воинств небесных, или Богом Всемогущим (Саваофом) с тем, чтобы подчеркнуть: наказание, которое совершится по воле Его, будет страшным.

Пророк возвещает слушающим его, что жертвенники их и дома будут разрушены. Русский текст стиха 14 несколько отличается от такового в англ. переводах Библии, в которых поклонение тельцу в Вефиле не названо причиной наказания. Говорится лишь об отсечении рогов алтаря. Напомним, что Вефиль стал, наряду с Даном, местом царского святилища, возведенного по воле Иеровоама I (7:10−13). Царь Израиля, желая удержать своих подданных от паломничества в Иерусалимский храм (на территории Иудеи) ввел поклонение Иегове в упомянутых израильских городах в образе золотого тельца (3Цар 12:26−30; Ос 10:5).

Но изображение Невидимого в образе быка, или тельца (который как образ божества был весьма характерен для древнего Востока) автоматически превращало культ в Вефиле (как и в Дане) в языческий. Тем не менее, у израильтян Вефиль как религиозный центр пользовался большой популярностью. Жертвенники его, в речи пророка, как бы символизируют постоянное неповиновение Израиля Богу. в книге Исход говорится о рогах на жертвенниках (при скинии) для всесожжении и курений (Исх 27:2; 30:2).

Они были воспроизведены и на жертвенниках в Вефиле, поскольку играли существенную роль: их помазывали кровью жертвенных животных (Ис 29:12); спасающийся от преследователей получал убежище, если успевал схватиться за рога жертвенника (3Цар 1:50; 2:28; Исх 21:12−13). Известно, однако, что убийцу, «схватившегося за рога алтаря», насильно отрывали от него, лишая пощады (Исх 21:14). Отсюда правомочно видеть известную символику в намерении Бога «отсечь рога алтаря в Вефиле»: не хотел ли Господь сказать Израилю, что грех его в Его глазах настолько велик, что Он лишит его возможности «просить убежища» и отдаст в руки врагов, которые придут!

В стихе 15 говорится о разрушении богатых домов: только богачи могли позволить себе иметь дома зимние и дома летние. К примеру, царь Ахав (9-ый век до Р. Х.) имел зимний дворец, возведенный на теплой Изреельской равнине (3Цар 21:1), помимо основной своей резиденции в Самарии. Роскошными были дома, украшенные инкрустациями из слоновой кости и меблированные предметами обихода из нее (Ам 6:4; сравните с 3Цар 22:39; Пс 44:9). Все это будет «поражено», говорит Господь устами Амоса, и не станет многих домов. Пророчество его осуществилось, когда полчища ассирийцев вторглись в Северное царство.

Б. Второе послание (глава 4)

Вторую свою речь Амос начинает с предупреждения знатных женщин Израиля об ожидающем их изгнании: эта кара постигнет их за то, что они бессердечно притесняют бедных и угнетают нищих. Здесь же осуждение народа в целом за его лицемерие в вере и за упорное нежелание покаяться несмотря на то, что «предупредительные» наказания свыше постигают его вновь и вновь.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Амоса, 3 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.