1. О ПРИТЕСНЕНИИ БЕДНЫХ (4:1−3)
Ам 4:1. «Телицами Васанскими» пророк называет самарийских аристократок, которые купаются в роскоши и упиваются дорогими напитками. Средства на это они требуют от своих «господ» (мужей), те же добывают их, беззастенчиво притесняя бедных и нищих.
Напомним, что Васан находился в Трансиордании, восточнее Геннисаретского озера. Славился своими тучными пастбищами (Иер 50:19; Мих 7:14) и откормленным скотом (Иез 39:18; Пс 21:13). Отсюда образ, к которому прибегает Амос.
Ам 4:2−3. Страшная участь ожидает изнеженных самарянок. Вот, придут на них дни, предрекает пророк, когда повлекут их прочь из города. Враги (ассирийцы) захватят и разрушат Самарию и потащат женщин из роскошных чертогов их сквозь многочисленные проломы в городских стенах. Следует образ рыбной ловли (как образ безжалостного истребления): самарянок «повлекут крюками», а уцелевших поначалу (остальных ваших) — удами.
Перед глазами как бы возникает рыболов, перекинувший через плечо связку рыб, нанизанных на один «крюк»: он «тащит» их на рынок. Подобно тому «потащат» из разрушенной Самарии вчера еще беспечных ее жительниц в Ассирию. Орудия войны, напоминавшие рыболовные снасти, действительно употреблялись ассирийцами.
2. О РЕЛИГИОЗНОМ ЛИЦЕМЕРИИ (4:4−5)
Ам 4:4−5. Стих 4 звучит пародией на призыв священника к паломникам войти в святилище Божие, чтобы поклониться Господу и воздать Ему славу (сравните этот стих с Пс 94:6; 95:9; 99:4). Амос «приглашает» весь Израиль «идти в Вефиль и в Галгал, чтобы грешить и умножать свои преступления» (т. е. вновь и вновь действовать вопреки завету с Господом).
В Вефиле, на севере Израиля, было, как помним, святилище, где сам царь поклонялся Иегове в образе тельца. В Галгале, при вступлении Израиля в землю обетованную, были установлены, в честь этого события, памятные камни (Нав 4); в 8-ом веке до Р. Х. Галгал все еще оставался центром паломничества, где совершались жертвоприношения (Ам 5:5; Ос 4:15; 9:15; 12:11).
Для слушателей Амоса стих 4 звучал горькой иронией, так как в нем обыгрывался существующий порядок жертвоприношений. Так десятины, предназначенные в помощь левитам и бедным (Втор 14:28−29), отделялись каждые три года (а вы приносите их хотя каждые три дня! — восклицает Амос, подразумевая, что толку от этого все равно не будет). Впрочем, существует и альтернативное прочтение этого места, исходящее из порядка жертвоприношений, существовавшего в Вефиле (он отличался от принятого в храме). Пророк мог подразумевать: делайте, как делаете, но не ждите пользы от этого.
Приносите в жертву (всесожжения) благодарение квасное. Имеется в виду благодарственное хлебное приношение (Лев 7:11−15). Место это не вполне ясное, так как, принося жертву в благодарность за благословения и ответы на молитвы, сжигали не кислый, а пресный хлеб. Может быть, и тут присутствует ирония: сжигайте хоть кислый хлеб! «Добровольные приношения» или «жертвы по усердию» (Лев 7:16; 22:17−19) должны были совершаться именно «по велению сердца», но для израильтян и они сделались предметом похвальбы.
Своим лжеусердием они стремились произвести впечатление на людей и на Бога. Вкупе с тем, что урожай, с которого они давали десятины, они порой выращивали на присвоенной земле, а жертвенных животных откармливали на лугах, насильно у кого-то отнятых, приношения и жертвы их лишь оскорбляли Господа (сравните с Ис 1:10−20; Мих 6:6−8).
Таблица наказаний по Завету:
Наказание | Амос | Левит | Второзаконие | 3-й Царств |
Голод | 4:6 | 26:26, 29 | 28:17, 48 | 8:37 |
Засуха | 4:7−8 | 26:19 | 28:22−24, 48 | 8:35 |
Болезнь растений | 4:9 | 26:20 | 28:18, 22, 30, 39−40 | 8:37 |
Нашествие саранчи | 4:9 | — | 28:38, 42 | 8:37 |
Эпидемии | 4:10 | 26:16, 25 | 28:21−22, 27, 35, 59−61 | 8:37 |
Военное поражение | 4:10 | 26:17, 25, 31, 36−39 | 28:25−26, 49−52 | 8:33 |
Опустошение земли | 4:11 | 26:31−35 | 29:23−28 | — |
3. О НЕЖЕЛАНИИ КАЯТЬСЯ (4:6−13)
Ам 4:6. В книгах Левит и Второзаконие записано, что за неповиновение Ему Господь будет карать народ Свой. В стихах 6−11 четвертой главы говорится о том, как исполнял Бог это Свое предупреждение в отношении евреев в их прошлом. И в каждом из стихов (за исключением стих 7) Амос подразумевает, что характер Божиих наказаний — лечебный, так как цель их — побудить народ к покаянию. Увы! Результата предупредительные наказания не принесли. Но вы не обратились ко Мне, говорит Господь — горестной этой фразой заканчиваются стихи 6, 8−11.
Фраза голые зубы (стих 6) при точном переводе с еврейского звучит как «чистые зубы» (подразумевается, «чистые от пищи», «не знающие пищу»), т. е. речь идет о попущении голода; мысль расшифровывается во второй части стиха и в той или иной форме продолжается в следующих трех стихах.
Ам 4:7−8. Ведь нередко голод следовал за засухой, которая описывается в стихах 7−8. Устами Амоса Бог напоминает израильтянам, что удерживал от них весенний дождь, столь необходимый для летней жатвы. Причем дисциплинарная мера эта носила выборочный характер: Господь на одни город (участок) проливал дождь, а на другой — нет.
По мысли Амоса, именно в этой «неповсеместности» дождя израильтяне должны были видеть действие десницы Божией. Но они не видели. И, страдая от голода и недостатка воды (чтобы напиться воды, они шли из одного города в другой; стих 8), упорно не понимали (или не желали понять!), в чем причина их несчастий.
Ам 4:9. Посевы хлеба гибли на их полях, «заболевая» разными видами болезней, поражающих растения. (То, что в русском тексте передано как «ржа» и «блеклость», означает, собственно, «почернение» и «пожелтение» хлебных колосьев; это происходит под действием восточного ветра и того, который иногда дует в Палестине в ноябре.) А сады их и виноградники пожирала гусеница. Но все это не побудило израильтян к покаянию.
Ам 4:10. Характер наказаний менялся, и они следовали друг за другом. В этом стихе речь о войнах, которым нередко сопутствуют вспышки эпидемий. И то и другое несло народу смерть. Легко представить себе, как поражали эпидемии массы людей, «скучившиеся» в стенах осажденного города или в военном лагере (смрад от станов ваших (точнее, от множества трупов в этих станах) поднимался в ноздри).
«Моровая язва, подобная Египетской»; имеется в виду какая-то страшная болезнь, поразившая египтян при исходе из их страны евреев (Исх 9:3−5; 12:29−31). Вообще же эту страну периодически поражали эпидемии, уносившие множество жизней, и ссылки на «болезни Египетские» встречаются в Ветхом Завете неоднократно (Втор 7:15; 28:27, 60). И все-таки речь здесь в первую очередь идет о неудачных для израильтян войнах (возможно, с сирийцами). И картина «станов, заваленных трупами юношей», может быть, подразумевает именно огромные поражения, которые несли евреи по Божиему попущению.
Ам 4:11. Тут речь, возможно, о стихийном бедствии, может быть, о землетрясении, упоминаемом в Ам 1:1. Лишь немногие спаслись от него, подобно головням, выхваченным из огня.
Ам 4:12. И вот, поскольку Израиль «не реагировал» на прежние кары, уготовано ему бедствие самое тяжкое, встреча («сретение») с Богом, много страшнее прежних. Да будет он готов к ней! Посему так поступлю Я с тобою, Израиль относится к уничтожению Северного царства, предсказанному Амосом в 3:11−15.
Ам 4:13. Если до сих пор Амос говорил от имени Господа, то теперь говорит от себя, напоминая израильтянам о всемогуществе Творца (толкование на 3:13), Который приближается к столице Северного царства (Ибо вот Он); сравните с Мих 1:3−5. Господь Бог Саваоф объявляет человеку о намерениях Своих (сравните с 3:7), объявил и теперь (через него, Амоса) о беспримерном суде, грядущем на Израиль.
Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Амоса, 4 глава. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.