III. Послание третье: Обличение греха и обещание благословений (главы 6−7)

А. Господь обвиняет (6:1−5)

Мих 6:1−2. Глава 6 начинается с аллегории суда, в котором обвинителем выступает Сам Господь, а обвиняемый — народ Его, Израиль. Встань, судись, обращается к нему Господь. И вновь (сравните с 1:2) приглашает «во свидетели» обитателей земли, населяющих горы и долины (так многие склонны читать фразу твердые основы земли, видя в этих «основах» как бы глубокие долины, в которые горы уходят «корнями» своими).

Аллегория свидетелей основана на том, что изначально Бог хранил и благословлял народ Свой, с которым связал Себя узами завета, и жители земли, прообразом коих являются горы (долины), были сему свидетелями.

Мих 6:3−4. Пророк, говорящий в судебном «состязании» (стих 2) от имени Бога, начинает его с обвинения Израиля в неблагодарности. Народ Божий имел обыкновение роптать на Своего небесного Благодетеля, и «жаловаться» на Него, но оснований для ропота и жалоб у него не было. И нечего ответить ему на вопрос Господа, звучащий в стихе 3 как вопрос риторический. Ничего плохого (несправедливого) Господь ему не сделал, никаких незаслуженных «тягот» не налагал на него. Следует, напротив, перечисление благодеяний, совершенных Богом в отношении Израиля, начиная от освобождения его из Египта, из земли… рабства.

Слова об «искуплении» (еврейское падах находим во Втор 7:8; 9:26; 13:5; 15:15; 24:18) должны были напомнить слушателям Михея о заклании пасхальных агнцев — с тем, чтобы в еврейских семьях не погиб ни один из первенцев (Исх 12:3, 7, 12−13). Имя Моисея, вероятно, должно было напомнить им о законе, данном через него, имя Аарона — о системе священства, игравшего такую важную роль в жизни Израиля.

Мариамь, возможно, упомянута как пророчица (Исх 15:20), и с тем, чтобы привести на память евреям ее хвалебную и благодарственную песнь Господу (Исх 15:21 и далее). Кроме того, имена Моисея, который «представил» Бога людям, и Аарона, который представлял людей (евреев) перед Богом, должны были напомнить Израилю об исключительности его взаимоотношений с Господом.

Мих 6:5. А далее Михей напоминает своим соплеменникам о знаменательных событиях и фактах, которые пережили их праотцы в пустыне. Он говорит о том, как Валак, царь Моавитский, пытался уговорить Валаама проклясть народ израильский (Чис 22−24), но тот, как бы помимо своей воли, благословил его и прославил. Не было ли и это свидетельством Божией милости к Израилю! И то, что происходило от Ситтима до Галгал, было в этом смысле знаменательно.

В устах пророка две эти местности в Палестине послужили кратким напоминанием о завоевании евреями земли Ханаанской. Дело в том, что в Ситтиме была последняя стоянка Израиля на восточной стороне Иордана (Нав 3:1), первый же стан свой по чудесном переходе через Иордан (Нав 4:18−19) они раскинули у Галгал. Ни в одном из этих случаев, событий, меч Господь «не отягощал» (стих 3) Израиля, а, напротив, был его Защитником и Благодетелем.

Б. Ответ Михея от имени народа (6:6−8)

В этих широко известных стихах пророк отвечает Господу на Его обвинение. Он говорит от лица народа и как человек праведный, вполне сознающий вину этого народа. В вопросах Михея (стихи 6−7) многие комментаторы его книги читают, кроме того, покаянное желание народа уяснить для себя путь истинного Богопознания.

Мих 6:6−7. Есть ли это путь жертвоприношений — самых обильных и дорогих? Что может быть дороже для человека чем первенец его? Не его ли «отдать» Богу в жертву за преступление отца? Конечно же, Михей сознавал, что и самыми щедрыми приношениями нельзя угодить Господу, тем более отвратительным в Его глазах принесением в жертву детей, запрещенным законом (Лев 18:21; 20:2−5; Втор 12:31; 18:10). В сущности, он задает Богу риторические вопросы — чтобы подвести Израиль к тому единственному, чем он действительно может «угодить» Господу.

Из сказанного не следует, что пророк принижал значение системы жертвоприношений. Она была установлена Господом, чтобы, среди прочего, донести до человеческого сознания (и укоренить в нем!) мысль о возможности искупления греха. Как праведный член сообщества Завета Михей несомненно принимал всю левитскую систему как угодную Господу.

При этом он, однако, понимал, что сами по себе жертвоприношения предназначены были служить лишь внешним выражением глубоко внутреннего чувства зависимости от Бога и доверия Ему — Источнику всяческой милости и благодати. А посему, понимал пророк, от Бога «откупиться» невозможно. Человек может угодить Ему только «изменением сердца» и вытекающим из этого изменением своего отношения к окружающим и всему происходящему в мире (а значит и повседневного своего поведения).

Мих 6:8. В стихе 8, наиболее известном из этих трех, Михей сам, от имени Господа, дает ответы на вопросы, заданные им в стихах 6−7.

О, человек! — это обращение к каждому члену израильского сообщества. Каждому из них следует жить по законам справедливости, любить дела милосердия, усмирять чувства свои и страсти, желания и похоти. Только тогда жертвы приносящих их не будут отвергнуты. Мысли Михея об этом весьма созвучны мыслям его предшественников — Амоса, Осин, Исаии (Ам 4:4; Ос 5:6; Ис 1:11, 16−18). В развитие сказанного можно добавить: Михей утверждает здесь, что Бог не хочет лишь ритуальных контактов с человеком, Он ждет от него внутреннего отклика. Да не будет связь с Ним бременем («тягостью»; сравните со стихом 3) для человека.

В. Бог судит за грех (6:9−16)

Не встречая в Израиле такого отклика, но — нечестие и неверность, Господь говорит о наказании, грядущем на него.

О ГРЕХАХ НАРОДА (6:9−12)

Мих 6:9. Стих сложен для понимания, читается и объясняется неодинаково. Глас Господа обращен к городу (большинство комментаторов думает, что к Иерусалиму, некоторые — что к Самарии). В следующей фразе выражена та мысль, что мудрые с благоговением слушают слово Божие. Следуя логике такого понимания, последнюю фразу (слушайте жезл) здесь орудие грядущего наказания, олицетворение его (и далее) толкуют в том смысле, что и кару, заслуженную им, городу (народу) следует принять со смирением.

Мих 6:10−12. А она воистину заслужена «городом». Ибо сокровища его накоплены бесчестными способами, и обычное дело для торгующих в нем пользоваться фальшивыми «мерами» и обманчивыми гирями, т. е. обмеривать и обвешивать покупателей. Могу ли я оправдать их, считать их чистыми? — именно так правильнее читать начало стиха 11. Ведь неправды… исполнены… как богачи этого «города», так и все жители его! — восклицает пророк от имени Господа.

О НАКАЗАНИИ ЗА ГРЕХИ (6:13−16)

Мих 6:13−15. Начало первой фразы стиха 13 правильнее читать как «То и Я начал (или начну) поражать тебя». Устами Михея Господь грозит народу опустошением, т. е. вторжением в землю его врагов со всеми вытекающими из этого последствиями. По своему содержанию эти стихи весьма близко перекликаются с рядом стихов из книги Левит и из 28 главы книги Второзаконие, где через Моисея Бог предупреждал евреев о карах, которые постигнут их в случае неповиновения Ему. Втор 28:20. В Мих 6:14 частично цитируется Лев 26:26. Сравните также эти стихи с Лев 26:16−17; Втор 28:30 и 28:33. Мих 6:15 сравните с Втор 28:39−40.

Мих 6:16. Вместо того чтобы следовать заветам и постановлениям Господа, народ Его «хранит» обычаи Амврия и во всем повторяет дела дома (династии) Ахава. Амврий и Ахав были худшими из царей Северного царства. В их правления отпадение от Господа сделалось явным и повсеместным. Процветали языческие культы, включая культ Ваала (3Цар 16:21 — 22:40). Амврий был родоначальником дома Ахавова, а сам Ахав — наиболее ярким представителем его.

В его царствование пророки, посылаемые Господом, уничтожались (3Цар 18:4). Через Гофолию, дочь Ахава, вступившую в брак с иудейским царем Иорамом, «нечестие» Северного царства (Израиля) передалось царству Южному (Иудее) и глубоко поразило его (4Цар 8:18). Последнюю фразу в стихе 16 толкуют двояко. 1) Вы понесете поругание (в значении «наказания»), назначенное народу Моему (подразумевается, за отпадение от Меня). 2) За свое нечестие вы сделаетесь предметом посмеяния и поругания среди народов.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Михея, 6 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.