II. Плачевная песнь по Вавилону (глава 2)

А. Аввакум «на страже» (2:1)

Авв 2:1. Метафора этого стиха, имеющая глубокий духовный смысл, отражает то специфическое состояние, которое временами давалось пророкам для получения ими откровений свыше. Вот, Аввакум принес Богу свои жалобы, свое недоумение: неужели такое возможно, чтобы язычники стали господствовать над народом Иеговы?

Теперь он ждет ответа от Него, для чего готов «стать на стражу» (в большинстве переводов первой части стиха 1 употреблено будущее время: на стражу стану я…, я буду наблюдать…). Пророк хочет сказать, что внутренним духовным взором станет смотреть на то, чему быть предстоит после разрушения храма и Иерусалима, после плена вавилонского. Тот нюанс, что все это сделается предметом именно внутреннего виденья, что ответ Бога будет обращен к внутреннему человеку пророка, хорошо отражен в русском переводе: «чтоб узнать, что скажет Он во мне».

Из сказанного ясно, что «стража» и «башня» (еврейские мишмерет и мацор) здесь не буквальные, они — символы пророческого служения (как в Ис 21:8). Стих 1 может следовательно быть перефразирован таким примерно образом: «в том чине, в который возведен, я стану выполнять дело, которое поручено мне.» Дело это было общим для всех израильских пророков, действительно призванных Богом, — быть стражами дома Израилева (Ис 52:8; Иер 6:17; Иез 3:17).

В качестве таковых — чтобы охраняли целостность и святость завета, от которого народ Божий имел прискорбную тенденцию часто отступать, — их ставил Сам Иегова — Верховный Пастырь и Страж Израиля (Пс 79:2; 120:4). Конкретно дело, или работа, пророков, которым должно было быть выше своих современников во всех отношениях, состояло в постоянных наставлениях, обличениях, угрозах, но и в утешениях народа.

Для этого сами пророки нуждались в особом просвещении от Духа Божьего, в случаях же и обстоятельствах крайне важных (как те, что излагаются Аввакумом) духовное служение их должно было исполняться особенной силы, уподобляясь подвигу того, кто руководит (во время вражеской осады) защитой городских стен. Это уподобление несению духовной стражи на стенах Иерусалимских находим, к примеру, в Ис 62:6.

Служение в чрезвычайных обстоятельствах начиналось как бы по инициативе пророка — с его молитвенного вопрошения Бога о воле Его, которую ему, пророку, следовало передать людям (к примеру, Дан 9:3, 20 и далее).

Метафора разбираемого стиха (2:1) весьма глубока. «Башня» есть как бы возвышенное место, на котором «утверждается мыслью» в своей беседе с Богом пророк. Здесь в известном смысле передается психологическое состояние тех, кто удостоивались пророческого дара. Они, постоянно нуждавшиеся в руководстве свыше, «на башне, стояли» не всегда, но временами, ибо это образ особого настроя души, готовой к принятию ответа на молитву, вознесенную «стражем».

Последняя часть стиха 1 читается по-разному, но смысл ее в раздумьях пророка о том, как вести себя и что говорить потом, когда ответ свыше будет получен.

Б. Бог повелевает: «Запиши» (2:2−5)

1. ДА БУДЕТ ОТКРОВЕНИЕ СВЫШЕ ЗАПИСАНО ЯСНО (2:2)

Авв 2:2. На этот раз Бог, по-видимому, ответил пророку немедленно (сравните с первой фразой в 1:2). Внутренним слухом услышал Аввакум Его повеление записать то, что будет ему сказано (по-еврейски буквально — видение) на скрижалях (каменных или глиняных таблицах, подобных, вероятно, тем, на которых записаны были 10 заповедей, полученных Моисеем, — Исх 31:18; Втор 9:9).

Поскольку то, что будет открыто Аввакуму, — очень важно, но исполнится не скоро (начало стиха 3), это необходимо запечатлеть для потомства. Сравните с подобным повелением, полученным пророком Исаией (Ис 30:8). При буквальном переводе с еврейского последняя фраза в стихе 2 звучит так: «чтобы мог бежать читающий его». Подразумевается «бежать» с целью быстрого распространения среди евреев известия, полученного свыше.

Не лишено, вероятно, оснований мнение некоторых исследователей Библии, что подобные «скрижали» (таблицы, доски), по зачтению народу текста, запечатленного на них, передавались на хранение в храм. Благодаря этому и дошли до нас неповрежденными многие пророчества. Так же в принципе сохранялись и ассиро-вавилонскне клинописные «документы», заполнявшие целые большие помещения и обнаруженные многие столетня спустя.

2. ОТКРЫТОЕ АВВАКУМУ ИСПОЛНИТСЯ НАВЕРНЯКА (2:3)

Авв 2:3. Пророку сообщается, что видение, которое он получит, относится к некоему определенному (в значении отдаленного) времени (сравните с Дан 8:17, 19, 26; 10:14; 11:27, 35). Фраза и говорит о конце в евр. тексте имеет смысл жадного стремления к концу (в значении осуществления); это подчеркивается последней фразой стиха: ибо непременно сбудется, не отменится.

В отличне (подразумевается) от пророчества ложного (выражено фразой и не обманет). Весьма важен в этом стихе заключенный в нем призыв к терпению. Та или иная степень его предполагалась в любом пророческом откровении. Осуществления его надо было ждать. Как бы — на человеческий взгляд — ни замедлило оно.

Есть основания думать, что «конец», о котором говорится здесь, относился не только к предстоявшей гибели нечестивого Вавилонского царства, но подразумевал совершение суда Божьего в более глобальных масштабах (в мессианское время) и падение «Вавилона великого» в конце времени великой скорби (Откр 17−18). Но одно очевидно: открываемое Богом Аввакуму произойдет обязательно — в согласии с Его совершенным планом.

На этот стих ссылался автор послания «К евреям», когда призывал гонимых христиан к терпению (Евр 10:37). В свободном цитировании им слов Аввакума чувствуется, однако, мессианский подтекст: день, когда Царь царей станет править на земле по законам совершенной справедливости, непременно наступит!

3. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ «НАДМЕННОГО» ПРАВЕДНОМУ (2:4−5)

Авв 2:4. Тут «квинтэссенция» Божьего ответа Аввакуму. Два тезиса, которые содержатся в этом стихе, не только противопоставлены один другому, но и объясняют друг друга. В них-то и выражено суждение Господа как о народе, которому Он попустит угнетать народ Свой, так и об этом последнем. Надо сказать, что в оригинале в стихе 4 сказано больше, чем передано в русском тексте этого стиха. О халдеях в нем говорится как о некоем «пухнущем, раздувающемся наросте» (образ национального характера народа-завоевателя, который в надменности своей и самообожании достиг последней степени дерзости забыл о Боге).

Все это передано одним еврейским словом — офел. Но тут же и другое слово — яшар, употребленное с отрицанием и подразумевающее нравственную недостаточность вавилонян, отсутствие у них смирения и чистоты сердца (по-русски передано словами «не успокоится»). В этих двух словах, определяющих характер халдеев, подразумевается согласие Господа с Аввакумом в том, что иудей праведнее них (1:13) и при всех своих согрешениях превосходят их в нравственном отношении. Из этих же слов следует, что безнравственному народу-насильннку грозной кары Божией не избежать.

И мысль эта становится еще более очевидной из противопоставления халдеям народа-праведника, который верою жив будет. Тут косвенный ответ на вопль Аввакума (в котором и вопрошение, и надежда) в 1:12 — «ведь мы не умрем? это только для наказания совершится?» Ответ относительно конечной участи еврейского народа. Но вместе и ответ, касающийся судеб праведников, сколько ни живет их на земле. Бог ответил пророку, что именно в них будут обитать мир и полнота жизни — в тех, кто, вопреки всем испытаниям и лишениям, не усомнится в Боге, будет доверять Ему до конца.

Этот ответ и передал Аввакум своим согражданам. Ибо в нем, по словам одного из современных библеистов, открылся ему единственный спасительный исход из темных лабиринтов жизни. Вера — это то невыразимое, чем достигается близость к Богу и повседневное пребывание с Ним; она поднимает человека туда, где сами собой разрешаются все вопросы и недоумения, ибо человек начинает видеть жизнь глазами Божьими. Объяснить это на земном языке крайне трудно. Но Аввакуму ясно стало из ответа Бога, что Он творит Свои суды иначе, нежели человек, что людям нужно лишь всецело вверить себя Ему.

Ключевая мысль стиха 4 «праведный своею верою жив будет» — сверкает, подобно алмазу на черном фоне. Трижды цитируется она в Новом завете (Рнм. 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38). Но в новозаветных посланиях слова эти обретают более глубокий смысл, чем у Аввакума, ибо подразумевают не только мирную, Богом благословляемую, жизнь праведника на земле, но и радость спасения в вечности.

Авв 2:5. С этого стиха в сущности начинаются размышления пророка по поводу ответа, полученного им свыше, но они приходят к «стоящему на страже» под действием Духа Божия и потому являются продолжением его пророчества. В стихе 5 — метафора военной «ненасытности» халдеев, которые, подобно смерти (аду), хотели бы поглотить все народы. Примечательно сравнение их с вином: сохранились исторические свидетельства о безмерной приверженности к нему халдеев. Собственно из Библии известно, что Вавилон пал, пока юный царь Валтасар пировал со своими приближенными (Дан 5).

В. Аввакум провозглашает «горе» (2:6−20)

О гибели Вавилона, о которой Бог поставил Аввакума в известность, подробно и красочно говорится в «притче и насмешливой песне» по Вавилону (она же и «плачевная песнь»), которая вложена в уста некогда побежденных и мучимых халдеями народов: теперь они радуются падению своих притеснителей.

Песнь эта (еврейское машал; подразумевает любую поэтическую композицию, построенную по принципу параллелизма, будь то притча, пословица, ода или плачевная песнь, наподобие записанной тут) состоит из пяти строф, по три стиха в каждой (за исключением последней строфы). В каждой из строф находим «горе» (стих 6, 9, 12, 15, 19).

1. ГОРЕ ГРАБИТЕЛЯМ (2:6−8)

Авв 2:6−8. Халдеи — народ-грабитель — представлены как бы в одном лице. Горе ему! Тому, кто без меры обогащает себя не своим. Евр слово, переданное по-русски как «залогами», считается «темным» в этом тексте. Многие исследователи склонны были его рассматривать как составленное из двух слов и означавшее что-то вроде «массы грязи». Если это так, то мысль в конце стиха 6 сводится к тому, что халдеи «обременяли» себя «густою грязью», награбленных богатств. В историческом плане это продолжалось довольно долго.

Но пространный риторический вопрос, образующий стих 7, в сущности начинается в стихе 6 — с фразы на долго ли? Ответ подразумевается: не далек тот день, когда Вавилону воздастся по преступлениям его. Ограбленные им народы восстанут и взыщут с него с лихвою за все — и за «расхищенное» и за пролитие крови человеческой и за разорение каждой страны и каждого города.

2. ГОРЕ АЛЧНЫМ (2:9−11)

Авв 2:9−11. В стихе 9 продолжение мысли о «неправедных приобретениях», которая повернута несколько иным ракурсом; тут она служит началом размышления о том, что благосостояние и величие, построенные на чужом горе, обречены. Ложное представление, будто, принося беды другим, можно обезопасить от несчастия себя, подведет следующих ему.

Гнездо их не устоит на высоте. Поступающие против закона Божьей справедливости лишь навлекут бесславие на дом свой и отяготят душу свою грехами. Продолжение метафоры дома, подвергшегося бесславию, можно видеть в стихе 11: самые камни и дерево, из которых он сооружен, возопиют о гибельности такого «строительства».

3. ГОРЕ НЕЧЕСТИВЫМ И БЕССЕРДЕЧНЫМ (2:12−14)

Авв 2:12−14. Это они, камни и дерево, слагающие «дом неправды», провозглашают Горе такому же городу (стоящему на крови и пропитанному потом сооружавших его рабов) и многим крепостям (возведенным неправдою). Речь тут как будто бы все еще о халдеях, но уже не только о них, а и о «народах», вообще, которые «появляются» в стихе 13.

Если в каждой из предыдущих строф этой Песни мысль о грехах вводится в первом стихе восклицанием «Горе!» и раскрывается в последующих двух стихах, то в этой строфе (стихи 12−14) внимание уже во втором стихе переключается на Господа Саваофа (Всемогущего). Самым именем Его как бы подчеркивается ничтожность пустых амбиций народов, стремящихся к утверждению себя, без содействия Божия, «на высоте» (стих 9). Он попускает им трудиться для огня («в пищу огню»; сравните с Иер 51:58) и «мучить себя напрасно».

По контрасту с их суетой, замешанной на крови и преступлениях, тем ярче воссияет однажды слава Господа, и земля наполнится познанием ее, как воды наполняют море. Стих 14 созвучен возвещенному пророком Исаией (Ис 11:9). (Об «исполнении земли славой Божией» читаем также в Чис 14:21; Пс 71:19 и в Ис 6:3.) Заявлением, что вся «земля будет наполнена ведением Господа», Исаия завершает свое описание мессианского Царства. Аввакум говорит, что «земля наполнится познанием славы Господа». Здесь видят различные нюансы, имеющие определенный смысл.

Исаия говорит о характере Царства, Аввакум — о его установлении, о начале великого Действия. Бог ниспровергнет будущий Вавилон (Откр 17−18) и все безбожные силы (Откр 19:19), им представляемые. Слава Господня (Мф 24:30) сделается зримой в Тысячелетнем царстве и познана будет по всей земле. Иер 31:34. Познание это станет распространяться «вширь и вглубь» — отсюда сравнение его Аввакумом с водами, которые наполняют море.

4. ГОРЕ ТЕМ, КТО УНИЖАЕТ И МУЧИТ ДРУГИХ (2:15−17)

Авв 2:15−17. Возвращение к Вавилону древнему, которому предстояло внезапно возвыситься. В четвертом «горе» (а именно в стихе 15) образно говорится об особенном коварстве вавилонян, о злобной их хитрости. Подобно вероломному человеку, спаивающему вином незадачливого своего друга, — с целью злорадно насладиться непотребным его видом и беспомощным положением, халдеи «спаивали вином» дружественных заверений целые народы, вовлекая их в союзы с собой (4Цар 20:12 и далее), чтобы затем насладиться их военной беспомощностью и политическим унижением. Непосредственно образ взят Аввакумом от крайней развращенности, царившей на пирах халдеев. По еврейскому преданию, одним из излюбленных развлечений на этих пирах было приводить на них пленников, спаивать их до безобразия и заставлять плясать обнаженными, чтобы хохотать над «срамотой» их.

По преступлениям будет и наказание, провозглашает Аввакум: ты пресытишься срамом, вместо славы, и тебе будет поднесена чаша гнева правой рукой Господней — та самая, которую некогда Бог вручил тебе — для пролития ее на другие народы. Теперь же тебе самому предстоит испить ее до конца — в посрамление славы твоей, в обнаружение собственной твоей срамоты (по-еврейски буквально: показывай свое необрезание; в представлении иудеев отсутствие обрезания было знаком позора).

В стихе 17 приводится одно из обоснований предстоящего суда: злодейство халдеев на Ливане. Страна эта, лежащая на север от Израиля, славилась богатыми кедровыми лесами и обилием водившихся в них диких зверей. Халдеи, очевидно, варварски вырубали леса на Ливане (для возведения у себя бесчисленных дворцов из кедрового дерева) и бессмысленно истребляли при этом устрашенных животных. Но главной виной их оставалось пролитие крови человеческой, опустошение страны и города.

5. ГОРЕ ИДОЛОПОКЛОННИКАМ (2:18−20)

Авв 2:18−19. В пятом и последнем «горе» (стих 19) открывается первопричина всех грехов вавилонян, да и остальных языческих народов: это идолопоклонство. Что за польза от истукана, сделанного художником? — восклицает Аввакум. То, что «истуканы» — произведение рук человеческих, служило всем библейским писателям первым доказательством их ничтожества и бессилия (сравните с Пс 134:15; Ис 44:9). Слову «истукан» в еврейском тексте соответствует «вырезанный образ» (т. е. вырезанный из дерева или камня). Ни от него, ни от литого (т. е. вылитого из металла) лжеучителя (обманывающего возлагаемые на него надежды), нет решительно никакой пользы.

Устами Аввакума Бог осуждает тех, кто полагается на свое произведение и обращается к дереву и камню, словно к живым: «встань!» «пробудись!» Тогда как они бессловесны, и нет в них дыхания. Слова Аввакума приводят на память сцену со жрецами Ваала, которые «соревновались» с Илией (3Цар 18:26−29).

Авв 2:20. Этот стих стоит особняком и к провозглашению «горя» не относится. В нем — выразительное противопоставление безгласным идолам — Иеговы Всемогущего, Единственного, Кто достоин веры, Кто не обманет надеющихся на Него. Он управляет вселенной. Ему не надо кричать: «Встань!» и «Пробудись!» Перед Ним надо склониться в благоговейном молчании.

У Аввакума нет более вопросов. Он вполне понял смысл сказанного ему. Не жалуйся! Не сомневайся! Бог не безразличен ко греху. Не бесчувствен к страданиям людей. Он не пассивен и слышит вопли, возносимые к Нему. Он все содержит во власти Своей. И поставленную Им цель Он исполнит в свое время. Аввакуму же надлежало оставаться в смиренном молчании и, храня благоговейную тишину в сердце, ожидать вмешательства Божиего в дела людские.

Завершающий стих плачевной Песни, записанной Аввакумом, служит таким образом переходом к Песне хвалы, образующей 3-ью главу его книги.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Аввакума, 2 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.