III. Два предсказания Захарии (главы 9−14)

Последний раздел Книги Пророка Захарии составляют два предсказания (толкование на 9:1−8), которые относятся к Царю мессианского времени и к Его царству. В главах 9−11 (в большей их части) подразумевается время первого пришествия Христа; ударение в них делается на теме Его отвержения, но также и на осуществлении пророчеств в истории Израиля к концу времен. Главы 12−14 сосредоточены на втором пришествии Мессии; в них подчеркивается, что с воцарением Его и начнется финальный этап в истории Израиля.

В двух этих пророчествах много мест удивительно соответствующих главным (по смыслу) откровениям, которые даны были Захарии в его восьми видениях. И этим, конечно, подтверждается единство книги в целом. Так, в первом своем видении пророк получил откровение о процветании Израиля и Иерусалима в будущем (1:7−14); места, параллельные этому, находим в первом предсказании Захарии (10:6−9) и во втором его предсказании (12:6−8 и 14:11).

Откровение о гибели языческих народов (второе видение — 1:18−21) подтверждаются в 9:1−8 (первое предсказание) и в 12:1−6 и 14:1−3 (второе предсказание). Тема Божией защиты Иерусалима и его возвышения, возникающая в третьем видении (глава 2), получает дальнейшее развитие в 9:9−17 (первое предсказание) и в 12:7−9 и 14:4−11 (второе предсказание). В 10:2−3 (первое предсказание) и в 12:10−14 и 14:8 (второе предсказание) проясняется тема духовного очищения Израиля.

Об особом укреплении Израиля Богом пророк узнает из пятого своего видения (глава 4); параллельные места находим в 10:1−6 (первое предсказание) и в 13:1−6 (второе предсказание). Тема Божиего суда над грешниками (шестое видени — 5:1−4) получает продолжение в главе 11 (первое предсказание) и в 13:7−9 и 14:12−15 (второе предсказание).

Все в Иерусалиме и Иудее сделается «святыней Господней» (14:20−21 — второе предсказание), но возможным это станет в результате «удаления нечестия» из земли израильской (седьмое видение — 5:5−11). Тема суда Господа над миром и Его управления им (восьмое видение — 6:1−8) возникает и во втором предсказании Захарии (14:16−19).

А. Об отвержении помазанного Царя (главы 9−11)

1. О СУДАХ НАД НАРОДАМИ, ОКРУЖАЮЩИМИ ИЗРАИЛЬ (9:1−8)

Каждое из двух предсказаний, содержащихся во второй половине Книги Пророка Захарии, начинается с фразы «Пророческое слово Господа». Она соответствует еврейскому масса дебхар Иехова, или (одним словом) «масса», что значит «бремя» (бремя обличений Господних, возвещения Богом несчастий). В начале под словом «масса» подразумевались пророчества, обращенные против языческих народов, к примеру, Ис 13:1; 15:1; 17:1; Наум 1:1. Примечательно, что в после-пленное время термин «масса» прилагался не только к чужеземцам, но и к евреям, которые тоже ведь заслуживали пророческих обличений, и связанные с ними предсказания отнюдь не сулили им радость.

Однако существует и другое предположение: упомянутое масса издревле употреблялось евреями в двух значениях — в соответствии с его происхождением от глагола наса, означавшего не только «нести», но и «поднимать». Если «нести» ассоциировали со словом «бремя», то «поднимать» могло пониматься и как «поднимать голос», «провозглашать», «выкликать» (в том же значении, что в Суд 9:7 или в Ис 42:2).

Если это так, то «масса» могло (в зависимости от обстоятельств) означать предвещание бедствия и просто пророчество (в общем смысле его). Возможно даже, что оно означало пророчество о спасении. В контексте Книги Пророка Захарии оба его предсказания в сущности и являются (в глубинном своем смысле) предвещанием (обетованием) спасения.

Большинство комментаторов консервативной школы видит в 9:1−8 пророчество о грядущих победах Александра Македонского на Ближнем Востоке. Если это так, то Захария, живший в Мидо-Персидской империи, предсказал выход на историческую арену Греческой империи (9:1−8, 13), Римской (11:4−14) и, наконец, мессианское будущее Израиля (главы 12−14).

Зах 9:1−2. Александр Великий мог, вероятно, быть тем человеческим инструментом разрушения и гибели, о которых говорится в этих и последующих стихах. (Порядок перечисления тут городов совпадает, как представляется, в общих чертах с маршрутом передвижения Александра по Палестине.) Но действие «инструмента» — великого полководца, по-видимому, нарочито затемнено в этом пророчестве — с тем, чтобы выделить (подчеркнуть) высшую первопричину в осуществлении суда над странами и народами, которые окружали Израиля (начиная от северных границ его).

Самым северным пунктом этого маршрута мог быть таинственный Хадрах; некоторые полагают, что так названа тут Хатарикка — «земля» (город и страна), лежавшая севернее Емафа и упоминаемая в ассирийских клинописях. Впрочем, относительно Хадраха высказывали и много других предположений, включая те, что под ним подразумевалось все Мидо-Персидское царство, либо вся та земля, которая окружала Израиля, т. е.

Сирия — в широком и не вполне определенном значении этого названия у древних (в последнем случае исходили из того, что «Хадрах» вообще не был именем собственным, но имел нарицательное значение, которое и анализировалось в лингвистическом плане). (Напомним в этой связи, что в пророческих книгах нередко встречаются символические наименования или такие, в которых пророком искусственно затемнялись общеизвестные названия той или иной страны (народа). Иеремия употреблял для этого особый «алфавит» и писал, вместо Вавилона, к примеру, Сесах.

Название того же Вавилона подменял и пророк Захария, называя его Сеннааром в 5:11 или «землею северною» в 6:8.) Но если под «Хадрахом» подразумевалась Сирия (в широком или узком значении этого слова), то логично, что вслед за ним назван Дамаск, бывший столицей той страны, которая (в более узких и четких своих границах) носила название Сирии.

Из второй половины стиха 1 следует, что всевидящее око Господа, обращенное на Израиля, но и на всех людей… остановится прежде всего на Дамаске — в том, возможно, значении, что бремя слова Господня (об этом выше) всей своей тяжестью обрушится на этот город. Падет оно и на Емаф (сирийский город на р. Оронт, лежавший севернее Дамаска).

Затем пророк называет главные города Финикии (на западе, на побережье Средиземного моря): Тир и Сидон. Ибо он очень умудрился сказано о Тире — в значении той гордой, но слепой мирской мудрости, которая забывает о славе Божией и не знает, в чем состоит истинная сила как отдельных людей, так и целых народов.

Зах 9:3−4. Тир представлял собой город, настолько сильно укрепленный, что выдержал пятилетнюю осаду ассирийцев при Салманассаре V, а годы спустя тринадцатилетнюю осаду войсками Навуходоносора. Экономическое процветание Тира, питавшее безграничные его самомнение и самодовольство, отражены в образе накопленных им — подобно пыли и уличной грязи — серебра и золота (сравните с Иез 28:4−5; 27:33).

Пророк предсказал обнищание и гибель Тира (так называемого Нового Тира, располагавшегося на острове и казавшегося совершенно неприступным), которая действительно последовала в результате пятимесячной осады его войском Александра Македонского. То, что совершится, приписывается Божиему вмешательству, решению Господа «поразить силу Тира в море и истребить его огнем» (Иез 26:17−21; 27:27, 34).

Зах 9:5−7. По вероятному маршруту следования Александра, руками которого осуществлялись суды Божии, названы Захарией четыре из пяти главных филистимских городов (опущен Геф); сравните с Ам 1:6−8; Соф 2:4; Иер 25:20. Филистимляне будут уничтожены совсем и — подчеркивается — именно как народ идолопоклонников; об этом образно сказано в начале стиха 7: прекратятся их кровавые жертвоприношения идолам, и не будут более сами поедать после них мерзкие в глазах Бога жертвенные эти «яства» (Исторгну кровь из уст его и мерзости его из зубов его); сравните с Ис 65:4.

Во второй части стиха 7 подразумевается, что выжившие филистимляне станут принадлежать истинному Богу. С Екроном произойдет то же, что с иевусеями; напомним, что эти древние обитатели Иерусалима были побеждены царем Давидом и вошли в состав народа Божиего. Полагают, что частично это пророчество Захарии о филистимлянах исполнилось при Маккавеях, которые завоевали их страну; в дни Иисуса Христа она входила в состав Иудеи. Примечательно и то, что с возникновением христианства часть филистимлян приняла его; известно даже, что епископы перечисленных тут городов — Газы, Аскалона и Азота — принимали участие в христианских соборах 4−6 веков.

Полного исполнения этого пророчества можно ожидать в мессианском Царстве Христа, где «начальственные посты» будут, возможно, занимать и те, чьи предки принадлежали к филистимскому племени.

Зах 9:8. Примечательно, что армии Александра Македонского неоднократно проходили через Иерусалим, но ни разу не подвергли его осаде: в конечном счете город обязан был этим Божией защите, которая была, есть и будет с народом Господа. И во все времена она являлась и является прообразом той, которая будет осенять его в Царстве Христа (сравните с Иоиль 3:17).

2. О БЛАГОСЛОВЕНИЯХ МЕССИАНСКОГО ВРЕМЕНИ (9:9 — 10:12)

а. Мессия грядет (9:9)

Зах 9:9. Дщерь Сиона — это персонификация жителей Иерусалима (сравните с Зах 2:10; Ис 1:8). То же и дщерь Иерусалима; однако значение этого образа шире, поскольку Иерусалим, в свою очередь, представлял весь народ израильский и в качестве такового призывался с ликованием (не со страхом!) встретить Царя, Который грядет. Он, грядущий к тебе, прозревал Захария, есть столь долго ожидаемый тобою Мессия (сравните с Ис 9:5−7; Мих 5:2−4; Лк 1:32−33).

Праведный применительно к Нему подразумевает не; только Его личную абсолютную праведность, но и праведный характер Его правления (Пс 44:7; Ис 11:1−5; 32:17; Иер 23:5−6; 33:15−16). Он придет как спасающий, т. е. как Избавитель, несущий людям спасение от греха и вечной гибели: (сравните с Ис 62:11). Он, кроткий, появится сидящим на молодом осле — в знак миролюбия Своего. Это исполнилось в триумфальном въезде Иисуса Христа в Иерусалим (Мф 21:1−5). Заметим в этой связи следующее. Ослы всегда служили «средством передвижения» на Ближнем Востоке.

Но не для царей и не для знатных людей. Этот Царь въедет, однако, в Иерусалим (видит Захария) не на военном скакуне, а на мирном ослике, свидетельствуя тем не только о миролюбии, но и о смирении Своем. (По вопросу о том, нуждался ли Господь при триумфальном вступлении Своем в иудейскую столицу в обоих животных, в толковании на Мф 21:2.) Можно еще напомнить, что лишь в Евангелии от Матфея говорится не только о «молодом осле», но и об ослице (Мф 21:2, 5, 7). В сущности Иисусу нужно было лишь одно животное, но «да сбудется реченное через пророка», пишет Матфей (21:4).

Может возникнуть мысль: а ведь ученикам нетрудно было сделать это специально, поступив «по слову Господа» — во исполнение сказанного у пророка. Однако, логично ли допустить это в свете дальнейшего? А именно: как записано у всех евангелистов, толпа радостно приветствовала Учителя! Могли ли ученики заставить множество народа, значительная часть которого была враждебно настроена против «пророка» из Галилеи, дружно провозглашать Ему «осанну»? Это ведь было бы не легче, чем побудить колки «возопить»!

Отсюда ясно, что Захария сверхъестественным образом прозрел то, что произойдет в будущем при въезде Спасителя в Иерусалим. И вот что еще важно сказать. Как и в некоторых других ветхозаветных пророчествах, в этом (Зах 9:9−10) в одной перспективе «сливаются» два будущих события. В Новом Завете они известны как два пришествия Иисуса Христа, разделенных между собой во времени так называемым «веком Церкви» (Ис 9:6−7; 61:1−2; Лк 4:18−21). В первое Свое пришествие Он торжественно въехал в Иерусалим на осле, чтобы представить Себя народу израильскому, но тогда народ отверг Его. Он, однако, возвратится, чтобы управлять всем миром на протяжении 1000 лет (9:10).

б. О Царстве Князя мира (9:10 — 10:12)

1) Мессия установит мир на земле.

Зах 9:10. Мысль об этом выражена в образе истребления орудий войны. Здесь явно подразумевается учреждение Царства мира в масштабах всей земли. Под «рекой» понимается река Евфрат.

2) Мессия избавит Израиля от врагов его. (9:11−17).

Зах 9:11−12. Верностью Бога Его заветам с Израилем обусловлено будет «избавление», или возвращение, этого народа из рассеяния его по всему лику земли. В краткосрочной перспективе прозреваемое тут Захарией могло «адресоваться» к иудейским «ссыльным», все еще находившимся в Вавилонии. Но звучащая в стихе 11 «тема» исполнения завета более, очевидно, подразумевает возвращение Израиля в землю свою к концу времен. Во фразе ради крови завета твоего, вероятно, имеется в виду та жертвенная кровь, которой скреплен был Моисеев завет (Исх 24:8), но может подразумеваться и пролитая задолго до того — во утверждение завета Бога с Авраамом (Быт 15:8−21).

«Безводный ров» — образ подземной тюрьмы; тут служит символом всякого места, куда изгонялись евреи. К ним обращен призыв «возвращаться на твердыню» (в крепость свою), т. е. в Иерусалим. «Пленниками надеющимися» названы вавилонские изгнанники, которым Бог обещал вновь собрать их в их земле. Господь воздаст Своему народу — за все перенесенные им страдания вдвойне. Тут более всего, по-видимому, подразумеваются те безмерные благословения, которые изольются на иудеев в Тысячелетнем царстве.

Зах 9:13. Осуществление пророчества, заключенного в этом, по крайней мере, стихе и, может быть, во всех последних стихах 9-ой главы, можно, по всей вероятности, видеть в войнах Маккавеев (169−135 гг. до Р. Х.), нередко победоносных, против греческих царей Сирии: Антиоха IV Епифана (Дан 11:32 и толкование на Дан 8:9−14), Антиоха V Евпатора, а также Антиоха VI и Антиоха VII. Упомянутые победы евреев могли иметь преобразовательное значение как предвестники последующих битв и побед Израиля против всех враждебных Богу сил (язычники, греки, в русском тексте — Иония, символизируют их). Как нужны друг другу лук и стрела, «наполняющая» его, так нуждаются в восстановлении своего единства Иуда и Ефрем (представлявший 10 колен Израилевых). Оба они станут орудием в руках Господа — в борьбе Его против врагов Его (об этом выше).

Зах 9:14−15. С ними (Иудой и Ефремом), за них и над ними пребудет Господь. Он будет… шествовать в бурях полуденных, т. е. несущихся с юга. В поэтическом описании этих «бурь» — отражение силы, которой Господь станет наделять народ Свой, сражаясь на его стороне. Провиденциально Он действительно был с евреями в освободительных Маккавейских войнах. Явным присутствием Его на их стороне будет во второе пришествие Христа.

Ведомые Господом, евреи непобедимы. Они будут… попирать пращные камни — образ «безвредности» для них смертоносных орудии войны. Может тут крыться и второй смысл: в стихе 16 народ Божий уподобляется драгоценным камням в царской короне — не есть ли (в свете этого) «попираемые камни для пращи» — образ язычников? Они (иудеи) упьются кровью врагов своих, уподобятся жертвенной чаше, наполненной кровью для кропления углов жертвенника. И будут шуметь, охваченные великой радостью и торжеством.

Тут нельзя не заметить, что автор книги выражает главную свою мысль — о несомненности будущих побед Израиля и полноте его торжества — в терминах своего времени, на языке привычных для него образов: мыслью о том, насколько нравственна столь исступленная радость по поводу кровавой расправы с врагами, он попросту не задается.

Зах 9:16−17. Тут явно предвосхищение «последнего времени»: Тот день имеет мессианское значение. Уподобление иудеев, вновь собранных на земле Его, сияющим камням в венце может быть образом исполнения всего, что было им обещано (сравните с Ам 9:11−15). Сама природа их страны под действием Божиих благословений станет источником непрекращающегося изобилия (сравните Иоиль 2:21−27), так что никому из народа Его — «ни юношам ни отроковицам» — не случится болеть физическими болезнями, все они будут людьми отменного здоровья (стих 17).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Захарии, 9 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.