2. ЧЕРЕЗ ИСКУШЕНИЕ (4:1−11) (Мк 1:12−13; Лк 4:1−13)

Мф 4:1−2. Сразу же после крещения Дух Божий повел Иисуса в пустыню для искушения от диавола (согласно преданию, это происходило вблизи Иерихона, карту). Очевидно, этот период времени был по мысли Отца необходим, чтобы в нем Сын, ведомый Его рукою, явил образец послушания (Евр 5:8). Испытание или искушение Сына началось после того, как Он, постившись сорок дней и сорок ночей, почувствовал сильнейший приступ голода.

Представляется, что с Божией точки зрения проведение Господа Иисуса через искушение имело целью продемонстрировать Его духовную силу. Согрешить Сын Божий не мог по Своей природе, и этим тяжесть искушения Его усугублялась в масштабах, непостижимых для нас. Он должен был выстоять до конца, не «облегчив» души своей «падением».

Мф 4:3−4. Первое искушение касалось сферы сыновнего отношения Иисуса к Отцу Небесному. Сатана рассчитывал на то, что, будучи Сыном, Иисус мог бы «польститься» на некий поступок или действие, «независимые» от Отца. Искушая Сына, сатана действовал тонко и хитро: если Ты Сын Божий, — говорил он, подступая к Иисусу, то ведь можешь и собственным словом превратить камни сии в хлебы. Но Иисус знал, что на это воли Отца Небесного в отношении Него не было. Она состояла в том, чтобы Ему «взалкать в пустыне», не имея пищи.

Послушать «совета» сатаны и утолить голод — означало бы поступить вопреки воле Отца. И в ответ злому духу Иисус приводит слова из Втор 8:3 «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Больше блага в том, чтобы быть послушным слову Божиему, нежели в удовлетворении человеческих желаний. Тот факт, что Иисус привел цитату из книги Второзакония, говорит о том, что Он признавал непогрешимость ее авторитета, и это не может не прозвучать укором для тех богословов, которые решаются «критиковать» ее.

Мф 4:5−7. Искушая Христа вторично, сатана пытался разжечь в Нем стремление «выставить себя напоказ» — ради большей популярности среди людей. Злой дух исходил из того же, что и в первом случае: если Ты Сын Божий, то есть Мессия, с тобой не приключится никакое зло; и вот диавол берет Его и… поставляет Его на крыло храма. Догматически судить о том, произошло ли это на самом деле, или было только видением, не представляется возможным. Так или иначе, сатана пошел здесь на хитрый шаг по отношению к Иисусу как к Мессии.

Он, в сущности, напомнил Ему пророчество Малахии (3:1), на основании которого многие иудеи считали, что Мессия неожиданно спустится с неба и появится в храме. Сатана как бы говорил: «Почему бы Тебе не сделать то, чего ожидают от Тебя люди, и что явилось бы в их глазах демонстрацией чуда?» Ведь, написано, что Ангелы «на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Сатана, возможно, думал, что и ему нужно процитировать из Писания, если это делает Иисус.

Однако он умышленно не привел Пс 90:11−12 в точности, опустив важную мысль о том, что «Ангелам заповедано охранять Тебя на всех путях Твоих». Псалмопевец, между тем, как раз то и имел в виду, что Бог во всем будет охранять поступающего по воле Его. Если же Иисус бросился бы вниз с крыла храма, чтобы таким необычным образом поднять Свой престиж среди людей, то по воле Божией отнюдь не поступил бы. Вот почему Он опять ответил искусителю словами из Второзакония, 6:16 «не искушай Господа Бога твоего», подразумевая, что тому, кто выходит из воли Его, не следует ожидать и помощи от Него.

Мф 4:8−11. Заключительное искушение от сатаны было связано с планом Божиим относительно Иисуса. Бог предусмотрел, что Иисус Христос станет управлять миром. И вот сатана показывает Ему все царства мира и славу их. В настоящее время эти «царства» принадлежат сатане, так как он является «богом века сего» (2Кор 4:4) и «князем мира сего» (Ин 12:31 сравните Еф 2:2). Следовательно, искушая Иисуса, он действительно имел власть в то время отдать Ему все царства, но при условии: если, падши, поклонишься мне.

Сатана фактически говорил следующее: «Я могу осуществить волю Божию в отношении Тебя, и все эти царства Ты можешь получить теперь же». В таком случае, конечно, Иисус никогда не пошел бы на крест. Можно предположить, что Он мог бы стать «Царем царствующих», не испытав крестных страданий. Это, однако, означало бы сорвать Божий план спасения мира; а для Иисуса лично это значило бы поклониться твари, стоящей ниже Его. И снова ссылается Он на книгу Второзакония (6:13 и 10:20), где сказано, что поклоняться и служить надлежит только Богу. Таким образом, Иисус устоял и в этом искушении.

Интересно отметить, что подобным же образом сатана искушал Еву в Едемском саду. Он воздействовал на ее физический аппетит (Быт 3:1−3; Мф 4:3), льстил ее «чувству безопасности» (Быт 3:4−5; Мф 4:6) и, наконец, разжигал то, что мы называем «амбициями» — стремление к силе и власти (Быт 3:5−6; Мф 4:8−9).

На тех же «трех путях» от века соблазняет злой дух и людей (1Ин 2:16). Но Тот, Кто отождествил Себя с грешниками через крещение, и Кто дает людям праведность, доказал, что Он Сам — праведен, и это подтверждено Небесным Отцом. Результат закономерен: диавол оставляет Иисуса. И в тот же момент Бог посылает Ангелов, чтобы служили Ему.

II. Вести, принесенные Царем (4:12 — 7:29)

Л. Начало Его проповедей (4:12−25)

1. СЛОВО ИИСУСА (4:12−22) (Мк 1:14−20; Лк 4:14−15)

а. Его проповедь (4:12−17)

Мф 4:12−16. Матфей делает важное уточнение относительно времени дальнейших событий, замечая, что Иисус начал Свое служение только тогда, когда услышал, что Иоанн отдан под стражу. Причина заключения в темницу Иоанна Крестителя указана позже, в 14:3. Узнав об аресте Иоанна, Иисус оставляет Назарет и поселяется в Капернауме (в Лк 4:16−30 объяснено, почему Он оставил Назарет). Эту местность заселяли колена Завулоново и Неффалимово (поскольку именно эти земли выпали им по разделу, совершенному Иисусом Навином), но жили там и язычники.

Исаия пророчески предсказал (Ис 9:1−2), что свет воссияет в этой земле, и Матфей рассматривает переселение Иисуса в Капернаум как исполнение этого пророчества. Одной из задач Мессии было принести свет тем, кто пребывает в тени (тьме) смертной, стать этим светом как для иудеев, так и для язычников (Ин 1:9; Ин 12:46).

Мф 4:17. Итак, после заключения Иоанна в темницу Иисус начал проповедовать. Многим уже знакомый мотив, точнее, два мотива звучали в Его словах: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (сравните 3:2). То, что прежде возвещал Иоанн Креститель, стал возвещать Сам Мессия. Теперь делом Божиим было быстрое продвижение к конечной цели — установлению славного Царства Его на земле. И если кто-то хочет стать частицей этого Царства, то должен покаяться. Ибо в покаянии — непременное условие радостного общения с Богом.

б. Иисус призывает учеников (4:18−22) (Мк 1:16−20; Лк 5:1−11)

Мф 4:18−22. Поскольку Иисус был обещанным Мессиею, Он имел право отрывать людей от их повседневных занятий и призывать их следовать за Ним. Однако встреча с Симоном и Андреем, о которой пишет Матфей, не была для Иисуса первой встречей с этими людьми; о первой рассказано в Евангелии от Иоанна (1:35−42). Но теперь Иисус призвал этих рыболовов оставить привычное им занятие для того, чтобы следовать за Ним всегда и повсюду. Ибо из «ловцов рыбы» Он вознамерился сделать их ловцами душ человеков.

Весть о грядущем Царствии Божием должна была быть проповедана повсюду, чтобы многие могли услышать ее и через покаяние сделаться «причастниками» этого Царства. Однако призыв Иисуса не был легковыполнимым, ибо предполагал, что человеку придется — ради исполнения его — оставить не только свои занятия, но и ближних. Матфей прямо указывает, что Иаков и Иоанн расстались не только со своими рыболовными снастями, но и со своим отцом; оба последовали за Иисусом.

2. О ДЕЛАХ ИИСУСА (4:23−25) (Лк 6:17−19)

Мф 4:23. Только проповедью Господь не ограничился. Его дела были не менее важны, чем Его слова, поскольку у иудеев всегда мог возникнуть вопрос: «А может ли этот, называющий Себя Мессиею, совершать дела, достойные Мессии?» Обобщающее перечисление дел Иисуса, которое содержится в 4:23, весьма важно для развития основной темы Матфея (заметьте, что Мф 9:35 звучит почти идентично Мф 4:23, где говорится о нескольких знаменательных вещах).

1). И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их. Тот, Кто претендовал на звание Царя иудейского, учил среди иудеев. Он учил в синагогах, где иудеи собирались на богослужение.

2). Иисус учил и проповедовал, то есть совершал пророческое служение — ведь Он и был «Пророком», обещанным иудеям во Второзаконии (Втор 18:15−19).

3). Он возвещал им Евангелие (благую весть) Царствия. Ибо суть Его проповеди была в том, что Бог намерен исполнить то, что обещал Израилю (когда вступил в завет с ним), установив Свое Царство на земле.

4). Иисус исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях (сравните «уча», «проповедуя» и «исцеляя» в Мф 9:35). Это доказывало, что Он является истинным Пророком, поскольку словам Его сопутствовали «знамения». Все это должно было бы убедить иудеев, что во исполнение Своих целей Бог действовал в истории. От них же требовалось покаяться в своих грехах и признать Иисуса своим Мессией.

Мф 4:24−25. Служение Иисуса и, возможно, служение тех четырех учеников, которых Он призвал первыми (стихи 18−22), произвело потрясающее впечатление на народ: слух о чудных делах Иисуса побуждал стекаться к Нему целые толпы. Матфей пишет: И прошел о Нем слух по всей Сирии, т. е. по всей территории на север от Галилеи.

Приходившие увидеть Его и услышать приводили с собой много больных, страдавших всевозможными болезнями, и Иисус исцелял их. Не удивительно, что следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия (подразумевается территория, лежащая на юг и на восток от Галилейского моря), и Иерусалима и Иудеи, и из-за Иордана (карту).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на евангелие от Матфея, 4 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Матфея 4 глава в переводах:
От Матфея 4 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.