I. ПРЕДСКАЗАНИЕ О РАЗРУШЕНИИ ХРАМА (13:1−4) (Мф 24:1−3; Лк 21:5−7)

Мк 13:1. И когда выходил Он из храма (вероятно, в среду вечером на страстной неделе), говорит Ему один из учеников Его (с чувством благоговения и восхищения, желая привлечь и Его внимание): Учитель! посмотри, какие камни и какие здания (имея в виду величественность всех храмовых сооружений — как самого святилища, так и многочисленных его дворов, галерей, колоннад).

Иерусалимский храм (сооружение которого было завершено лишь в 64 г. по Р. Х.) возводился правителями из династии Иродов, желавших не только завоевать этим любовь и признательность иудеев, но и оставить храм как памятник себе. Этот храм считался одним из чудес древнего мира. Он был построен из огромных белых камней, тщательно отесанных и отшлифованных и тонко декорированных золотыми украшениями. Его строения занимали около 1/6 части всей территории древнего Иерусалима. Для Иудеев не было ничего более ценного и великолепного, чем их храм.

Мк 13:2. На слова ученика Иисус откликнулся пугающим предсказанием о том, что все это будет разрушено до основания, так что не останется здесь камня на камне. Это предсказание в устах Христа является как бы следствием осуждения Им иудеев за то, в частности, что неподобающе относились к храму (11:15−17 сравните с Иер 7:11−14).

Как в дни пророка Иеремии, так и теперь, Божий суд над Израилем за вечное его неповиновение выразится в разрушении чужеземцами их храма. Предсказание Иисуса исполнилось буквально, при жизни того же самого поколения. В 70 году, вопреки указаниям императора Тита Флавия, храм был сожжен, и тогда он отдал приказ своим солдатам сравнять с землею и весь город.

Мк 13:3−4. Иисус с учениками перешел поток Кедрон, и они сели на горе Елеонской против храма. Над уровнем моря гора Елеонская возвышается более чем на 1000 метров, и только метров на 30 — над Иерусалимом. Город и храм раскинулись на запад от этой горы.

Четверо учеников, которых Христос призвал первыми (1:16−20), спросили Его наедине (сравните 6:32) о времени и о признаках, когда Его предсказание осуществится. Только Марк называет их по именам. В Евангелии от Марка вопросы учеников часто предваряют очередное обращенное к ним поучение Иисуса Христа (4:10−32; 7:17−23; 9:11−13, 28−29; 10:10−12).

Может быть, этот вопрос задал Петр. Собственно, это был не один, а два вопроса: когда это будет? (разрушение храма — 13:2, и другие события) и какой признак, когда все сие должно совершиться? (греческий глагол, переведенный как «совершиться», буквально означает «завершить до конца» — имеется в виду «век сей»; сравните стих 7; Мф 24:3).

Зная только ветхозаветные пророчества (к примеру, Зах 14), ученики думали, что между разрушением храма и событиями, связанными с концом «века» и вторым пришествием Сына Человеческого, не пройдет много времени. Возможно, они полагали, что разрушение Иерусалима и храма явится одним из событий «конца века» — перед установлением Мессианского Царства. И вот они хотели знать, когда именно это произойдет, и каковы будут видимые признаки того, что это надвигается.

2. ПРОРОЧЕСКОЕ ПОУЧЕНИЕ ИИСУСА В ОТВЕТ НА ВОПРОС, ЗАДАННЫЙ УЧЕНИКАМИ (13:5−32)

Как «локальное» бедствие, надвигавшееся на Иерусалим, предвещало бедствия конца времен в мировом масштабе, так предвещают их «локальные» бедствия «нынешнего века» — следующие одно за другим или происходящие одновременно. Так что сказанное на этот счет Христом Его первым ученикам не теряет своей актуальности и по отношению ко всем Его последователям грядущих поколений.

Он начал с ответа на второй вопрос — относительно «признака» (4б); в 5:7 Он предостерегает учеников в отношении «лжепризнаков» конца, предвидя (и предсказывая) горестные события на протяжении всего «века сего» (стихи 8−13). Затем Иисус говорит о некоем знаменательном событии, которому суждено предварить начало беспрецедентных бедствий, и описывает Свое второе пришествие (стихи 14−27). После этого Он, в форме притчи (стихи 28−32), излагает ответ на первый из заданных Ему вопросов — о том, «когда это будет» (стих 4а).

а. Предупреждение относительно обольщений (13:5−8) (Мф 24:4−8; Лк 21:8−11)

Мк 13:5−6. Берегитесь (будьте настороже) — этот призыв Христа к бдительности звучит на протяжении всей беседы (стих 9, 23, 33; в стихе 35 употреблен другой глагол). Иисус предостерегал учеников от «лжемессий»: Ибо много их придет под именем Моим (сравните стих 22), говорил Он; они каждый раз будут появляться в кризисные времена, прикрываясь Его титулом и претендуя на Его власть, и будут утверждать, что это Я (буквально эго ейми — «Я есмь»). То есть свои претензии на «божественность» эти люди станут выражать в «формуле» Божиего откровения о Себе (сравните 6:50; Исх 3:14; Ин 8:58). И многих прельстят (Деян 8:9−11).

Мк 13:7−8. Далее Иисус предупреждает учеников, чтобы не истолковывали превратно, такие современные им события, как войны и стихийные бедствия, т. е. не принимали их за признаки близкого конца света. Им не следует «ужасаться» и в панике бросать свою работу, свои дела, когда услышат о войнах и дойдут до них тревожные слухи (буквально — «сообщения»). Ибо надлежит (по Божиему определению — сравните 8:31; 13:10) сему быть. Из процесса осуществления высших Божиих целей не исключены и войны (как следствие упорного человеческого неповиновения и греха они допускаются Богом). Но это еще не конец «века сего».

Христос затем развивает эту мысль, поясняя ее: Ибо восстанет народ на народ («восстанет», поднимется — буквально здесь «будет поднят», подразумевается — Богом; сравните Ис 19:2). Кроме того, будут землетрясения по местам и будут глады и смятения (в значении «разного рода несчастий»). Все это будут Божии суды, которые явятся началом болезней. (В англ. тексте Библии последняя фраза передана как «начало родовых мук».) Именно эти острые боли, предшествующие появлению новой жизни, — частый в Священном Писании образ судов Божиих (Ис 13:6−8; Ис 26:16−18; Иер 22:20−33; Ос 13:9−13; Мих 4:9−10). Они, другими словами, — иносказательное изображение страданий, нарастающих по мере приближения Нового Века (его «рождения») — «века» Мессианского Царства.

Подчеркнутое Иисусом «это еще не конец» (Мк 13:7) и «это начало болезней» (13:8) предполагает наличие перед «концом» протяженного периода времени. Каждое поколение людей знает свои войны и свои стихийные бедствия. И все они совершаются по Божиему допущению, в границах Его плана. В сущности вся человеческая история — это история «родовых мук», предшествующих наступлению Мессианской эры.

б. Об опасностях, угрожающих лично каждому во времена гонений (13:9−13) (Мф 24:9−14; Лк 21:12−19)

Словесная форма передачи этих предупреждений схожа во всех синоптических Евангелиях (сравните Мф 10:17−22; Лк 12:11−12); ключевым для них является слово «предавать» («отдавать»). Очевидно Свои предостережения именно в этой форме Иисус повторял неоднократно не только на Елеонской горе. Ему важно было приучить учеников к мысли, что за их верность к Нему их ожидают страдания.

Мк 13:9. Начало этой фразы — Но вы смотрите за собою — надо понимать в значении «берегитесь», «будьте бдительны» (сравните стих 5); вас будут предавать в судилища (букв — «в синедрионы», т. е. в суды при местных синагогах). Вас будут бить в синагогах как еретиков (в таких случаях наносили по 39 ударов палками — 2Кор 11:24).

За верность Иисусу Христу их будут приводить к гражданским властям (Деян 12:1; Деян 23:24; Деян 24:27) для свидетельства пред ними (толкование на Мк 1:44; Мк 6:11). Окончание стих 9 надо понимать в следующем смысле: защищаясь перед языческими властями, христиане будут свидетельствовать им о своей вере в Евангелие, и на последнем Божием суде это явится их свидетельством против их преследователей.

Мк 13:10. И во всех народах (в греческом тексте это, как и в русском, звучит подчеркнуто: «во всех народах мира»; сравните 11:17; 14:9) прежде должно (сравните стих 7; 8:31) быть проповедано Евангелие.

Проповедуя Благую Весть, ученики не избегнут гонений, однако это не должно приводить их в отчаяние. Несмотря на сопротивление многих, проповедь Евангелия будет звучать в этом мире, ибо таково предопределение Божие и такова воля Его. Ответственность же за это будет лежать на каждом из поколений, приходящих в мир (Рим 1:5, 8; Рим 15:18−24; Кол 1:6, 23). Тем не менее, проповедь Евангелия в масштабах мира не означает и не гарантирует, что оно будет принято во всем мире прежде чем наступит конец света (Мф 25:31−46).

Мк 13:11. Когда же поведут учеников в «судилища» и к гражданским властям (стих 9) за проповедь Евангелия, им не нужно будет заботиться наперед, что… говорить в свою защиту. Ибо в эти минуты Бог даст им нужные слова (Исх 4:12; Иер 1:9). Сам Дух Святый будет говорить через них, т. е. Он даст им произносить то, что следует, и когда следует, и даст сверхъестественную смелость, несмотря на их естественный страх. Но помощь Его не будет означать непременного их оправдания.

Мк 13:12−13. Противодействие и сопротивление будут оказываться христианам не только по «официальным каналам» (стих 9, 11), но и со стороны их близких родственников. Предаст же брат брата… отец детей… дети… родителей; они станут выдавать друг друга враждебно настроенным к христианам властям, порой обрекая предаваемых на смерть. За имя Его (т. е. за преданность Ему) они будут ненавидимы всеми (людьми) — не только властями и родственниками (Флп 1:29; Флп 3:11; Кол 1:24; 1Пет 4:16).

Но тот, кто устоит и сохранит верность Иисусу Христу (Мк 8:35) и Евангелию (претерпевший же до конца — в значении «тот, кто выдержит все (сравните Ин 13:1; Евр 9:27−28) и не изменит Христу до конца своей жизни») спасется (сравните Мк 8:35; Мк 10:26−27). Такой «спасенный» познает Божие спасение в его последней форме: он будет прославлен (в ином смысле глагол «спасаться» употреблен в 13:20; сравните его употребление в Евр 9:27−28).

Стойкость — это результат и внешнее проявление, а не причина истинной духовности (Рим 8:29−30; 1Ин 2:19). Тот, кто действительно спасен благодатию по вере (Еф 2:8−10), выстоит «до конца» и примет спасение во всей его полноте.

Эти слова предупреждения обретали особое звучание, будучи обращены Марком к его римским читателям, — ведь они уже и непосредственно столкнулись с угрозой гонений за Христа. Однако и страдание легче переносить, если воспринимать его в контексте Божиего плана евангелизации мира и воздаяния каждому в нем по заслугам (сравните толкование на Мф 24:13).

в. Описание грядущего кризиса (13:14−23) (Мф 24:15−28; Лк 21:20−24)

Затем Иисус дал ответ на второй вопрос учеников (Мк 13:4б).

Некоторые богословы считают, что в этом разделе описаны только те события, которые происходили в хаосе месяцев и дней, предшествовавших падению Иерусалима (66−70 годы по Р. Х.). Другие же относят их исключительно к периоду великой скорби при конце «века». Но ряд деталей говорит о том, что здесь Иисус имел в виду и то и другое (сравните Мф 24:15−16, 29−31; Лк 21:20−28). Завоевание Иерусалима римлянами — богословски, а не хронологически — увязывается Им с событиями конца времен (сравните Дан 9:26−27; Лк 21:24).

Роль «связующего звена» между исторической и эсхатологической перспективами играет фраза в Мк 13:14 (во всей глубине ее смысла) Когда же увидите мерзость запустения… (сравните с Дан 11:31 и Дан 9:27 и Дан 12:11). Итак, «ближайшие» события («суды») предвещают события более «отдаленные», а именно те, которые произойдут в конце времен.

Мк 13:14. «Мерзость запустения», реченная пророком Даниилом (Дан 9:27; Дан 11:31; Дан 12:11; сравните Мф 24:15), будет установлена там, где не должно (намек на храмовое святилище). Указание более явное было бы небезопасно для читателей Марка. Его читающий да разумеет служило «декодированию сигнала», побуждая «читающих» осознать значение слов Христа в ветхозаветном контексте (Дан 9:25−27).

Словом «мерзость» обозначалось языческое идолопоклонство со всеми его ритуалами (Втор 29:16−18; 4Цар 16:3−4; 4Цар 23:12−14; Иез 8:9−18). А словосочетание «мерзость запустения» подразумевало, что присутствие в храме некоего недопустимого лица или объекта языческого поклонения — настолько отвратительно, что из-за этого храм будет оставлен, «запустеет».

Исторически первым исполнением Даниилова пророчества (Дан 11:31−32) явилось осквернение храма в 167 году до Р. Х. сирийским царем Антиохом Епифаном, который на жертвеннике всесожжений в храме воздвиг жертвенник греческому богу Зевсу и принес на нем в жертву свинью (апокрифическую книгу Маккавеев — 1Мак 1:41−64; 6:7, а также «Иудейские древности» Иосифа Флавия).

Но Иисус относит «мерзость запустения» к другому исполнению пророчества Даниила, а именно к осквернению и разрушению храма в 70 г. по Р. Х.

Когда же (буквально «когда бы ни») увидят ученики Христа (как слушавшие Его тогда, так и будущие) «мерзость запустения», да явится это для них, находящихся в Иудее, сигналом бежать в горы (в Заиорданье).

Иосиф Флавий описал, как в 67−68 гг. по Р. Х. храм был захвачен и осквернен восставшими евреями — зилотами, которые к тому же незаконно поставили в нем первосвященником некоего Фанния. Тогда христиане-иудеи бежали в город Пеллу, расположенный в Трансиорданских горах.

События 167 года до Р. Х. и 70 года по Р. Х. явились прообразом последнего исполнения слов Иисуса Христа, которое будет иметь место перед Его вторым пришествием (Мк 13:24−27). Тогда в храме «встанет» некая «мерзкая» личность — антихрист (Дан 7:23−26; Дан 9:25−27; 2Фес 2:3−4, 8−9; Откр 13:1−10, 14−15). Он заключит договор с народом Израиля в начале семилетнего периода, предшествующего второму пришествию Христа (Дан 9:27). К тому времени храм будет восстановлен, и в нем возобновятся служения (Откр 11:1).

В середине этого периода (через три с половиной года) антихрист нарушит заключенный договор, прекратит жертвоприношения, осквернит храм и богом объявит себя (Мф 24:15; 2Фес 2:3−4; Откр 11:2). Так начнутся страшные события периода великой скорби (Откр 6; 8−9; 16). Те, кто не поклонятся антихристу, подвергнутся жестоким гонениям и вынуждены будут бежать, скрываться (Откр 12:6, 13−17). Многие — как иудеи, так и язычники — тем не менее этот период переживут (Откр 7), но многие будут замучены, погибнут (Откр 6:9−11).

Мк 13:15−18. Далее следует предупреждение Иисуса, чтобы люди, застигнутые этими обстоятельствами врасплох, бежали в горы прямо оттуда, где будут в тот момент находиться (на кровле ли, в поле ли), не заходя в дом, чтобы взять свои пожитки. Он выражает особое сострадание беременным и кормящим матерям, которым придется уходить в таких тяжелых обстоятельствах, и призывает учеников молиться, чтобы не случилось это бегство… зимою, в дождливый сезон, когда сильно пребывает вода в реках.

Мк 13:19. Причина столь поспешного бегства будет весьма настоятельной: ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения… доныне, и не будет.

Ссылка на «беспрецедентность» этой скорби не может быть приурочена только к дням разрушения Иерусалима, несмотря на то, что и тогда на долю его жителей выпали кошмарные страдания («Иудейские войны» Иосифа Флавия). Иисус смотрел далеко вперед за пределы 70 года и «видел» последние события великой скорби (Откр 7:14), которые будут предшествовать Его возвращению на землю.

В пользу такого понимания говорит следующее: а) Мк 13:19 перекликается с Дан 12:1, где речь идет о последнем времени; б) словами «такая скорбь, какой… не будет» Иисус свидетельствовал о том, что после этого столь страшных обстоятельств не будет уже никогда: в) фраза «в те дни» относится как к «ближайшему», так и к «отдаленному» будущему (сравните Мк 13:17, 19−20, 24 с Иер 3:16, 18; Иер 33:14−16; Иоиль 3:1); г) и в том и в другом случае «тем дням» будет положен предел (Мк 13:20).

Мк 13:20. И если бы Господь (Бог Яхве — сравните 12:29) не вынес заранее Своего решения сократить те дни (в значении «положить им определенный предел»), то не спаслась бы от физической смерти (в отличие от «спасения», о котором идет речь в 13:13) никакая плоть. Однако Бог «сократит» продолжительность дней великой скорби ради Своих избранных, которых Он изберет в те дни и искупит для Себя (Деян 13:48). Хотя все это в каком-то смысле и в известных масштабах произошло и в 70 году, самые язык и построение этого стиха наводят на мысль о непосредственном Божием вмешательстве в «суды», которые будут происходить (и это — несомненный признак конца времен; Откр 16:1).

Мк 13:21−22. Тогда (в «те дни»; сравните стихи 26−27), если кто-нибудь станет утверждать, что Христос (Мессия) находится здесь или там, Его ученики не должны этому верить. Ибо, объяснил Иисус, явится много лжехристов (лжемессий — сравните стих 6) и лжепророков, которые будут совершать знамения и чудеса в подтверждение своих притязаний. Их цель будет сбить с толку (прельстить) даже избранных, т. е. верующих в истинного Мессию. Если возможно говорит о том, что их попыткам далеко не всегда будет сопутствовать успех.

Мк 13:23. И снова призывает Иисус учеников: Вы же берегитесь… (сравните стих 5, 9), т. е. будьте бдительны в те страшные времена.

г. Описание Иисусом Его триумфального возвращения (13:24−27) (Мф 24:29−31; Лк 21:25−28)

Мк 13:24−25. Словом Но появлению «лжемессий» (стих 22) противопоставляется драматическое явление в те дни (стихи 19−20; сравните Иоиль 2:28−32) после скорби той (13:19) истинного Мессии. Эти стихи связаны со стихами 14−23. Но если бы в них подразумевались только события, имевшие место в 70 году, то Иисус Христос должен был бы возвратиться вскоре после этого. То, что этого не произошло, подтверждает, что сказанное в стихах 14−23 относится как к разрушению Иерусалима, так и к будущим событиям периода великой скорби.

Многие космические катаклизмы с «участием» солнца… луны и звезд предварят возвращение Христа на землю. Иисус описывает это согласно Ис 13:10 и Ис 34:4, хотя в точности не цитирует ни один из этих стихов. Перед нами — впечатляющая картина катастрофических изменений в физической вселенной.

Последнее Его утверждение: и силы небесные поколеблются могут относиться к а) физическим законам, управляющим движением «материальных» небесных тел, которые будут нарушены, или б) духовным силам зла, контролируемым сатаною, которые будут сильно «потревожены» этими событиями. Предпочтительна первая точка зрения.

Мк 13:26. Тогда (когда произойдут только что упомянутые космические явления) люди, живущие на земле, увидят Сына Человеческого (сравните 8:31, 38), грядущего на облаках или «с облаками», «Облака небесные» символизируют Божие присутствие (9:7; Исх 19:9; Пс 96:1−2; Дан 7:13; Мф 24:30б). Он явит великую силу, и взору наблюдающих откроется небесная слава Его (сравните Зах 14:1−7).

Речь идет о видимом, личном, возвращении Христа в теле — как прославленного Сына Человеческого (Деян 1:11; Откр 1:7; Откр 19:11−16). Иисус описал его в знакомой, но трудной для понимания, терминологии, заимствованной из Дан 7:13−14. Так или иначе, триумфальное возвращение Его в этот материальный мир положит конец «таинственности», облекающей сегодня Царство Божие (сравните толкование на Мк 1:15; 4:13−23).

Мк 13:27. В то самое время (тогда) Сын Человеческий пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров (т. е. со всех «четырех сторон света», иначе, людей, живущих по всему миру, как это подтверждается последней фразой стих 27). Никто из «избранных» не останется незамеченным. Хотя прямо здесь об этом не сказано, но под ними, видимо, подразумеваются и воскресшие ветхозаветные святые и верующие, замученные в дни великой скорби (сравните Дан 12:2; Откр 6:9−11; Откр 20:4). О «неизбранных» тут не говорится ничего (2Фес 1:6−10; Откр 20:11−15).

В Ветхом Завете неоднократно сказано о Том, что Бог вновь соберет из всех стран рассеянных по ним иудеев — с тем, чтобы в Палестине они обрели национальное (как народ) и духовное единство (Втор 30:3−6; Ис 11:12; Иер 31:7−9; Иез 11:16−17; Иез 20:33−35, 41). Во второе Его пришествие они вновь будут собраны вокруг победоносного Сына Человеческого — для того, чтобы претерпеть суд, обрести себя в качестве единого народа и быть искупленными (Ис 59:20−21; Иез 20:33−44; Зах 13:8−9; Рим 11:25−27).

Также и язычники предстанут пред Ним (Иоиль 3:2), и Он как Пастырь отделит «овец» (избранных) от «козлов» (Мф 25:31−46). А затем искупленные иудеи и язычники войдут в Тысячелетнее Царство, которое Христос установит на земле, в своих новых физических телах (Ис 2:2−4; Дан 7:13−14; Мих 4:1−5; Зах 14:8−11, 16−21).

Итак, в данном контексте «избранные» относится к иудеям и язычникам, которые уверовали в Иисуса Христа как в Мессию на протяжении последних лет великой скорби; эта точка зрения присуща богословам — «довеликоскорбникам», которые полагают, что Церковь Христова будет «восхищена» до наступления великой скорби (1Кор 15:51−53; 1Фес 4:13−18).

Следовательно, в те страшные три с половиной года, когда Божии суды изольются на землю (1Фес 1:10; 1Фес 5:9−11; Откр 3:9−10), Церкви на земле уже не будет. При таком подходе верующие наших дней уповают на неизбежность взятия их с земли в соответствующий момент, и это придает в их сознании особый смысл призыву Иисуса Христа «Бодрствуйте!» (Мк 13:35−37). Но ведь первые ученики Его не имели еще четкого представления о грядущей Церкви (Мф 16:18; Деян 1:4−8), и поэтому Он не говорил им об этой первоначальной фазе Божиего плана последнего времени.

Некоторые богословы и исследователи Библии придерживаются, однако, мнения, что восхищение Церкви произойдет после времени великой скорби. Для них «избранные» в этом стихе — это искупленные всех веков: прошедших, настоящего и грядущих. В свете их понимания воскресение всех умерших праведников произойдет одновременно при конце великой скорби и — вместе с верующими, которые будут жить в то время, они будут взяты («восхищены») навстречу возвращающемуся Сыну Человеческому, Который сойдет тогда на землю.

Итак, для тех, кто придерживается упомянутого «поствеликоскорбного» взгляда на события последнего времени, Церковь, Тело Христово, останется на земле в самые страшные годы великой скорби, но «в рамках их» обретет сверхъестественную защиту как некий единый организм и восхищена будет в конце этого времени, но сразу же возвратится на землю для того, чтобы войти в Тысячелетнее Царство. Однако в свете сказанного по поводу 13:27 и того, что будет сказано в толкование на стих 32 «довеликоскорбная» точка зрения представляется предпочтительной.

д. Притча о смоковнице (13:28−32) (Мф 24:32−36; Лк 21:29−33)

Мк 13:28. Первым вопросом учеников (стих 4а) было: Когда это будет? Отвечая на него, Иисус предлагает им: От смоковницы возьмите подобие… Хотя иногда фиговое дерево (смоковница) служит в Писании символом Израиля (11:14), в данном случае Иисус употребил этот образ в ином смысле (у Луки в 21:29 добавлено «и все деревья»).

В отличие от большинства других деревьев, растущих в Палестине, смоковница теряет листья на зиму и зацветает поздней весной. Итак, когда бы ни сделались мягкими сухие и ломкие «зимние» ветки этого дерева — благодаря поднимающимся по ним жизненным сокам начали бы появляться на них листья, наблюдающие знают, что зима миновала, и лето уже не за горами.

Мк 13:29. Так и ученики Христа (в отличие от других людей), когда бы ни увидели, что осуществляется все то, о чем речь шла выше, в стихах 14−23, да знают, что неизбежный кризис надвигается, что он близко, при дверях.

Мк 13:30−31. Начав с торжественного заверения Истинно говорю вам… Иисус заявил далее: не прейдет род сей (в греческом тексте подчеркнутое «двойное» отрицание), как все это (сравните стих 4б, 29) будет. Слово «род» может быть понято как в значении одного поколения людей, живущих в данное время (сравните с 8:12, 38; 9:19), так и в значении сообщества людей, происходящих от одного общего предка (сравните Мф 23:36).

В данном контексте его следует, по-видимому, понимать и в том и в другом смысле. Итак, здесь «род сей» означает: а) иудеев, современников Иисуса Христа, которые несколько десятилетий спустя стали очевидцами разрушения Иерусалима, и б) иудеев, которые будут жить в дни Великой скорби и станут очевидцами «конца века».

Заверение Иисуса (стих 31) служит гарантией исполнения Его пророчества (стих 30). Нынешняя вселенная придет к своему катастрофическому концу (2Пет 3:7, 10−13), но слова Иисуса, включая и данное предсказание, никогда не прейдут (сравните Мк 13:2) — в том смысле, что не утратят своего пророческого характера, пока не исполнятся последним своим исполнением. Верное в отношении Божиих слов (Ис 40:6−8; Ис 55:11) верно и в отношении слов Иисуса, потому что Он есть Бог.

Мк 13:32. Хотя некоторые сумеют распознать приближение критических событий (стихи 28−29), в точности никто не знает о дне… или часе (стих 33), когда это наступит, — только Отец Небесный. Не знают этого ни Ангелы (1Пет 1:12), ни даже Сын. Эта прямая констатация Иисусом ограниченности Его познаний подтверждает Его человеческую природу. Добровольно воплотившись в человеческое тело, Иисус принял и связанные с этим «ограничения», включая и ограниченность познаний (Деян 1:7), — в Своем подчинении воле Отца (Ин 4:34).

С другой стороны, Иисус употребил здесь применительно к Себе титул «Сына» (у Марка только тут), вместо более привычного «Сын Человеческий», подчеркивая тем Свои Божественность и «сыновство» (сравните Мк 8:38). Важно вместе с тем отметить, что о присущих Ему Божественных атрибутах Он говорит только в соответствии с волею Отца (Ин 8:28−29).

Слова «о дне… или часе» обычно понимаются как ссылка на второе пришествие Сына Человеческого (Мк 13:26). Но оно явится завершением целой серии предшествующих ему событий. «Тот день» — в свете ветхозаветного и данного контекстов (стих 14, 29−30) — предпочтительно понимать как «день Господень». Это богословское понятие охватывает некий период времени, включающий в себя события Великой скорби, второе пришествие и Тысячелетнее Царство (Ис 2:12−22; Иер 30:7−9; Иоиль 2:28−32; Ам 9:11; Соф 3:11−20; Зах 12−14). «День Господень» начнется внезапно и неожиданно (1Фес 5:2), и о первоначальном моменте наступления его знает лишь Отец Небесный.

С «довеликоскорбной» точки зрения (толкование на Мк 13:27), приход Христа за Церковью («восхищение» ее) будет иметь место до начала семидесятой седьмины Даниила. Никакие специфические события ему предшествовать не будут. А потому ожидать его следует каждому поколению верующих. Притча об «ушедшем» хозяине дома (стихи 34−37), наряду со сказанным в Мф 24:42−44, говорит в пользу именно такого понимания. В свете его исключаются любые попытки «подсчета» и гаданий о точном времени, и оно же побуждает — в сответствии с призывом Иисуса Христа — «бодрствовать» и трудиться, пока Он не придет.

3. ПРИЗЫВ К БДИТЕЛЬНОСТИ (13:33−37) (Мф 24:42−44; Лк 21:34−36)

Мк 13:33. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, — призывает Иисус в связи с вышеизложенным.

Мк 13:34−37. Притчу об ушедшем хозяине дома записал только Марк. В ней подчеркивается призыв к постоянному «бодрствованию», которое понимается как верное и неустанное исполнение порученного дела (Мф 25:14−30; Лк 19:11−27).

Перед тем, как отправиться в путь, хозяин возложил на всех своих слуг ответственность (в русском тексте — власть) за исполнение порученного им дела (каждому — своего) и приказал привратнику бодрствовать.

Иисус подразумевал в этой притче Своих учеников (стихи 35−37), не делая разницы между «привратником» и остальными слугами. «Бодрствовать», замечая духовные опасности и не упуская благоприятных в духовном смысле возможностей (стихи 5−13), должны они все — ведь никто не знает, когда придет хозяин дома, т. е.

Сам Иисус Христос. «Ночь» — это условное название периода Его отсутствия (сравните Рим 13:11−14). Он может возвратиться в любое время, и на страже надо быть всегда, чтобы придя внезапно, Он не застал Своих слуг спящими (в состоянии духовной расслабленности, нерадивости). Ответственность в этом плане возлагалась Им не только на Двенадцать, но — на каждого верующего в каждом поколении «века сего».

Четыре периода «ночи» или «ночных страж» даны здесь по римскому времяисчислению. Вечер длился с 6 до 9 часов, полночь — с 9 до 12, пение петухов соответствовало отрезку времени от 12 до 3 часов утра, и поутру — времени от 3 часов до 6 утра. Римская система отличалась от иудейской, согласно которой ночь делилась на три части. Марк прибег к римской системе ради удобства своих читателей (сравните 6:48).

VIII. Страдания и смерть Иисуса в Иерусалиме (главы 14−15)

Шестой из основных разделов Евангелия от Марка (повествование о страданиях Христа) включает в себя описание предательства Его Иудою и ареста, суда над Ним и казни через распятие. В разделе в должном историческом и богословском свете представлены темы, затронутые в этом Евангелии прежде: а) Иисус как Христос, Сын Божий (1:1; 8:29); б) Его конфликты с религиозными властями (3:6; 11:18; 12:12); в) Отвержение Его, предательство и бегство от Него самых близких учеников (3:19; 6:1−6); г) Неспособность учеников составить четкое представление о мессианском характере Его служения (8:31 — 10:52); д) Его пришествие на землю как Сына Человеческого с целью отдать Свою жизнь во искупление многих (10:45).

Из этого повествования видно, что ранние христиане обращались к Ветхому Завету (особенно к псалмам 21, 68 и к Ис 53), чтобы понять значение страданий и смерти Иисуса Христа и объяснить своим современникам — как иудеям, так и язычникам (1Кор 1:22−24), что именно так а не иначе должны были развиваться события…

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на евангелие от Марка, 13 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

От Марка 13 глава в переводах:
От Марка 13 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.