б. Беседа Иисуса с Никодимом (3:1−21)

Ин 3:1. Никодим был одним из лучших израильтян — современников Христа. Он был учителем (стих 10), фарисеем и, судя по словам один из начальников иудейских, — членом синедриона. Синедрион, насчитывавший 70 членов, был ответственен за решение религиозных вопросов; известная ответственность — при подчинении римской администрации — лежала на нем и в сфере гражданского управления.

Помимо Никодима, еще два члена синедриона предстают в Новом Завете в благоприятном свете; это Иосиф из Аримафеи (Ин 19:38) и равви Гамалиил (Деян 5:34−39; Деян 22:3). Синедрион осудил Иисуса Христа. Никодим же задолго до этого упрекал фарисеев в предвзятом отношении к Нему, Которого они обвиняют, не выслушав Его Самого (Ин 7:50−51); он же помогал Иосифу из Аримафеи при погребении Иисуса (19:39−40).

Ин 3:2. Почему Никодим пришел к Иисусу ночью? Потому, что, будучи фарисеем и членом синедриона, не решался сделать это открыто? Или, может быть, тогда это было принято — приходить для беседы в ночное время? А, может быть, Никодим хотел поговорить с Иисусом так, чтобы никто не мешал их разговору, что днем, в присутствии множества народа, постоянно окружавшего Его, было просто невозможно? Иоанн не дает на это ответа.

Равви! — обратился к Иисусу Никодим, — мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога… Под «мы» нужно, пожалуй, понимать всех благожелательно настроенных к Иисусу в синедрионе. Обращение «Равви» («Учитель») звучало, с одной стороны, вежливо и лестно, но с другой — свидетельствовало, что и Никодим не понимал, Кем на самом деле является Иисус. «От Бога» в греческом тексте эмоционально подчеркнуто. По мнению Никодима, чудеса, которые совершал Иисус, мог совершать только человек, особенно угодный Богу. И потому Никодим хотел побеседовать с Ним как раввин с раввином.

Ин 3:3. Однако Иисус не был на одном уровне с Никодимом. Он был «Пришедшим свыше» (стих 31), и Никодиму, вопрос которого — «Как войти человеку в Царство Божие?» — Господь знал прежде, чем услушал его от Своего посетителя, Он потому и сказал, что нужно ему прежде «родиться свыше», или, как во многих переводах, — «снова».

Другими словами, претерпеть духовное преобразование в результате которого человеку открывается доступ из царства тьмы в Царствие Божие (сравните с Кол 1:13). Царство Божие — это благословенная сфера пребывания Бога, которой Он всецело управляет; в настоящее время она невидима; но наступит день, когда Царство «приидет» на землю (Мф 6:10).

Ин 3:4. Вопросы Никодима, который едва ли имел в виду, что Иисус подразумевает нечто абсурдное, наподобие перевоплощения или вторичного телесного рождения, тем не менее, показывают, что смысла и значения духовного возрождения человека он не понимал.

Ин 3:5. Существует несколько толкований слов Иисуса относительно рождения от воды и Духа. 1) «Вода» есть символ физического рождения, а «Дух» — рождения свыше. 2) Под «водой» разумеется здесь Слово Божие (сравните Еф 5:26). 3) «Вода» символизирует водное крещение как важную составную часть процесса духовного возрождения. (Такой взгляд противоречит другим местам Писания, в которых сказано, что спасение дается только по вере — Ин 3:16; Еф 2:8−9; Тит 3:5). 4) «Вода» — это символ Духа Святого (сравните Ин 7:37−39). 5) Слово «вода» служит Христу указанием на служение Иоанна Крестителя, звавшего к покаянию; говоря же о «Духе», Он имеет в виду получение человеком Его Святого Духа.

Пятая точка зрения имеет то преимущество, что получила подтверждение в ходе истории, в практической жизни Церкви; она вполне приемлема и с богословской точки зрения. Иоанн Креститель пробудил Своим призывом к покаянию израильский народ (Мф 3:1−6). И слово «вода» в устах Иисуса могло напомнить Никодиму о ритуале водного крещения, которое Иоанн совершал над каявшимися. Христос давал таким образом понять Никодиму, что желающему войти в Царство Божие нужно покаяться и обратиться к Нему с тем, чтобы получить возрождение от Святого Духа.

Ин 3:6−7. Существуют две совершенно различные сферы: сфера обитания падшего человека, т. е. сфера плоти, и — Божия сфера, или сфера Духа. Падший человек не может возродить себя сам; он нуждается во вмешательстве и помощи Бога. Только Святой Дух Божий может возродить дух человеческий. И людям не следует недоумевать по поводу этих слов Христа, либо недооценивать или отвергать их значение. Человек должен родиться свыше. Эта необходимость — абсолютна и действует в масштабах вселенной.

Ин 3:8. В греческом тексте этот стих представляет собой своеобразную игру слов, которую трудно передать на других языках, ибо пнеума означает и «Дух» и «ветер». Действие Духа так же невидимо и таинственно, как действие ветра. Человек не может контролировать ни то ни другое.

Ин 3:9−10. Как это может быть? У Никодима (стих 9) есть «продолжение» вопроса, который Иисус «угадал» раньше, и который может быть прочитан как — «Каким все-таки образом происходит преобразование человека?» На этот раз в ответе Иисуса звучит упрек: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? А ведь в писаниях Ветхозаветных пророков немало сказано о наступлении новой Эры — эры служения Святого Духа (Ис 32:15; Иез 36:25−27; Иоиль 2:28−29). Как же такой незаурядный учитель, как Никодим, не понимает, что Бог по высшей Своей милости может дать человеку новое сердце? (1Цар 10:6; Иер 31:33).

Ин 3:11. Но и Никодим не был сведущ в том, о чем говорил Христос. В словах Господа; а вы (т. е. Никодим и все ученые раввины, не говоря уж о народе израильском) свидетельства Нашего не принимаете — звучит горький упрек израильтянам, имеющим мало веры и мало знаний. Как и пророки, Иисус (Мы) говорил народу о «небесном» (стих 12; о том, что Они знают… о том, что видели).

Ин 3:12. Но если Никодим не мог понять сути Его учения о новом рождении, несмотря на земные аналогии, к которым, уча, прибегал Иисус, то как ему (им) понять и поверить, если будет говорить им о небесном, т. е. о таких абстрактных понятиях, как Троица, воплощение и грядущее прославление Мессии?

Ин 3:13. Никто не восходил на небо с тем, чтобы потом вернуться на землю и преподать ясное учение о небесных предметах. Никто, кроме Него, Иисуса, Сына Человеческого (Ин 1:51; Дан 7:13: Мф 26:64), Который является «Лестницей» между небом и землею и имеет доступ к обеим сферам (толкование на Ин 1:50−51). Он есть сшедший с небес в Своем воплощении (и даже в момент Своей беседы с Никодимом оставался там Божественной Своей стороной — сущий на небесах), а, значит, знает Божии тайны.

Ин 3:14−15. Иисус прибегает к образу из Ветхого Завета, чтобы сказать о том, что предстоит Ему. Подобно тому, как Моисей вознес на знамени изображение медного змея в пустыне (Чис 21:4−9) — как средство избавления израильтян от постигшего их наказания за проявленное непослушание, так и Христу предстоит вознесену быть (сравните 8:28) на крест за грехи людей, чтобы всякий, кто «взглянет» на Него с верою, получил жизнь вечную.

Ин 3:16. Независимо от того, произнесли эти слова Сам Иисус, или они написаны Иоанном, они есть слово Божие, и в них передана сущность Евангелия. В Своем отношении к людям Бог движим любовью. Его любовь простирается не на некоторых только и не на одну какую-то группу людей, но предназначена как дар всему миру. Божия любовь выразилась в том, что Он отдал миру самое драгоценное, что имеет, — Сына Своего единородного (Рим 8:3, 32), т. е. единственного. Соответственное греческое слово моногене встречаем в Ин 1:14, 18; Ин 3:18 и в 1Ин 4:9. От человека требуется только одно: принять — не заслужить — этот дар (Ин 1:12−13). Человек спасается верою, упованием на Христа.

Слово погиб подразумевает здесь не «уничтожение» в смысле исчезновения, а конечную «погибель» в аду — в смысле существования там в условиях вечной отделенности от Бога — Источника жизни, истины и радости. Жизнь вечная это качественно иная, новая жизнь, которая уже здесь, на земле, делается достоянием верующих, и таким достоянием, которое они не утратят во веки веков (сравните 10:28; 17:3).

Ин 3:17. Хотя свету сопутствует тень, назначение его в том, чтобы светить. Несмотря на то, что неверующие во Христа навлекают на себя осуждение, Бог послал Сына Своего в мир ради спасения людей, а не для осуждения их. Ибо Он не хочет смерти грешников (Иез 18:23, 32), но желает, чтобы все люди спаслись (1Тим 2:4; 2Пет 3:9).

Ин 3:18. Вера в то, что на кресте Иисус Христос завершил Свой труд по спасению человечества, есть средство спасения. Имеющий эту веру не подлежит осуждению (не судится). Тем, которые во Христа веруют, «нет ныне никакого осуждения» (Рим 8:1); таковые «на суд не приходят» (Ин 5:24). Те же, кто отвергают свет Логоса, остаются во мраке (1:5; 8:12), и тем уже на земле навлекают на себя Божие осуждение.

Ин 3:19. Люди… возлюбили тьму не саму по себе, а потому, что у них есть что скрывать во тьме. Совершая свои злые дела, они не хотят, чтобы их «беспокоили», и потому предпочитают не выставлять их напоказ. Верующие — тоже грешники (хотя и искупленные), однако, им свойственно каяться в их грехах и стремиться к постоянному общению с Богом (1Ин 1:6−7). В конечном счете, то предпочтение, которое оказывает человек «тьме» перед Божиим светом (Ин 1:5, 10−11; 1Ин 1:5), объясняется его любовью к многочисленным и разноликим идолам, ибо люди более склонны поклоняться и служить «твари», чем Творцу (Рим 1:25).

Ин 3:20. Как физический свет делает видимым то, что темнота скрывает, так свет Христов выявляет злой (точнее — «никчемный», «бессмысленный») характер человеческих дел (словом злы переведено тут греческое слово «фаула», буквально — «не имеющий пользы, смысла», «дрянной», «никчемный»; оно встречается еще раз в Ин 5:29). (Это может быть понято в том значении, что жизнь неверующих в Бога людей лишена конечного смысла, оправданных побуждений и достойной цели; это — жизнь обреченных.) Не желая обличения своих дел, неверующий человек ненавидит свет и не идет к нему.

Ин 3:21. Вторую часть этого стиха правильнее было бы прочитать так: «дабы явить дела свои, которые сделаны в Боге» (с Божией помощью). Иисус Христос подобен магниту. Верующие льнут к Нему. И хотя в Его свете грехи их обличаются, они радуются этому и отвечают Ему покаянием и верою. В этом смысле и сказано, что они «поступают по правде» (сравните 2Ин 1:2, 4; 3Ин 1:4). Благодаря их духовному возрождению, жизнь их отличается от прежней жизни во тьме. Теперь они живут по вере в Иисуса Христа и в слово Его. И Дух Его, работающий в них, дает им новые силы, ставит перед ними новые цели и пробуждает в них иные интересы (2Кор 5:17; Еф 2:10).

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ (3:22−30)

Ин 3:22−24. Недолгое, по-видимому, время Иоанн Креститель продолжал служить параллельно с Иисусом Христом (в одно с Ним время); причем оба служили в земле Иудейской. Иоанн проповедовал ее жителям приближение Мессии и необходимость в этой связи покаяния, а Христос проповедовал Царство Божие. И за Иисусом и за Иоанном следовали толпы учеников, и оба крестили (стих 22, 26).

Хотя судя по сказанному в 4:2, Иисус крестил не Сам: скорее это делали под Его наблюдением ученики Его. Есть основания полагать, что Енон близ Салима, точное местонахождение которого неизвестно, был расположен где-то на полпути между Галилейским и Мертвым морями (километрах в пяти на восток от Сихема).

Оба «реформистских движения» на территории Иудеи, как и крещения — от Иоанна и от Иисуса — пользовались популярностью в народе. На примере 3:24, где сказано, что Иоанн еще не был (в ту пору) заключен в темницу, — видим, как автор четвертого Евангелия дополнял Евангелия синоптические. Из упомянутого стиха, в частности, следует, что читатели Иоанна уже знали о заточении Крестителя в темницу — из других Евангелий (Мф 14:1−2, Мк 6:14−29; Лк 3:19−20) или из церковного предания.

Ин 3:25. Ученики Иоанна втянуты были в спор с Иудеями (по другому чтению — с иудеем) — в конечном счете, видимо, о том, к какой из групп больше смысла примкнуть — к Иоанновой или к Иисусовой. Но начался он с вопроса о церемониальном очищении. Иудеи, должно быть, ссылались на то, что и так исполняют различные обряды омовения, к чему им еще один, т. е. Иоанново крещение? А, кроме того, группа последователей Иисуса, видимо, уже превзошла числом Иоанновых учеников (стих 26).

Ин 3:26. И те могли испытывать раздражение и зависть. Это чувствуется из их жалобы учителю — на Того, Которого он крестил и о Котором… свидетельствовал. Теперь вот Он Сам крестит, и внимание всех привлечено к Нему.

Ин 3:27. В ответе Иоанна открывается его благородство; подразумевая, в первую очередь, себя, он сказал, что не может человек принять на себя больше того, что дано ему Богом. Каждого из служащих Ему благословляет Он по воле Своей. И если движение, основанное Иисусом, разрастается и ширится, значит, такова воля Божия. (Еще дважды подчеркнет автор четвертого Евангелия этот принцип непререкаемого решения свыше; 6:65; 19:11; сравните 1Кор 4:7.)

Ин 3:28. Далее Иоанн Креститель напоминает своим ученикам то, что говорил им прежде: он обещанным Мессией не является, но послан Богом совершить подготовительную работу перед Его пришествием (1:8, 15, 20, 23).

Ин 3:29−30. В возраставшем воздействии Иисуса на народ исполнилась… радость Иоанна, свои чувства он сопоставляет с чувствами «друга жениха», обращаясь к обычаю свадебной церемонии на Ближнем Востоке. Согласно ему друг жениха играл главную роль в подготовке брачной церемонии, но не был, естественно, первым лицом на свадьбе. Им был жених. И «друг», конечно, преисполнялся радости, слыша голос жениха, вводящего в дом свою невесту.

Задача Иоанна заключалась в том, чтобы все приготовить к пришествию Христа, подлинного «Жениха». Иоанн крестил только водою, но не Духом, потому Иисус должен был расти, а он, Иоанн — умаляться. Вот почему охотно и с радостью воспринял он весть о том, что популярность Иисуса в народе возрастает.

7. СВИДЕТЕЛЬСТВО АПОСТОЛА ИОАННА (3:31−36)

Лучше всего принять, что сказанное в стихах 31−36 принадлежит не Иоанну Крестителю, а апостолу Иоанну, т. е. является свидетельством автора этого Евангелия, — поскольку с богословской точки зрения слова об Отце и Сыне носят скорее христианский характер и едва ли могли быть частью свидетельства Иоанна Крестителя.

Ин 3:31. Здесь апостол Иоанн развивает тему о превосходстве Иисуса Христа (то, о чем Иоанн Креститель говорил своим ученикам; стихи 28−30). Иисус пришел с неба, и, значит, ценность слов всякого другого религиозного учителя несопоставима с ценностью Его слов. Любой учитель «из людей» ограничен своим земным происхождением (сущий от земли земный и есть). Но Логос, пришедший с небес есть выше всех; «Ему во всем первенство» (Кол 1:18).

Ин 3:32. Все, что говорил Христос, имело источником Его небесное виденье и знание, полученное от общения с Отцом на небе (сравните с 1:1−14). И все-таки, несмотря на достоверность Его свидетельства, человечество в целом отвергло Его благовестие (1:11).

Ин 3:33. В целом, но не каждый из людей, как это могло бы показаться из стиха 32. Всякий же, кто принимает благовестие Христа, свидетельствует, со своей стороны, что Бог истинен (стих 21). А отвергающий Его благовестие тем самым «представляет Бога лживым» (1Ин 5:10).

Ин 3:34. Иисус, по мере того, как говорит слова Божии, изрекает совершенную Божию истину, потому что Дух Божий дается Ему без всяких ограничений (не мерою), — тогда как ветхозаветным пророкам Святой Дух давался лишь на определенное время и в тех или иных «ограниченных» целях.

Апостол Иоанн говорит тут об Иисусе Христе как о Том, Которого послал Бог.

Всего в Евангелии от Иоанна сказано о том, что Иисус был послан Богом тридцать девять раз (3:17, 34; 4:34; 5:23−24, 30, 36−38; 6:29, 38−39, 44, 57; 7:16, 28−29; 8:16, 18, 26, 29, 42; 9:4; 10:36; 11:42, 12:44−45, 49; 13:16, 20; 14:24; 15:21; 16:5; 17:3, 18, 21, 23, 25; 20:21).

Ин 3:35. Взаимоотношения Отца и Сына построены на глубокой любви и полном доверии. Ради исполнения целей Отца Сын облекается всей полнотой власти (5:22; Мф 28:18).

Ин 3:36. Каждый из людей может выбирать лишь между верою в Сына Божия и неверием в Него (сравните стих 16, 18). Неверие — это плод трагического невежества, но также и сознательного противодействия свету. В четвертом Евангелии только здесь говорится о гневе Божием (сравните Откр 6:16−17; Откр 11:18; Откр 14:10; Откр 16:19; Откр 19:15), «Гнев» этот, как справедливая реакция Творца на зло мира, пребывает на неверующих. В полную меру он проявится в будущем, однако, и теперь уже дает знать о себе. Непрекращающиеся грех и неповиновение приведут к непрекращающемуся наказанию (Мф 25:46).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на евангелие от Иоанна, 3 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Иоанна 3 глава в переводах:
От Иоанна 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Джона Райла
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.