В. Откровение Иисуса в Галилее (6:1 — 7:9)

I. ЧУДЕСА, СОВЕРШЕННЫЕ ИИСУСОМ НА СУШЕ И НА ВОДЕ (6:1−21)

а. Насыщение 5000 человек (6:1−15)

Чудо насыщения пяти тысяч человек — единственное, о котором записано во всех четырех Евангелиях (кроме, конечно, воскресения Иисуса Христа). Это уже само по себе говорит об особом его значении. Мотивом «насыщения» (при сопоставлении физического насыщения с духовным) пронизана долгая беседа Господа с народом (стихи 22−71). Чудо это, в самом деле, произвело огромное впечатление на иудеев, вознеся их мессианские ожидания до высшей точки. И все-таки даже после совершения Христом чуда насыщения многие из Его последователей отошли от Него (стих 66).

Ин 6:1−2. После сего… Подразумевается, после чудесного исцеления при Вифезде. Точно определить, сколько времени прошло между событиями пятой главы и теми, что описаны в шестой главе, невозможно. Однако из синоптических Евангелий узнаем, что именно в этот промежуток времени Ирод Антипа казнил Иоанна Крестителя (Мк 6:14−29 сравните с Ин 3:24), ученики Иисуса Христа прошли с проповедью по Галилее (Мк 6:7−13, 30−31), и слава об Иисусе так распространилась в народе, что достигла и ушей Ирода (Лк 9:7−9).

Так что упомянутый промежуток времени мог составлять несколько месяцев, может быть, полгода. Иисус пришел из Иерусалима к морю Галилейскому (глава 6) и перешел на ту сторону его (полагают, северо-восточную), где это море, или озеро, называлось «Тивериадским» (21:1) — по имени города Тивериады, построенного там Иродом Антипой. Народ и туда сопровождал Его и учеников, привлеченный чудесными исцелениями, которые Он творил.

Ин 6:3−4. Упоминание о Пасхе; Приближалась же Пасха, праздник Иудейский — более выполняет здесь богословскую чем хронологическую функцию. В эти дни иудеи, видимо, и мыслили и рассуждали в категориях пасхальных символов — крови и плоти, агнцев и опресноков. При этом они еще более исполнялись надежд на появление нового «Моисея», который освободит их от римского владычества.

Поскольку это уже второе упоминание о Пасхе у Иоанна (2:13, 23) и поскольку он скажет, по крайней мере, еще об одной Пасхе (13:1), напрашивается вывод, что события, описанные в 6-ой главе, происходили за год до распятия Иисуса.

Ин 6:5−6. Задавая вопрос Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Господь испытывал веру его. Будучи из Вифсаиды (1:44), ближайшего к ним города, Филипп лучше других должен был знать о местных «продовольственных возможностях». В небольших деревнях, в «окресностях Тивериады», где достанешь столько хлеба, чтобы накормить это «множество народа»!

Господь испытывал Филиппа, однако, не «искушал» его. Следует подчеркнуть, что Бог испытывает людей, чтобы утвердить их в вере. Он «не искушается злом и Сам не искушает никого» (Быт 22:1−18; Иак 1:2, 13−15; 1Пет 1:7).

Ин 6:7. Им на двести динариев не довольно будет хлеба (огромная сумма, если исходить из того, что один динарий составлял среднюю дневную плату работника), — заметил Филипп, Если бы и можно было найти в окрестных деревнях столько хлеба, откуда взять денег на покупку его! В казне учеников было лишь то, что давали им люди, в чьих сердцах учение Иисуса находило отклик (Мк 6:7−13).

Ин 6:8−9. Андрей сообщил Господу (сравните записанное у Марка — Мк 6:38 повеление Иисуса ученикам: «пойдите посмотрите») о мальчике, у которого есть пять хлебов ячменных и две рыбки. Но что это для такого множества? — резонно заключил он. Бессилие и беспомощность человеческие служат здесь тем фоном, на котором тем более впечатляюще заявляют о себе всемогущество Бога и Его сострадание к людям. «Пять хлебов ячменных» напоминают о том случае, когда пророк Елисей накормил двадцатью ячменными хлебцами сто человек (4Цар 4:42−44). Но здесь действовал Тот, Кто был несравненно больше Елисея.

Ин 6:10−11. Замечание Иоанна о том, что в этом месте было много травы как бы подчеркивает привычную параллель: Иисус — добрый Пастырь, Который питает Своих овец (Мк 6:34) на зеленом пастбище (сравните Пс 22:2). Марк, описывая этот случай (Мк 6:40), указывает, что люди «сели рядами» по 50 и 100 человек. Так легче было никого не пропустить при раздаче пищи. Иоанн пишет, что было людей …около пяти тысяч; Матфей упоминает особо о женщинах и детях (Мф 14:21). Так что можно предположить, что Иисус накормил «пятью хлебами» более десяти тысяч человек.

То обстоятельство, что место это было «пустынным», а время — предпасхальное, возможно, уподобляло Иисуса в глазах «народа» Моисею, который вел Израиль в пустыне, где Господь чудесным образом питал его. Как совершалось чудо насыщения, Иоанн не описывает, но и из сказанного им ясно, что хлеб и рыба «множились» в руках Христа по мере того, как Он давал их ученикам, а те раздавали пищу возлежавшим на траве.

Ин 6:12−13. Словами и когда насытились …Иоанн подчеркивает, что чудо действительно совершилось. Некоторые богословы ошибочно видят в этом насыщении лишь некую «священную символику»; другие не менее ошибочно полагают, что «чудо» выразилось в том, что все эти тысячи людей «по-братски» поделились пищей, принесенной с собой.

Своего рода «воспитательная символика» видится в том, что остатками этого необычайного обеда ученики, собрав их, наполнили двенадцать коробов. Не указывает ли это на то, что Господь с избытком готов исполнить нужды Своего народа? Позже Иисус укажет ученикам (в этой связи) на их духовное скудоумие (Мк 8:17−21). Даже они, которые были к Нему гораздо ближе, чем «толпа», долго оставались духовно слепыми (Мк 6:52).

Ин 6:14−15. Люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, вспомнили о предсказании Моисея, что Бог «воздвигнет» им пророка, подобного ему (Втор 18:15). Моисеи кормил народ в пустыне, и он же вывел евреев из рабства. Теперь Иисус накормил народ в пустынном месте. Не значит ли это, что Он в состоянии освободить Израиля из-под ненавистного римского владычества? Однако свидетель чудесного знамения, народ не понимал всей глубины его значения.

Потому и возникло у толпы решение придти …взять Его… и сделать Его царем (в англ. Библии не «нечаянно взять», а «взять силою»). Очевидно, именно в это время популярность Иисуса достигла наивысшей своей точки, и в ней таилось искушение для Него как для человека. Мог ли Он принять царство, не взойдя на крест?

Нет, не мог. Ибо Его Царство должно быть дано Ему Отцом (Пс 2:7−12; Дан 7:13−14). Оно не могло «прийти» от мира сего (Ин 18:36). Подчинившись воле Отца, Иисус должен был пойти иным путем. Прежде чем вступить на Царство как «лев из колена Иудина», Он должен был стать Агнцем, берущим на Себя грех мира (1:29).

б. Хождение по воде (6:16−21)

Ин 6:16−17. Согласно Мк 6:45 Иисус сказал ученикам, чтоб отправлялись морем в Вифсаиду, а Сам остался, чтобы отпустить народ. Из Вифсаиды путь их лежал в Капернаум. Оба эти города были расположены при северной оконечности Галилейского моря. И вот ученики Его сошли к морю (они находились на восточной холмистой стороне его). Вскоре после того как они вошли в лодку, село солнце, стало темно, и подул сильный ветер (стих 18). А Иисус тем временем молился на берегу и, конечно же, знал, что ученики оказались во власти ночи и надвигавшегося шторма (Мк 6:45−48).

Ин 6:18−19. Западный ветер, часто поднимающийся на Галилейском море с заходом солнца, обрушился на лодку учеников, когда она была вдали от берега. Они с трудом продвигались вперед. И, как пишет Марк, оказались «бедствующими в плавании» (Мк 6:48). Заметим, что Галилейское море славится своими неожиданными и сильными штормами… Ученики проплыли около двадцати пяти или тридцати стадий (километров около пяти), т. е. находились примерно на середине моря. И вдруг увидели Иисуса, идущего по морю …и испугались.

Они подумали, что видят призрак (Мк 6:49). Пытаясь объяснить это с рационалистических позиций, можно было бы предположить, что Иисус «продвигался» к лодке, стоя на большом бревне, но текстом Евангелия такое предположение никак не подтверждается… Случилось это в «четвертую стражу ночи», т. е. где-то между 3 и 6 часами утра (Мф 14:25; Мк 6:48).

Ин 6:20−21. Произнесенное Иисусом это Я в греческом тексте звучит как «Я есмь»; в 8:58 эта же фраза в Его устах имеет глубокий богословский смысл. Но здесь Христос просто называет Себя ученикам, и другого значения слова Его, по-видимому не имеют. Узнавши Его, ученики рады были принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу… Представляется, что в этих последних словах апостол Иоанн засвидетельствовал еще об одном чуде.

Два этих чуда — совершенное Христом на суше (насыщение 5000 человек) и совершенное Им на воде — указывают на Него как на «Даятеля хлеба», залога жизни (следующий раздел), и как на Спасителя, знающего об обстоятельствах своего народа и избавляющего его от бед. В трудные минуты Он приходит к нему на помощь.

2. БОГОСЛОВСКОЕ ПОУЧЕНИЕ (6:22−71)

Ин 6:22−25. Часть людей, которых накануне чудесным образом накормил Иисус, все еще оставалась на восточном берегу моря. Они видели, как Он отправил Своих учеников в единственной лодке, которая была там. И поскольку Сам Иисус в эту лодку не сел, люди решили, что и Он остался на берегу. Но вскоре они обнаружили, что Его нет между ними.

Между тем, пришли из Тивериады другие лодки… и народ вознамерился плыть в поисках Иисуса в Капернаум. А найдя Его в Капернауме, люди спрашивали с удивлением: Равви, когда Ты сюда пришел? Этим вопросом, на который Иисус не ответил (ибо Его «хождение по воде» предназначалось как знамение только для Его учеников), вводится продолжительное Его поучение богословского характера (стих 59).

Ин 6:26. Иисус начал его с торжественного заверения: Истинно, истинно говорю вам… На протяжении беседы Он повторит эту «формулу» еще трижды (стих 32, 47, 53) — с целью вновь и вновь привлечь внимание слушающих к тому, что будет сказано… Следует упрек Господа народу в сугубо материалистическом настрое его, в отсутствии у него духовного восприятия вещей. Чудеса, казалось бы, привлекали их, но лишь как средство исцеления от болезней или получения пищи даром. Того великого духовного откровения, которое стояло за «знамением насыщения», они не поняли.

Ин 6:27. Слова Иисуса старайтесь не о пище тленной… не есть призыв к праздной бездеятельной жизни, но настоятельное увещание более «стараться» о пище духовной, которая «продлевает» жизнь на целую вечность. В отличие от духовного, хлеб как материальная субстанция годится лишь для поддержания кратковременной земной жизни. Потому и сказано: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4:4).

Духовную пищу в состоянии дать людям только Сын Человеческий, имеющий доступ к небу (Ин 3:13), ибо Он, Иисус Христос, Сам и является этой «пищей» (6:53). Об этом засвидетельствовано Самим Богом (ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог).

Ин 6:28. Иудеи, которые и сами стремились к вечности, просили Иисуса объяснить им, какие дела им делать, чтобы угодить Богу. Задавая этот вопрос, они исходили из того, что в состоянии удовлетворить Небесного Отца своей «праведностью» (Рим 10:2−4).

Ин 6:29. Ответ Иисуса опроверг это их представление. Своими «добрыми делами» они Богу угодить не могут. Существует лишь одно дело Божие, т. е. такое, которое требует Бог от каждого человека, — это веровать в Того, Кого Он послал. Люди, по своей греховности, не в состоянии заслужить спасение собственными добрыми делами (Еф 2:8−9; Тит 3:5). И Бог требует, чтобы они эту свою неспособность признали и приняли спасение как дар от Него (Рим 6:23).

Ин 6:30−31. Все еще не верившие в Иисуса истинной верой, иудеи потребовали от Него особенного знамения — такого, чтобы, увидев его, они Ему поверили. Вопросы их в стихе 30 сводятся к одному: «Что Ты можешь сделать, чтобы знамение удовлетворило нас?» Они полагали, что именно такой «порядок» угоден Богу: сначала увидите — потом поверите. Но Бог установил иной порядок (Ин 11:40): увидит поверивший…

Народ мог рассуждать так: если Он претендует на то, что равен Моисею или более его, то пусть и чудесное знамение Его будет «большим», чем чудеса, явленные в свое время Моисеем. Видимо, чудо насыщения 5 000 человек они таковым не считали — ведь Моисей, могли рассуждать они, «низвел» их отцам Божий дар с небес, манну («хлеб с неба дал им есть»; Исх 16; Чис 11:7), которой целый народ питался на протяжении 40 лет. Если иудеи действительно рассуждали так, то не учитывали двух вещей.

Во-первых, большинство тех, кто «ел манну», так и не поверили Богу до конца (а ведь важны не «масштабы» чуда, а восприятие людьми его смысла и значения). Во-вторых, и Моисей и Иисус, совершая Божией силой чудесные знамения, тем самым подавали Божие удостоверение о себе. А потому слушать следовало и того и другого; и тому и другому — верить (Лк 16:29−31).

Ин 6:32. Опять прибегнув к «формуле» торжественного заверения — истинно, истинно говорю вам (стих 26, 47, 53) — Иисус указал иудеям на ошибочность их представлений в трех принципиально важных пунктах: 1) Не Моисей, а Отец Небесный давал «их отцам» манну в пустыне; 2) Он (Которого Иисус называет Отец Мой) и теперь продолжает давать им «манну»; 3) Этой «манной» является истинный хлеб с небес.

Ин 6:33. Бог есть источник всякой жизни. Сын Божий, Который имеет жизнь в Самом Себе (1:4; 5:26), пришел на землю для того, чтобы дать эту истинную, вечную жизнь людям. Иначе говоря, миру, отделенному от Бога грехом и по этой причине умирающему как физически, так и духовно, Христос, сшедший с небес, вновь дает жизнь. (О том, что Он пришел с неба, Христос говорил неоднократно; стихи 32−33, 38, 41−42, 50−51, 58.) Потому-то и является Он истинным хлебом Божиим.

Ин 6:34. Но по-прежнему народ «не улавливает», что Иисус говорит о Себе, Однако как самарянка у колодца (4:15) жаждала лучшей «воды», так они хотели лучшей «пищи». И стали просить Христа, чтобы всегда давал им такой хлеб.

Ин 6:35. Снова пытается Иисус перевести внимание слушающих Его с привычного им хлеба на Себя; Я есмь хлеб жизни, говорит Он. Другими словами: «Я, Личность, сошедшая с неба, даю жизнь и потому являюсь необходимой пищей для каждого человека. И всякий, кто вступит в правильные взаимоотношения со Мной, обретет вечное, а не временное удовлетворение своих нужд» Этим торжественным, полным глубокого значения, «Я есмь» открывается целая серия включающих его откровений Иисуса о Себе (8:12; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5).

Приходящий ко Мне, — обещает Иисус, — не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. В греческом тексте слово «никогда» эмоционально подчеркнуто.

Ин 6:36. Следует упрек Христа народу: вы и видели Меня, и не веруете. Не веруете, несмотря на дарованное вам великое преимущество — собственными глазами видеть Сына Божиего.

Ин 6:37. Причина их рокового неверия (ибо следствие его — лишение вечного спасения) в том, объясняет Иисус, что они не принадлежат к числу тех, кого дает Христу Отец. Ибо от Него зависит, кого даровать Сыну. Иисусу не надо беспокоиться, что труд Его окажется напрасным, потому что Отец постоянно привлекает к Нему людей. Почему же отворачиваются от Него иудеи?

В ходе дальнейшего поучения Христос дает им понять, что это происходит потому, что позиция, которую они заняли по отношению к Отцу, не угодна Ему. (Вспомним эпизод в Вифезде в символической его части: на вопрос Христа «Хочешь ли быть здоров?» — калека отвечает: «Так, Господи»; 5:6−7.) Иисус подчеркивает, что приходящего к Нему за спасением Он не изгонит вон.

Ин 6:38−39. Снова говорит Иисус о небесном Своем происхождении, и вновь повторяет, что пришел с целью творить волю пославшего Его Отца. Волю, которая заключается в том, чтобы ни одна душа из тех, что дал Он Сыну, не погибла, но была приведена Им к воскресению для жизни вечной (сравните стих 40, 44, 54).

Ин 6:40. Здесь повторяются мысли, высказанные ранее. Во фразе всякий, видящий Сына подразумевается скорее духовное виденье. «Видящий» Его и приходящий к Нему за спасением получает гарантию этого спасения — согласно небесному «постановлению» (Рим 8:28−30). Каждый такой человек обретает жизнь вечную (Ин 6:47, 50−51, 54, 58). Я воскрешу его в последний день, — торжественно обещает Иисус Христос (сравните стих 39, 44, 54).

Ин 6:41−42. Духовно слепые иудеи возмущены были заявлением Христа о Его небесном происхождении. Они руководствовались чисто земной логикой: разве Он не тот человек, родителей Которого они знают?

Ин 6:43−44. Иисус больше не пытается развеять их заблуждение, лишь укоряет их в «ропоте» и вновь повторяет, что без Божией помощи Никто не может придти к Сыну, как и (подразумевается) верно судить о Нем. Люди слишком глубоко увязли в трясине греха и неверия, чтобы уверовать в Сына, если не привлечет их Отец (сравните стих 65). Но это не значит, что «избранных» — лишь горстка. Позднее Иисус скажет: «Я… всех привлеку к Себе» (12:32). Он, однако, не имел в виду, что все будут спасены, но что и «язычники» получат доступ к спасению наравне с евреями. И что все спасенные будут в свое время воскрешены (6:39−40).

Ин 6:45. В подтверждение Своего учения о спасении по благодати Божией Иисус сослался на Ветхий Завет. Фраза и будут все научены Богом, по-видимому, взята из Ис 54:13, хотя близкую к ней мысль можно найти и в Иер 31:34. Под «научены Богом» нужно понимать ту работу, которую производит Бог во внутреннем «я» человека, располагая его к принятию истины об Иисусе Христе. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит к Иисусу с верой в Него.

Ин 6:46. Следует развитие мысли, высказанной выше. «Научение» людей Богом не выливается в некую их мистическую и непосредственную связь с Небесным Отцом (Это не то, чтобы кто видел Отца. Оно («научение») осуществляется только через Иисуса Христа, Который есть Логос (Слово Божие; сравните 1:18). По мере все новых «личных встреч» верующего с Иисусом Христом, слышания им Его слов и «видения» Его дел, Отец совершает в верующем необходимую работу.

Ин 6:47−48. В этих двух стихах подводится итог всему вышесказанному. В третий раз в этом разделе произносит Иисус свое Истинно, истинно говорю вам… (стих 26, 32, 53). Верующий в Него (тот, кто верует в Него неизменно) уже теперь вступает в обладание жизнью вечной. Подчеркнуто повторяет Иисус сказанное Им прежде: Я есмь хлеб жизни (толкование на стих 35).

Ин 6:49−50. Манна могла удовлетворить лишь физический голод. Питаясь ею на протяжении длительного времени, евреи почувствовали к ней отвращение; ну и в конце-концов все они умерли… в пустыне. Иисус же есть хлеб… сходящий с небес и дающий жизнь вечную. Человек, который «ест» этот «хлеб», не умрет никогда.

Ин 6:51. Если Иисус есть «хлеб жизни», то что означает «есть» этот «хлеб»? По мнению многих комментаторов, Иисус имел тут в виду хлебопреломление, которому предстояло совершиться на Его последней вечере с учениками. Стих этот действительно как будто бы проливает свет на значение последней вечери в связи со смертью Иисуса Христа.

Но поскольку ей должно было состояться только через год, думается, что здесь о «ядении плоти» говорится не в значении будущего священного ритуала, а скорее как об «образе» веры во Христа, прихода к Нему (стих 35), «видения» Его духовными очами (стих 40). Есть хлеб живый значит жить вовек (стих 40, 47, 50, 54, 58).

Продолжая Свое откровение о хлебе, Иисус заявляет, что не только Отец дал человечеству этот «хлеб» (Сына своего Иисуса Христа), но и Сам Иисус отдаст Себя людям: Хлеб… есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира. Спасение совершится через жертвенную смерть Агнца Божиего (1:29), которой в мир войдет жизнь.

Ин 6:52. Как это нередко случалось, иудеи и па этот раз не поняли слов Иисуса (сравните 2:20; 3:4; 4:15; 6:32−34). Между ними возник спор о том, что Он имел в виду, говоря столь странные вещи. Их мышление не в состоянии было перешагнуть барьер материалистического восприятия. Как Он может дать нам есть Плоть Свою? — спрашивали они друг у друга.

Ин 6:53−54. Повторяя сказанное прежде, Иисус подчеркивает важность своих слов четвертым по счету заверением: истинно, истинно говорю вам (26, 32, 47). Слова если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его часто толкуют как возвещение о евхаристии. Возражение на это, как говорилось ранее, видится в том, что хлебопреломление было установлено Христом год спустя.

В этой связи «питие Крови Его», как и «ядение Плоти Его», представляются тут иносказанием, сильным речевым приемом. (Следует при этом учесть, что в сознании иудеев непреложным было повеление «никакой крови не есть»; Лев 3:17; сравните с Лев 17:10−14.) Да, но кровь была средством искупления. Только через пролитие крови можно было искупить жизнь человека (Лев 17:11).

Учитывая все это, можно себе представить, как смущены и шокированы были слушатели Иисуса Его загадочными словами. Между тем, разгадка их лежала в осознании того, что Иисус говорил о Своей смерти, которой искупит жизнь тех, кто захотят принять Его как Своего Спасителя. Вера в искупительный характер смерти Иисуса Христа дает жизнь вечную (стих 40, 47, 50−51), и физическое воскресение в установленное Богом время (стихи 39−40, 44).

Ин 6:55. Подобно тому, как добрые пища и питие поддерживают в человеке физическую жизнь, Иисус, имеющий в Себе истинно духовные пищу и питие, поддерживает в нем жизнь духовную. Именно в этом смысле Его плоть и кровь дают жизнь вечную тем, кто принимают Его.

Ин 6:56−57. Всякий, кто принимает Иисуса Христа, наслаждается взаимным общением с Ним, которое проявляется в пребывании верующего в Нем и Его — в верующем. Это пребывает (греческое слово «менеи»; мено — «пребывать») является для апостола Иоанна одним из весьма значимых богословских терминов (толкование на 1:38). Отец «пребывает» в Сыне (14:10), Дух Святой «пребывает» на Христе (1:32), а верующие «пребывают» в Иисусе, и Он — в них (6:56; 15:4). Слово это имеет немало смысловых оттенков. В частности, такой: верующий наслаждается близостью с Христом и чувством безопасности в Нем. Так же, как Иисус «имеет жизнь в Себе» от Отца Небесного (Я живу Отцом), верующий — обладает жизнью благодаря Иисусу Христу (ядущий Меня жить будет Мною).

Ин 6:58−59. О хлебе жизни, сшедшем с небес, Иисус учил в капернаумской синагоге. Служба в синагогах строилась так, что желающим предоставлялась возможность толковать священные тексты и выступать с наставлениями (Мк 6:1−6; Лк 4:16−28; Деян 13:15−42), и этой возможностью учить Господь нередко пользовался.

Ин 6:60. Начиная кое-что понимать в учении Иисуса, многие из слушавших находили его совершенно неприемлемым. Теперь уже не только враждебно настроенные к Нему «религиозники», но и многие из галилейских учеников Его откровенно недоумевали. Стал быстро спадать и энтузиазм народа, который увидел было в Иисусе «Мессию» — политического руководителя (сравните со стихом 15). Иудеи начали сознавать, что Он не собирается освобождать их из-под римского владычества.

Возможно, Он и великий Целитель, рассуждали они, но что за странные слова Он говорит, и как можно такое слушать?

Ин 6:61−62. Зная, что в сердцах Его слушателей, Иисус заметил, что если слова Его столь соблазняют их (позже апостол Павел напишет, что для иудеев «Христос распятый — соблазн» — 1Кор 1:23), то как же должны они «соблазниться», если станут свидетелями вознесения Сына Человеческого!

Ин 6:63. После Своего вознесения на небо Иисус послал на землю Духа Святого (7:38−39; Деян 1:8−9). И Он, прийдя в мир, животворит, т. е. дает жизнь (спасение) тем, кто веруют в Иисуса Христа. Без действия в нем Святого Духа человек (плоть) не в состоянии осмыслить Личность Иисуса Христа и Его служение (Ин 3:6; 1Кор 2:14). Те самые слова Иисуса, которые казались иудеям «странными» и неприемлемыми (Ин 6:60), на самом деле заключали в себе дух и жизнь, т. е. приобщали людей к духовной жизни.

Ин 6:64. Но приобщали к ней только при наличии в людях веры. То-есть автоматически эти слова не действовали. Между тем, Иисус с самого начала знал, кто среди следовавших за Ним действительно веровал в Него, а кто в сущности был неверующим. И это еще одно доказательство, что Он обладал сверхъестественным знанием (1:47; 2:24−25; 6:15).

Ин 6:65. Иисус повторяет сказанное Им прежде, что без данной свыше способности к этому люди не могут придти к вере в Него (стих 44). Так что отпадение «многих» (стих 66) не должно вызывать удивления. Верующие, которые остаются с Христом, свидетельствуют о сокровенном действии в них Отца Небесного. С другой стороны, «толпы» неверующих доказывают, что «плоть не пользует ни мало» (стих 63), т. е. сама по себе бессильна приобщиться к вечной духовной жизни.

Ин 6:66. Целый ряд вещей — и Его нежелание стать «царем» в их понимании, и Его требование такой веры, которая связывала бы каждого человека с Богом личными узами, и Его учение об искуплении, и подчеркнутое провозглашение Им неспособности человека спасти себя без действия в нем Божией силы — оттолкнули от Христа и многих из учеников Его, т. е. из тех, которые сопровождали Его, полагая себя Его учениками.

Ин 6:67. Отпадение «многих» не могло не подействовать даже и на апостолов, ибо и они не вполне понимали слова Его, значение которых уразумели полностью лишь после Его воскресения (20:9). Отсюда вопрос Иисуса: Не хотите ли и вы отойти?

Ин 6:68−69. В ответ апостол Петр, как бы выступая от имени остальных апостолов, исповедал веру в Иисуса. Хотя и для них путь уразумения истины был нелегким.

Петр был уже убежден в том, что слова (глаголы) Иисуса ведут к жизни вечной. И мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живого, — торжественно провозгласил он. И этим еще раз признал в Иисусе Мессию.

Ин 6:70−71. Не двенадцать ли вас избрал Я? — спросил Иисус. В Евангелии от Иоанна не записано об избрании двенадцати Апостолов. Очевидно, Иоанн исходил из того, что его читатели знали об этом из синоптических Евангелий или из церковного предания (Мк 3:13−19). Но, — продолжал Иисус, — один из вас диавол.

Далее (13:2, 27) Иоанн ясно даст понять, что действие в Иуде сатаны как бы сделает сатаною его самого. (Иуда был сыном Симона Искариота.) Здесь еще одно свидетельство о «сверхзнании» Иисуса (сравните 1:47; 2:24−25; 6:15, 61). Год спустя, во время последней вечери, Иисус снова скажет о том, что один из двенадцати, возлежащих с Ним за столом, предаст Его (13:21). Впоследствии ученики, очевидно, вспомнили об этом Его предсказании, и оно не могло не укрепить их веру в Иисуса.

Иуда, несомненно, фигура трагическая, подпавшая под влияние сатаны; но это не снимает с него ответственности за то, что, избирая между добром и злом, он предпочел зло.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на евангелие от Иоанна, 6 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Иоанна 6 глава в переводах:
От Иоанна 6 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Джона Райла
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.