3. БЕСЕДА О ДОБРОМ ПАСТЫРЕ (10:1−21)

Беседа о добром пастыре развивается в том же смысловом контексте, что и глава 9. Уподобление людей овцам, которые следуют за своим пастырем, было очень популярно на Среднем Востоке. Так, пастырями называли себя цари и священники, именуя подданных своих овцами. Часто встречается эта аналогия в Библии.

Многие из великих мужей Ветхого Завета были пастырями в буквальном смысле слова, т. е., пастухами; это — Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид. Моисей и Давид стали, кроме того, духовными пастырями Израиля. Образ пастыря возникает в ряде наиболее известных мест Священного Писания (Пс 22; Ис 53:6; Лк 15:1−7).

Иисус употребляет эту аналогию в разных случаях. Связь с предыдущей, девятой, главой видится здесь в противопоставлении Его и фарисеев отношения к слепорожденному человеку. Будучи духовно слепы, хотя они и претендовали на особое духовное видение (Ин 9:41), фарисеи были лжепастырями. Иисус же, как истинный Пастырь, пришел искать нуждающееся в помощи и исцелять. Его овцы слышали Его голос и отзывались на него.

Ин 10:1−2. В стихах 1−5 представлена утренняя сцена из пастушьей жизни. Пастырь входит через ворота (дверью) в овечий загон (на востоке это были просторные, порой крытые, помещения, огороженные каменной стеной). (В загоне содержалось, как правило, несколько стад, принадлежавших разным хозяевам.) У ворот в овчарню находился сторож, охранявший овец от воров и диких зверей в ночное время. Всякий, кто попытался бы не «дверью» войти в загон, а перелезть через стену, явно руководствовался бы злым умыслом.

Ин 10:3−4. Пастухам, которых знал, придверник (сторож) отворял ворота, и те, войдя, звали своих овец по имени (чтобы отделить их от овец другого хозяина). И овцы, слыша знакомый голос, шли к своему пастырю. Тот выводил их из загона и собирал в стадо. А затем вел на пастбище, следуя впереди стада.

Ин 10:5−6. Если в загон входил посторонний, овцы, не зная его голоса, бежали от него. Это иносказание строится на знакомом иудеям образе пастуха, собирающего свое стадо. Мысль же, стоящая за ним, та, что люди устремляются к Богу, потому что Бог призывает их, и голос Его им следует отличать от чужих голосов (сравните со стихом 16, 27; Рим 8:28, 30). Но слушатели Христа и из знакомого им образа не извлекли духовного урока; они не узнали (либо притворились, будто не узнают) в Иисусе своего Господа — истинного Пастыря (Пс 22).

Ин 10:7−9. Иисус, тем не менее, продолжает это иносказание. Пастырь, отделив свое стадо от других, вел его на пастбище. Выход к нему лежал через особое огороженное пространство. В воротах его становился пастух, чтобы пропускать овец на пастбище; он таким образом как бы сам обращался в дверь для них. Духовный смысл этой аналогии состоит в том, что лишь Иисус Христос — та дверь, через которую может человек войти в Божие присутствие.

Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники. Господь говорит о тех вождях (духовных и гражданских) Израиля, которые «приходили» и действовали по собственной воле и инициативе, не будучи «посланы» Отцом Небесным, т. е. приходили «помимо Христа». Таковые заботились не о духовном благе народа, а об удовлетворении собственного честолюбия и властолюбия. Иисус же, как добрый Пастырь, обеспечивает Своим «овцам» защиту от врагов (кто войдет Мною, тот спасется, будет в безопасности).

Лжепастыри заботятся о своей выгоде, нередко отнимая у подданных имущество, а порой и жизнь. Христос же, напротив, дает Своим «подданным» жизнь и заботится об их повседневных благах и войдет и выйдет, и пажить найдет).

Ин 10:10. Следует развитие мысли, высказанной в предыдущем стихе. Вор (лжепастырь, в каком бы обличий он ни явился) отнимает жизнь, а Христос дает жизнь… с избытком.

Ин 10:11. Далее Иисус являет образ овцы и ее пастыря под иным углом зрения. Как только вечер опускался на пастбища Палестины, над овцами нависала опасность. В библейские времена за городскими стенами рыскали львы, волки, шакалы, пантеры, леопарды, медведи и гиены. Даже жизнь пастухов находилась под угрозой, как это видно из того, что и царю Давиду, в бытность его пастухом, приходилось сражаться со львами и медведями (1Цар 17:34−35, 37). Многотрудную жизнь пастыря изведал и праотец Иаков (Быт 31:38−40).

Иисус говорит о Себе (и повторяет это): Я есмь пастырь добрый (10:11 сравните с 10:14). В Ветхом Завете Пастырем Своего народа зовется Бог (Пс 22:1; Пс 79:2−3; Еккл 12:11; Ис 40:11; Иер 31:10). И Им же является Иисус для Своего народа, для блага которого Он приходил отдать жизнь Свою (сравните Ин 10:14, 17−18; Гал 1:4; Еф 5:2, 25; Евр 9:14). (В Новом Завете Иисус Христос назван также «Пастырем великим» — Евр 13:20−21; и «Пастыреначальником» — 1Пет 5:4.)

Ин 10:12−13. В отличие от «доброго пастыря», которому «овцы — свои», и потому Он заботится о них, питает их, оберегает и готов за них жизнь положить, наемник, работающий за деньги, равнодушен к овцам. Он заинтересован лишь в денежном вознаграждении и оберегает себя. Если волк нападает на стадо, то наемник убегает, и волк расхищает овец и разгоняет их. Немало себялюбивых царей управляло Израилем, и множество лжепророков и лжемессий приходило к нему. Много пострадало «Божие стадо» от таких «наемников» (Иер 10:21−22; Иер 12:10; Зах 11:4−17).

Ин 10:14−15. Но пастырь добрый лично заинтересован в Своих овцах (сравните стих 3, 27). И знаю Моих — этими словами подчеркивается, что овцы принадлежат Пастырю. В словах же и Мои знают Меня передано, что знание тут — взаимное, и близость — обоюдная. Она уподобляется Христом Его собственным отношениям с Отцом, исполненным взаимной любви и доверия. Любовь к Своим овцам Иисус подтвердил тем, что когда «пришел Его час», Он добровольно отдал за них жизнь.

Ин 10:16. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора Иисус говорит о язычниках, которые поверят в Него. Своею смертью Он и их приведет к Отцу Небесному. И они услышат (узнают) голос Мой. Все эти тысячелетия Иисус продолжает спасать людей, которые различают, узнают, слышат Его голос, говорящий им через Священное Писание. Из Деян 18:9−11 видно, как это осуществлялось на практике по мере становления Церкви. «У Меня много людей в этом городе» (т. е. в Коринфе) — говорил Господь апостолу Павлу.

И будет одно стадо и один Пастырь — это образ Церкви, состоящей из верующих как иудейского, так и языческого «двора», соединившихся в одном теле, Глава которого — Христос (Еф 2:11−22; Еф 3:6).

Ин 10:17−18. Снова предсказывает Иисус Свою смерть, четырежды в этой главе повторяя, что Он отдает Свою жизнь добровольно (стих 11, 15, 17−18).

Отец любит Иисуса особой любовью за Его жертвенное послушание Его воле. О воскресении Своем Иисус говорит здесь дважды (в стихах 17−18): Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее и Я… имею власть… опять принять ее; то есть Он подчеркивает, что воскресение Его — в Его власти (в силе). Он властен над Своей судьбой. Никто не отнимает ее (жизнь) у Меня. Иисус вовсе не был беспомощной пешкой на шахматной доске человеческой истории.

Ин 10:19−21. В третий раз слова Иисуса вызывают распрю среди слушающих Его (7:43; 9:16). Многие в толпе были настроены к Нему враждебно и говорили, что Он одержим бесом и безумствует (сравните 7:20; 8:48, 52). Но другие возражали: разве может… бес отверзать очи слепым? (сравните 9:16).

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ К НАРОДУ (10:22−42)

Далее у Иоанна записано о последнем столкновении Иисуса с враждебно настроенной иерусалимской толпой (стихи 22−39), за которым последовал Его уход за Иордан — по причине намерения убить Его.

Ин 10:22−23. Праздник обновления в наше время известен под названием Хануки. Он был учрежден в память очищения храма Иудою Маккавеем в 165 г. до Р. Х. (после того, как в 168 году храм был осквернен сирийским царем Антиохом IV (Епифаном), установившим в нем идолов). Праздник этот, который отмечался в декабре (и была зима), продолжался 8 дней. Он напоминал Израилю о его последнем великом избавлении от врагов.

Притвор Соломонов представлял собой крытую колоннаду на восточной стороне храма.

С момента предыдущего конфликта Иисуса с иудеями, происшедшего в октябре (7:1 — 10:21), во время Праздника кущей (7:2), прошло два месяца. Теперь Иисус снова возвратился в храм.

Ин 10:24. Тут иудеи обступили Его. Неприязненно относившиеся к Нему «начальники» иерусалимлян все надеялись «загнать Его в угол». Его загадочные слова выводили их из себя, и вот они «обступили Его», спрашивая: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо, — требовали они.

Ин 10:25−26. Иисус отвечал, что сказал им, но они не верят ни словам Его ни делам, которые Он творит во имя Отца Своего (сравните со стихом 32, 38), а ведь они свидетельствуют о том, что Он пришел от Отца (Ис 35:3−6; Ин 3:2; Ин 9:32−33). Отец действительно послал Его, но их ожиданий Он не оправдал. Ибо не был похож ни на Иуду Маккавея, ни даже (в служении Своем) — на Моисея. Они «споткнулись» о Него, и произошло это по причине их духовной ограниченности, недостаточной веры. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих — это простая констатация факта, обусловившего все их суждения и поведение. Вместе с тем слова эти — и о тайне Божьего избрания (6:37).

Ин 10:27. «Овцы» Иисусова стада чутко прислушиваются к голосу Его (сравните стихи 3−5, 16) и откликаются на Его зов; и Я знаю их, повторяет Иисус (сравните с. Стих 14), и они идут за Мною (сравните стихи 4−5), т. е. следуют воле Отца Небесного по примеру Сына.

Ин 10:28. Здесь одно из самых ясных в Библии заявлений о том, что те, кто уверуют спасительною верою в Иисуса Христа, обретут жизнь вечную, и не погибнут вовек. Верующие впадают в согрешения и «спотыкаются» на своем пути, однако, Иисус, как Пастырь совершенный, не допустит их до гибели (Лк 22:31−32).

Жизнь вечная — это дар (Ин 3:16, 36, Ин 5:24; Ин 10:10; Рим 6:23). Гарантия безопасности верующих — в способности Пастыря защищать и оберегать Свое стадо, а не в сомнительной способности самих «овец» «постоять за себя». И никто не похитит их из руки Моей — заключительная мысль этого стиха получает продолжение в следующем.

Ин 10:29. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Тут Иисус ясно дает понять, что о стаде Его печется Сам всемогущий Отец. Вырвать спасенную душу из руки Иисуса так же невозможно, как из руки Отца. Божий план спасения «Иисусова стада» не может «сорваться».

Ин 10:30. Говоря Я и Отец — одно, Иисус не имел в виду, что Он и Отец одна и та же Личность. Они представляют две самостоятельные Личности в Божественной Троице. Смысл же Его слов в этом тексте — в утверждении абсолютного единства Их цели. В вопросе спасения Его «стада» воля Иисуса идентична воле Отца. Отец и Сын — идентичны и по своей природе, ибо составляют одно Божество (29:28; сравните Флп 2:6; Кол 2:9).

Ин 10:31−32. Теперь, когда Он говорил не намеками и притчами, а открыто, у враждебно настроенных Иудеев не осталось более сомнений относительно Его притязаний. Потому и схватили они каменья, чтобы побить Его (сравните 8:59). Горечь и мужество Иисуса отразились в Его спокойном вопросе: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

Ин 10:33. Иудеи возразили, что ничего не имеют против Его дел. (Однако исцеления, совершавшиеся Им в субботы, вызывали у них весьма негативную реакцию — 5:18; 9:16.) Они-де не могут согласиться, что, будучи человек, Он делает Себя Богом. Это, заявили они, богохульство. Они не сознавали, конечно, всей иронии (подчеркнутой их словами) ситуации: Иисус, будучи Богом, стал Человеком (1:1, 14, 18). Он не ходил по Палестине, возвещая: «Я Бог», хотя из отношения Его к субботе и из Его слов о единстве Его с Отцом Небесным следовало, что Он действительно обладает природой Божества.

Ин 10:34. Если учесть ту методику дискуссий, которой держались в Его время раввины, то характер ответа Христа иудеям станет яснее. Начать, как это делает Иисус, со ссылки на Ветхий Завет: Не написано ли в законе вашем… — было естественно. Обычно под «законом» понимали первые пять книг Библии. Но тут Иисус имел в виду весь Ветхий Завет, ибо далее цитирует из Псалмов. «В законе вашем», — подчеркивает Он, подразумевая, что евреи гордились тем, что закон дан им, и, следовательно, должны были признавать незыблемость его авторитета для себя.

Конкретно Иисус ссылается здесь на Псалом 81, где говорится о Боге как об истинном Судье (Пс 81:1, 8) и о людях, поставленных судьями, которые не сумели, однако, вершить справедливый суд, угодный Богу (Пс 81:2−7). Слово «боги» в Пс 81:1, 6 относится именно к этим судьям. Именно в этом смысле сказал Бог евреям: вы боги, не подразумевая, конечно, что они обладают Божественной природой.

Ин 10:35. Итак, Свою аргументацию Иисус строит на том, что в определенном контексте (как в Пс 81:1, 6) и люди названы «богами». По-еврейски «Бог» или «боги» звучит как элогим. Кстати, в значении «судей» это слово употреблено и в Исх 21:6; Исх 22:8 (по-русски в последнем случае передано как «судей»). И не может нарушиться Писание, говорит далее Иисус, имея в виду, что никто не вправе ссылаться на ошибки, якобы допущенные в Писании. Эта фраза в устах Господа — важное свидетельство в пользу непогрешимости Библии.

Ин 10:36. Из сказанного Им выше Он делает вывод. Поскольку в непогрешимой Библии названы «богами» судьи израильские, иудеи не имеют основания обвинять Иисуса в богохульстве за то, что Он сказал о Себе «Я Сын Божий»: ведь Он исполняет указания Отца Небесного, Который с этой целью и «отделил Его» (освятил) и послал в мир.

Ин 10:37−38. Словам Иисуса иудеи верили неохотно, но Отец засвидетельствовал о Нем чудесными делами, которые Он совершал через Сына. Эти знамения даны были иудеям как (выражаясь современным языком) «информация к размышлению», дабы, вдумавшись в их значение, признали, что Иисус — един с Отцом (чтобы (вам) узнать и поверить, что Отец во Мне, и Я в Нем). Никодим осознал это и потому сказал: «Таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин 3:2).

Ин 10:39. И снова они попытались схватить Его (сравните 7:30, 32, 44; 8:20), возможно, с тем, чтобы отвести к судьям. И опять попытка их была неудачной, потому что время, назначенное для Него Богом, еще не пришло. Как именно Он уклонился от рук их (сравните с 5:13; 8:59; 12:36), не расшифровывается.

Ин 10:40−42. Из-за враждебности иудеев Иисус пошел опять за Иордан, в Перею. Там прежде служил Иоанн Креститель, крестивший «в Вифаваре при Иордане» (1:28). Там Христа приняли гораздо более благожелательно, вероятно, потому, что в свое время Креститель подготовил для этого людские сердца. Иоанн и после своей смерти оказывал благотворное влияние на жителей этой местности, которые помнили его свидетельство. Хотя Иоанн не сотворил никакого чуда, рассуждали они, все, что сказал он об Иисусе, оказалось верным. В отличие от них, жители Иерусалима и видели чудесные знамения, поданные Господом, и все-таки не склонились перед Ним. В Перее же многие… уверовали в Него.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на евангелие от Иоанна, 10 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

От Иоанна 10 глава в переводах:
От Иоанна 10 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Джона Райла
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.