6. Призвание Тимофея (16:1−5)

Деян 16:1−3. Тимофей, живший в Листре, был смешанного происхождения; его мать была еврейкой, а отец — греком. Может быть, Тимофей обратился ко Христу благодаря служению Павла еще в первый заход апостола в Листру (1Тим 1:2). Полагают также, что обращение его состоялось даже раньше — под воздействием бабушки его Лоиды и матери Евники (2Тим 1:5). Так или иначе, но апостол покровительствовал этому молодому человеку.

И поскольку Тимофей пользовался хорошей репутацией, Павел взял его с собою, вероятно, в качестве помощника, каким поначалу был ему и Варнаве Марк в их первом миссионерском путешествии. В связи с Тимофеем возникла, однако, проблема. Иудеи, которым Павел тоже намеревался проповедовать Благую Весть, оскорбились бы, узнав, что апостола сопровождает необрезанный сын еврейской матери (возможно, обрезанию Тимофея воспрепятствовал его отец). И вот Павел решил обрезать Тимофея.

Не противоречит ли это образу мыслей Павла, выраженных им в Гал 2:3−5, откуда ясно, что он был против обрезания Тита? Нет, ибо это были разные ситуации. Темой Гал 2 является метод оправдания: здесь же дело состояло в том, чтобы не оскорбить чувств людей, до которых следовало донести Благую Весть (1Кор 9:19−23). Да, Иерусалимский собор постановил, что обрезание не является условием спасения (Деян 15:10−11, 19). Мы узнаем об этом из Деян 15. Но в 16 главе этой книги Павел принимает решение — в интересах служения; и решение это было мудрым.

Деян 16:4. Переходя из города в город, они возвещали уверовавшим о постановлениях, принятых Иерусалимским собором (15:23−29), и призывали соблюдать их. Если исходить из того, что галатам Павел писал после своего первого путешествия, но до Собора в Иерусалиме, можно себе представить, какой поддержкой служили Благовестию, которое проповедовал Павел, иерусалимские решения, когда он ссылался на них.

Деян 16:5. Еще одним «сообщением об успехе» (Вступление) Лука завершает данный раздел книги. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.

В. Возникновение церквей на побережьи Эгейского моря (16:6 — 19:20)

1. ПОБУЖДЕНИЕ ИДТИ В МАКЕДОНИЮ (16:6−10)

Деян 16:6−7. Здесь мы видим пример того, как Бог не только направляет Своих служителей, но и удерживает их, с учетом всех обстоятельств, людям неизвестных. Фригия и Галатия были удаленными от моря территориями малой Азии. Провинция Асия, главным городом которой был Ефес, охватывала все западное малоазиатское побережье Средиземного моря, включая упоминаемую тут Мисию. Она и Вифиния были северо-западными областями Малой Азии, выходившими к Черному и Мраморному морям.

Сказано, что в эти области Дух Господень не допустил их. Какие именно препятствия возникли на пути Павла и его спутников, не уточняется. Это могли быть неблагоприятные обстоятельства, некое слово пророчества, видение или какое-то другое необычное явление. И что бы это ни было, они умели распознать в нем откровение воли Духа Святого, не путая его с собственными расчетами и предположениями. Бог удержал миссионеров от захода в Ефес и Вифинию, где, согласно Его планам, Благовестие должно было быть проповедано позже (18:19−21, 24 — 19:41; 1Пет 1:1).

Деян 16:8−9. Наконец, в Троаде, порте на берегу Эгейского моря (близ древнего города Трои), Бог послал Павлу ночное видение — с тем, чтобы направить его, Силу и Тимофея по угодному Ему маршруту. Македония была римской провинцией, примерно соответствовавшей территории современной северной Греции.

Деян 16:10. Здесь впервые в Деяниях Апостолов сказано мы положили отправиться, из чего следует, что Лука присоединился к Павлу, Силе и Тимофею. Где, почему и при каких обстоятельствах это произошло, автор книги не указывает.

2. КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В МАКЕДОНИИ (16:11 — 47:15)

а. В Филиппах (16:11−40)

1) Обращение Лидии (16:11−15).

Деян 16:11. Из Троады… в Самофракию и на другой день в Неаполь (морской порт Филипп) миссионерская группа добралась быстро; вероятно, ветер был попутным (сравните с 20:6, откуда видно, что путешествие в обратном направлении заняло у них пять дней).

Деян 16:12. Из Неаполя миссионеры прошли километров 16−17 по дороге Виа Эгнация до Филипп; Лука называет этот город главным в той части Македонии и римской колонией. Существует версия, что Лука вырос в Филиппах и выучился там на врача. Естественно в таком случае, что он любил этот город. До того, как отец Александра Македонского — Филипп дал городу собственное имя, он назывался Креиидес, что значит «Источники». В 168 г. до Р. Х.

Филиппы стали владением Рима. После того, как Марк Антоний и Октавиан нанесли близ Филипп (42 г. до Р. Х.) поражение Бруту и Кассию, убийцам Юлия Цезаря, город был превращен в римскую колонию. Империя даровала своим колониям ряд привилегий (например, жители их платили меньше налогов); особое значение колоний состояло в том, что они становились весомыми «частицами» Рима на периферии (толкование на этот счет во Вступлении к Посланию Филиппийцам).

Назначение колоний было, в первую очередь, военным: римские власти полагали разумным иметь в стратегически важных пунктах своих граждан и людей, симпатизировавших империи. Так Октавиан Август ставший в 27 г. до Р. Х. первым римским императором, расселил в Филиппах (после поражения, нанесенного им в 31 г. до Р. Х. при Акциуме, на западном побережьи Греции, Антонию) новые контингенты колонистов, главным образом, солдат.

Деян 16:13. Очевидно, еврейское население в Филиппах было настолько малочисленным, что там даже не было синагоги (для открытия ее требовалось не менее 10 мужчин-иудеев). Судя по английскому переводу Библии и другим источникам, тут скорее подразумевалось место (а не «дом») молитвы; при отсутствии синагоги евреи собирались с этой целью в определенном месте, нередко на открытом воздухе; случалось, они сооружали в таком месте простое здание. Тут, вероятно, подразумевается река Гангит, находившаяся километрах в двух на запад от города. Собравшимся там женщинам (чьи мужья, возможно, были язычниками) миссионеры проповедовали Евангелие.

Деян 16:14. Имя одной из женщин было Лидия; она торговала пурпурной тканью (багряницею). (Краска для такой ткани добывалась как из особых раковин, так и из растительного корня.) Родом Лидия была из… Фиатир (малоазиатского торгового города; толкование на Фиатиры в Откр 2:18−29). Она была чтущей Бога. В таких или сходных словах говорилось о язычниках (к примеру, о Корнилии 10:2; о фессалоникийцах в 17:4 и об афинянах в 17:17), которые, не будучи иудейскими прозелитами в полном смысле слова, все-таки чтили Иегову. К новозаветной Церкви Христа они, однако, не принадлежали. Лидии Господь отверз сердце с интересом и пониманием слушать то, что говорил Павел.

Деян 16:15. Вскоре после того, как Лидия уверовала во Христа, она крестилась. Приняли крещение и домашние ее (вероятно, слуги, может быть, и дети ее; Лидия, возможно, была вдовой). Среди других перечисленных в Новом Завете, которые приняли Христа вместе со «своими домашними», — Корнилий (10:24, 44), тюремщик в Филиппах (16:31), Крисп (18:8), Аристовул (Рим 16:10), Наркисс (Рим 16:11) и Стефан (1Кор 1:16).

Судя и по тому, что Лидия настоятельно просила апостола Павла и его спутников поселиться у нее, она была женщиной состоятельной (сравните Деян 16:40).

2) Изгнание духа из прорицательницы.

Деян 16:16−18. Хозяева некоей молодой рабыни наживались на ее «способностях», ибо она была одержима духом прорицательным. (В греческом тексте здесь стоят два слова: «духом, питоном». Существовало поверье, что в греческом городе Дельфах бог Аполлон воплотился в огромную змею — питона. Считалось, что главной жрицей дельфийского храма Аполлона владел дух этого бога, воплотившегося в питона; он и давал жрице способность «прорицать» будущее. Отсюда возникло представление, что и всякий, в кого вселялся «дух питона», делался способным предсказывать грядущее.) Вообще-то молодая рабыня просто была во власти демона (демоны «пользуются» теми, кто поклоняются лжебогам; сравните 17:23; 1Кор 10:20).

Одержимая служанка стала ходить по пятам за Павлом и его спутниками и, не умолкая, возглашать, кто такие эти люди (рабы Бога Всевышнего), и о чем они проповедуют (они возвещают… путь спасения). И хотя то, что она говорила, соответствовало истине, «благовестие», исходившее от одержимой бесом, не могло не повредить Благовестию. И поэтому Павел, хоть и терпел это много дней, в конце-концов, вознегодовав, изгнал из девицы духа (любопытно, что он обратился непосредственно к нему). (Другие случаи победы над силами зла записаны в Деяниях Апостолов в 8:9−24; 13:6−12; 19:13−20.)

3) Обращение тюремщика (16:19−34).

Деян 16:19−21. Каждая римская колония управлялась одновременно двумя поставленными для этого начальниками; на латыни такое правление называлось «дуо-вири» (буквально — правление двух мужей). Незадолго перед тем, как господа упомянутой рабыни выступили с обвинением против Павла и Силы, император Клавдий изгнал евреев из Рима (18:2). Вновь поднявшаяся волна антисемитизма докатилась и до Филипп, римской колонии. В свете этого понятно, что Тимофея и Луку к «начальникам» не потащили. Но Павла и Силу обвинили в том, что возмущают… город и проповедуют обычаи, которых… Римлянам не следует ни принимать, ни исполнять.

Римскими законами жителям колоний позволялось исповедовать их собственные религии, но обращать в них граждан Рима запрещалось. «Два мужа», управлявшие Филиппами, конечно, не различали между иудаизмом и христианством (сравните 18:14−15); так или иначе, проповедь Павла и Силы была в их глазах нарушением упомянутого закона.

Деян 16:22. Под давлением разбушевавшейся толпы городские власти (в русском тексте — воеводы) приказали, сорвавши с них одежды… бить их палками. Это одни из трех случаев (о которых упоминает Павел в 2Кор 11:25), когда апостола били палками.

Деян 16:23−24. Долго и жестоко били Павла и Силу, а потом бросили их в темницу. И так приняли их в первом европейском городе, где они проповедали Благовестие! Получив… приказание… крепко стеречь их, тюремный страж заключил их во внутреннюю темницу (возможно, так названа здесь подземная часть тюрьмы), и ноги их забил в колоду.

Деян 16:25. Ночью в тюрьме, молясь в прискорбном своем положении, Павел и Сила… воспевали Бога, и этим подчеркивается тема радости, постоянно звучащая в Деяниях Апостолов (сравните с Пс 41:9: «и ночью песнь Ему у меня»). Их молитва и песнь услышаны были не только Богом, но и другими узниками.

Деян 16:26. Внезапное сверхъестественное избавление, полученное Павлом и Силой, конечно, напомнит читателю о подобных же вещах, происходивших с Петром (сравните 5:18−20; 12:3−11). В данном случае Господь прибег к землетрясению, от которого поколебалось основание темницы… отворились все двери, и у всех узы ослабели.

Деян 16:27−28. Отвечавший за узников страж, проснувшись от подземного толчка и решив, что все узники сбежали, хотел было умертвить себя мечом, но Павел вовремя остановил его, заверив, что все они на месте. Вероятно, и другие узники — под впечатлением молитвы и пения Павла и Силы, а затем и чуда, совершенного их Богом, — не осмелились бежать!

Деян 16:29−30. Вбежав в камеру Павла и Силы, тюремщик, дрожа, повел их вон из темницы. Его вопрос, обращенный к ним: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? — исполнен глубокого значения. Ведь он несомненно знал о молодой рабыне, которая возглашала, что эти люди — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают… путь спасения (стих 17).

Вероятно, молитвы и пение Павла и Силы коснулись и его слуха тоже (стих 25). А теперь это землетрясение, раскрывшее перед его таинственными узниками все двери, и затем — призванные успокоить его слова Павла. Все это и побудило охваченного благоговением темничного стража обратиться к ним с вопросом о спасении.

Деян 16:31−32. В стихе 31 исчерпывающе сформулирован принцип веры. Все, что нужно для оправдания в глазах Бога, — это верить в Господа Иисуса Христа. Что мне делать? — именно такая постановка вопроса естественна в устах язычника. И в ответ он услышал: веруй и спасешься… Слова и весь дом твой относятся к его домашним, достаточно зрелым, чтобы уверовать и получить спасение… Павел и Сила получили возможность проповедать слово Господне не только темничному стражу, но и всем бывшим в доме его.

Деян 16:33. Тюремщик омыл раны своим узникам — невиданная вещь! Вслед за тем он сам и все домашние его приняли водное крещение, тем засвидетельствовав, об омытии своих грехов.

Деян 16:34. Потом темничный страж предложил Павлу и Силе ужин в своем доме. И возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

4) Освобождение Павла и Силы (16:35−40).

Деян 16:35−36. По-видимому, на оставшуюся часть ночи тюремщик вновь отвел Павла и Силу в тюрьму. Что заставило городских начальников отпустить их, не говорится. Может быть, их ошеломило землетрясение, но, возможно, они, по здравом размышлении, пришли к выводу, что поступили по отношению к этим людям несправедливо.

Деян 16:37−40. Не мстительным чувством руководствовался Павел, когда потребовал, чтобы начальники города не тайно отпустили их, а принародно вывели из тюрьмы. Скорее всего, он хотел таким образом оградить молодую церковь в Филиппах от нападок в будущем, официально утвердить ее в глазах властей.

Но почему Павел с самого начала не сказал, что является римским гражданином? Может быть, он и говорил, но за шумом и гамом на площади (стихи 19−22) его не услышали. А, может быть, промолчали сознательно, чтобы сказать об этом в более подходящий момент. (Римские граждане обладали рядом особых прав, включая право быть выслушанным принародно. Кроме того, граждане империи не подлежали телесным наказаниям.) В Деяниях Апостолов отмечено лишь два случая, когда Павлу угрожали язычники и когда он пострадал по их вине, — это было в Филиппах и в Ефесе (19:23−41).

И там и тут обрушились на него люди, потерпевшие из-за апостола финансовые убытки. Но в обоих случаях в поддержку его выступили представители римской администрации. По освобождении из тюрьмы Павел и Сила пришли в дом к Лидии, где, встретившись с другими верующими, беседовали с ними, а потом отправились в путь. На этом кончается повествование Луки от первого лица, из чего следует, что он остался в Филиппах (сравните Они в 16:40).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Деяния апостолов, 16 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Деяния 16 глава в переводах:
Деяния 16 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.