б. Павел оставляет Македонию и Ахаию (20:1−6)

Деян 20:1−2. Об этой части третьего миссионерского путешествия Павла Лука Говорит вкратце. В 2Кор 2:12−13; 2Кор 7:5−7 можно почерпнуть дополнительные подробности о нем (прочесть об остановке апостола в Троаде с целью евангелизации и о его желании увидеть Тита и через него узнать о положении дел в Коринфской церкви). Потом Павел пришел в Македонию, где встретил Тита и написал 2-е Коринфянам. В этот промежуток времени апостол, вероятно, дошел до Иллирика, примерно соответствовавшего современной Югославии (Рим 15:19; сравните 2Кор 10:13).

Деян 20:3. Снова посетил Павел Грецию (Елладу, древнее название Греции; она же — Ахаия). Оставаясь там три месяца, он написал оттуда (из Коринфа) Послание Римлянам (Рим 15:23 — 16:2). В это время (вероятно, в Коринфе) Иудеями составлен был заговор против Павла — с целью убить его, по-видимому, на корабле, и тело сбросить в море.

Каким-то образом этот зловещий план стал известен апостолу, и он решил не в Сирию плыть (куда вознамерился было отправиться), но возвратиться чрез Македонию. Возможно, в его планы входило прибыть в Иерусалим к Пасхе, но теперь, в виду изменившихся обстоятельств, мог надеяться попасть туда не ранее праздника Пятидесятницы (Деян 20:16).

Деян 20:4−6. Перечислением здесь этих семи учеников и сотрудников апостола подтверждается то, что следует из других мест: Павел стремился доставить пожертвования святым в Иерусалиме. Представители различных церквей, эти семеро пришли от них с помощью для иерусалимлян. Трое были из Македонии (Сосипатр, Аристарх и Секунд) и четверо — из Малой Азии (Гаий… Тимофей… Тихик; Еф 6:21; Кол 4:7; 2Тим 4:12; Тит 3:12) и Трофим (Деян 21:29; 2Тим 4:20). Они сопровождали Павла до Асии, и местом их встречи со спутниками апостола до Иерусалима была назначена Троада.

В Деян 19:29 говорится о Гаие Македонянине; возможно, он и тот Гаий из Дервии, о котором читаем в 20:4, — разные люди (сравните с третьим Гаием, из Коринфа, в 1Кор 1:14). В Деян 20:5−6 Лука начинает новый раздел повествования от первого лица. Очевидно, он, оставленный в Филиппах (глава 16), там и находился до этого момента. А затем присоединился к сопровождавшим Павла в Иерусалим. Дни опресночные приходились, как помним, на весну.

Лука пишет, что путь от Филипп до Троады (около 240 км) они прошли морем дней в пять.

е. Беседа Павла с учениками в Троаде (20:7−12)

Деян 20:7. Нигде во всем Новом Завете не говорится яснее, чем в этом стихе, о том, что в апостольское время установленным днем церковных собраний было воскресенье. Павел оставался в Троаде семь дней (стих 6), но собрались (все прибывшие туда) для преломления хлеба… в первый… день недели. Лука пользовался не еврейским методом отсчета суток (от захода до захода солнца), а римским (от полуночи до полуночи).

Об этом можно судить по тому, что «рассвет» (стих 11) соответствует тут следующему дню (стих 7), в котором Павел собирался отправиться из Троады. Вероятно, христиане встречались в вечернее время, потому что днем большинство из них должно было работать. Апостол беседовал с ними… до полуночи, возможно, потому, что эта его встреча с ними была последней.

Деян 20:8−10. Из-за наличия многочисленных светильников (поглощавших при горении кислород) в комнате, где было к тому же много народа, создалась навевавшая сон атмосфера. Юноша именем Евтих (что значит «счастливый») действительно оказался таковым. О том, что после падения с третьего этажа его нашли мертвым, свидетельствует врач Лука. Но, действуя тем же способом, что в свое время — пророк Илия (3Цар 17:21−22) и пророк Елисей (4Цар 4:34−35), апостол Павел оживил его силой, полученной от Бога.

Деян 20:11−12. В процессе совместной трапезы собравшиеся совершили и вечерю Господню (преломив хлеб и вкусив его; стих 7), после чего беседовали до самого рассвета. Евтих же, счастливый отрок, доставлен был домой живым — ко всеобщей радости.

г. Беседа с пресвитерами в Милите (20:13−38)

Деян 20:13−15. По всей видимости, Павел оставался в Троаде дольше, чем предполагал первоначально (сравните стих 7). Может быть с целью продлить свое пребывание там он и отправил своих спутников до Асса вперед, морем (а сам отправился туда же пешком, затратив на дорогу значительно меньше времени). Из Асса они вместе поплыли в Митилину… Хиос, побывали на Самосе и в Трогиллии. В каждом из трех последних пунктов они проводили по одному дню.

Деян 20:16−17. Павел решил не заходить в Ефес, потому что он спешил в Иерусалим, чтобы попасть туда на день Пятидесятницы. Он исходил из того, что прощание с многочисленными друзьми в Ефесе заняло бы у него слишком много времени. По суше Милит находился в 50 км на юг от Ефеса, и апостол послал туда за пресвитерами церкви, зовя их к себе. Очевидно, его корабль стоял в порту Милита несколько дней.

Деян 20:18. Отсюда начинается еще один «образец проповеди» Павла (сравните 13:16−41; 14:15−17; 17:22−31), на этот раз обращенной к руководителям христиан, людям, которых он любил всем сердцем. Эта проповедь разделяется на три части: а) обзор прошедших трех лет Павлова служения в Ефесе (20:18−21), б) описание ситуации в настоящем (стихи 22−27) и в) наставления в свете ответственности на будущее (стихи 28−35).

Деян 20:19. В Ефесе, как и в других местах, Иудеи «злоумышляли» против апостола, хотя беспорядки, описанные в 19 главе, возникли по вине язычников. Конкретно на этих злоумышлениях Лука не останавливается (сравните со словами Павла в 1Кор 15:30−32; 1Кор 16:9; 2Кор 1:8−10).

Деян 20:20. Павел не только служил всенародно (т. е. при большом стечении народа), но и по домам (сравните 2:46); тут, вероятно, имеются в виду домашние церкви, и, если это так, то пресвитеры, вызванные апостолом в Милит, были, возможно, главами таких домашних церквей. Служа, Павел как проповедовал, так и учил.

Деян 20:21. В греческом тексте слова покаяние и вера связаны одним артиклем, и это может означать желание автора подчеркнуть соответствие этих двух слов двум аспектам веры во Христа (сравните 2:38). Уверовав во Христа, человек кается в своем неверии в прошлом, отвращается от него. Это и возвещал Павел Иудеям и Еллинам (т. е. язычникам; сравните 19:10; Гал 3:28).

Деян 20:22. Здесь Павел переходит к описанию ситуации в настоящем (стихи 22−27). Фразой по влечению Духа он лишний раз подчеркивает руководящую роль Святого Духа в своей жизни (сравните 4:1; Деян 8:29; Деян 10:19; Деян 11:12; Деян 16:6−7). Мы уже знаем, что в Иерусалим апостол шел, чтобы вручить тамошним святым пожертвования от братских церквей (24:17; толкование на 21:12−14).

Деян 20:23. Павел был предупрежден Духом Святым, т. е., очевидно, людьми, наделенными от Духа даром пророчества, что в Иерусалиме узы и скорби ждут его. Он предчувствовал, что они настигнут его там, когда писал Послание Римлянам (Рим 15:30−31). И все-таки исполнен был решимости идти в Иерусалим.

Деян 20:24−25. Будучи прочитаны вместе, эти стихи не оставляют сомнения в том, что проповедь Евангелия благодати Божией и проповедь Царствия Божия взаимосвязаны. Действием Божией благодати уверовавшие язычники обретают как привилегию спасения, так и право войти в Тысячелетнее царство Христа. Предупреждения об ожидающих его бедах (стих 23) давали Павлу основания сказать ефесским пресвитерам, что больше они не увидят его. Но единственное, что по-настоящему занимало в этих обстоятельствах апостола, это совершить до конца порученное ему Господом Иисусом (сравните 2Тим 4:7).

Деян 20:26−27. Подразумевая, очевидно, сказанное в свое время пророком Иезекиилем (Иез 33:1−6), Павел торжественно заявил, что он чист… от крови всех в Ефесе (толкование на Деян 18:6). Ибо не упускал возвещать им всю волю Божию (здесь греческое слово «боулен», означающее «цель», «план»; сравните 4:28; 13:36; Еф 1:11; Евр 6:17).

Деян 20:28. В стихах 28−35 апостол обращается к будущей ответственности ефесских пресвитеров. В первую очередь им надо блюсти (в русском тексте — «внимать») себя и доверенное им стадо; примечательно, что ради эффективной заботы о верующих им прежде необходимо позаботиться о собственном духовном благополучии.

Павел напоминает пресвитерам, что блюстителями (епископоус — «надзирающий», «заботящийся») их поставил… Дух Святый, и что ценность порученной им Церкви определяется тем, что Бог… приобрел ее Себе Кровию Своею. В Библии нигде больше не говорится о крови Бога Отца. По-гречески эта фраза может быть прочитана как «кровь, Ему принадлежащая» (т. е. тут, вероятно, подразумевается «Кровь Сына»).

Деян 20:29−31. Лютыми волками, не щадящими стада, Павел называет лжеучителей, о которых знает, что они войдут к ефесянам, как знает и то, что из их собственной среды восстанут те, которые станут учить превратно. Так оно и случилось, и об этом засвидетельствовано в книгах Нового Завета (1Тим 1:6−7, 19−20; 1Тим 4:1−7; 2Тим 1:15; 2Тим 2:17−18; 2Тим 3:1−9; Откр 2:1−7). Посему бодрствуйте! (не давайте ошибочным учениям укореняться в Церкви) — снова предупреждает апостол, напоминая, что он три года (точнее — около трех лет) жизни посвятил тому, чтобы довести до их сознания истину, которой учил их день и ночь… со слезами.

Деян 20:32. Павел сделал для ефесян все, что мог, и теперь, расставаясь с ними, поручал их Богу и затем — слову благодати Его. Ибо вера в Бога — необходима, но необходимо и послушание Его слову, так как слово назидает (в значении «формирует») тех, кто уверовал, делает их сонаследниками Царства Божиего, наряду со всеми освященными (26:18; Еф 1:18; Кол 1:12; 1Пет 1:4).

Деян 20:33−34. Апостол напоминает ефесским пресвитерам, что всегда трудился своими руками для пропитания себя и своих спутников (18:3; Еф 4:28).

Деян 20:35. Благодаря трудам своих рук Павел имел возможность поддерживать и верующих из числа нуждавшихся в материальной помощи (по-русски названы «слабыми»). Слова Господа Иисуса: …блаженнее давать, нежели принимать — ни в одном из четырех Евангелий не записаны. По-видимому, они стали достоянием ранней Церкви благодаря какому-то устному преданию.

Деян 20:36−38. В этих стихах передана искренняя и глубокая любовь пресвитеров к Павлу. Дальнейшие стихи (21:1−25), где описывается путешествие апостола и его спутников в Иерусалим, содержит такие же трогательные подробности. Почему Лука задерживает на них внимание читателей? Очевидно, с целью противопоставить отношение к этому апостолу со стороны христиан в языческих землях тому, которое ожидало его в Иерусалиме.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Деяния апостолов, 20 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Деяния 20 глава в переводах:
Деяния 20 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.