Деян 26:1. Получив позволение говорить, Павел обратился к Агриппе — не только с целью защитить себя, но и с тем, чтобы донести истину до сознания царя (стих 28). «Простертая рука» соответствовала, очевидно, ораторскому жесту того времени. Речь апостола можно разделить на несколько частей: 1) официальное обращение в адрес власть имущего (26:2−3), 2) о первой половине жизни Павла в иудаизме (стихи 4−8), 3) о ревностном противостоянии его Благовестию Христову (стихи 9−11), 4) о его обращении ко Христу и поручении свыше, полученном им (стихи 12−18), 5) о его служении (стихи 19−23), 6) словесный поединок Павла с Фестом и Агриппой (стих 24:29).

Деян 26:2−3. Лестные слова, которые требовались правилами этикета, были, впрочем, искренними со стороны Павла, ибо он знал, что Агриппа действительно образованный человек и, исповедуя иудаизм, хорошо разбирается во всех обычаях и спорных мнениях Иудеев. В отличие от Тертулла, обещавшего Феликсу изложить «это дело» вкратце (24:4), Павел дает понять, что его защитительная речь может и не быть краткой. Это выступление апостола — самое блестящее из всех записанных в книге Деяний Апостолов выступлений его в свою защиту (сравните 22:1−21; 23:1−8; 24:10−21; 25:8−11).

Деян 26:4−8. Кратко, но убедительно, свидетельствует Павел о том, что от юности жил как истинный фарисей, в надежде на обетование, данное Богом Израилю (стихи 6−7; сравните 23:6; 24:15; 28:20). (Относительно жизни апостола в Иерусалиме толкование на 23:3.) Он уточняет, что эта надежда подразумевает воскрешение мертвых (стих 8). (Потому-то и цитировал Христос слова Моисея из Исх 3:6, чтобы показать истинность Своего учения о воскресении; Мф 22:32. Поскольку Иегова есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, люди — дабы получить обещанное Богом им — должны быть воскрешены. Да и все обетования, данные иудеям, требуют воскрешения их в грядущем Мессианском веке.)

Деян 26:9−11. Апостол говорит о том, что не только был ревностным приверженцем иудаизма, но и фанатичным преследователем христиан (8:3; 9:2; 22:4−5, 19). То, что Павел подавал… голос за убийство христиан, не свидетельствует, что он был членом синедриона. Он мог подразумевать, что вполне разделял чувства и решения членов верховного суда. Павел заключал сторонников нового учения в темницы, и, по его признанию, по всем синагогам… мучил их и принуждал хулить Иисуса…

Деян 26:12−18. Пересказывая историю своего обращения (сравните 9:1−19; 22:1−21), Павел и на этот раз сказал о свете, превосходившем солнечное сияние (сравните 22:6). Но в первый раз — о том, что голос с неба обратился к нему на Еврейском языке (по-арамейски), хотя прежде это тоже подразумевалось (уже из того, что «голос» назвал будущего апостола еврейским его именем; 9:4 и 22:7). Некоторые полагают, что фраза трудно тебе идти против рожна подразумевала, что Павел, преследуя христиан, терзался чувством вины и «шел против совести».

Однако правильнее понимать ее так, что преследование Церкви — дело тщетное и бесполезное. Образные слова апостола о назначении его миссии (стих 18) перекликаются с тем, как говорил о будущей работе Мессии пророк Исаия (Ис 35:5; Ис 42:7, 16; Ис 61:1). Как представитель Господа Иисуса Христа Павел делал, фигурально выражаясь, то, что однажды Христос станет делать на земле буквально.

В духовном плане Павел многих вывел из тьмы греха (Ин 3:19; 2Кор 4:4; Еф 4:18; Еф 5:8; Кол 1:13) к свету во Христе (Ин 12:36; 2Кор 4:6; Еф 5:8; Кол 1:12; 1Фес 5:5). И это спасло их от власти сатаны (Ин 8:44; Евр 2:14) и даровало прощение грехов (Деян 2:38; Деян 5:31; Деян 10:43; Деян 13:38; Еф 1:7; Кол 1:14), а также право на жребий с освященными (Кол 1:12), т. е. с теми, кто отделены для Бога через Его искупительную жертву (сравните 1Кор 1:30; Евр 10:10; Евр 13:12).

Деян 26:19−23. Сказанное апостолом в стихе 20 создает некоторую трудность. Вот его слова: (я проповедовал) сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской. Но в Послании к Галатам Павел писал, что церквам в Иудее он лично известен не был (Гал 1:22). Многие полагают, что первоначальный текст был в этом месте поврежден, и что в греческом оригинале стояло примерно следующее: «(проповедовал) в Дамаске, затем в Иерусалиме и по всей стране — как евреям, так и язычникам». Впрочем, поправка эта предположительна и необязательна.

Ведь Павел мог сказать о своем служении иудеям как бы в общем смысле, а затем сказать и о работе своей среди язычников. Мысль о служении тем и другим находим и в стихах 17−18. Очевидно, сказанное Павлом в стихе 20 следует воспринимать не в строгой хронологической последовательности, а именно как общий обзор его служения.

Сначала он проповедовал евреям, а потом — в согласии со словами Иисуса Христа в Деян 1:8 — язычникам. И те и другие нуждались в том, чтобы покаяться и обратиться к Богу. (Мысли апостолов о необходимости покаяния приводятся в книге Деяний Апостолов неоднократно; 2:38; 3:19; 5:31; 8:22; 11:18; 13:24; 17:30; 19:4; 20:21.) Обращаясь к Агриппе, Павел подчеркнул, что проповедовал лишь то, о чем пророки и Моисей говорили (26:22; сравните 24:14; 28:23), имея в виду смерть и воскресение Христа (Мессии).

Деян 26:24−29. У Феста с его греческим образованием и соответствующим видением мира, мысль о воскресении не укладывалась в голове (сравните 17:32), и потому он резко прервал Павла, которого, по его мнению, большая ученость довела до сумасшествия. Отвергнув реплику прокуратора, апостол прямо обратился к Агриппе, убежденный, что он достаточно осведомлен как о смерти и воскресении Христа, так и о зарождении Церкви, — ведь с одной стороны, все это не в углу (не втайне) происходило, а с другой — Агриппа достаточно хорошо разбирался в иудаизме, чтобы сопоставить происшедшее с неоднократно предсказанным пророками.

Прямо поставленным вопросом — Веришь ли, Агриппа, пророкам? — и уверенным ответом за него — знаю, что веришь, — он в сущности поставил царя в тупик. Если тот верит пророкам, то вынужден будет признать исполнение их пророчеств в Иисусе Христе. Царю ничего не оставалось, как попытаться в шутливой форме уйти от вопроса-ответа Павла.

Смысл как бы насмешливой реакции Агриппы, видимо, правильнее схвачен и передан в англ. переводе Библии, где он звучит так: «не слишком ли быстро думаешь ты сделать меня христианином?» Вполне серьезно Павел отвечает ему, что молил бы… Бога, быстро ли или не столь быстро (по-русски: мало ли, много ли), но дать и Агриппе, и всем слушающим его сделаться такими же, как он, Павел (т. е. христианами), только не оказаться при этом, подобно ему, в узах.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Деяния апостолов, 26 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Деяния 26 глава в переводах:
Деяния 26 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.