Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

2 Петра 3 2-е послание Петра 3 глава

V. Христианская надежда — на возвращенне Христа (3:1−16)

Немногие люди любят ждать — но именно к этому призывает Бог верующих, говоря о возвращении Христа. Слово просдокао — «ожидая» и слова одного с ним корня трижды встречаются в этой главе (стихи 12−14). То же слово встречаем и в Лк 12:46. Ожидание неотрывно от бодрствования. Христиане первого столетия принимали близко к сердцу ветхозаветные пророчества о Втором пришествии Христа на землю. Тем более, что Сам Христос обещал им это, а апостолы, как Петр, в посланиях, подобных разбираемому нами теперь, постоянно напоминали им об этом. Автор в 2Пет 3:1−16 исходит из пяти фактов, говорящих в пользу возвращения Христа, или из пяти перспектив этого возвращения.

А. Напоминание верующим (3:1−2)

2Пет 3:1. Апостол Петр обращается к своим читателям: Возлюбленные (это слово повторяется в 3-ей главе 4 раза: стихи 1, 8, 14, 17; сравните Иуд 1:17). Петр оговаривается, что это уже второе послание (к одним и тем же адресатам), и что цель их обоих — в напоминании. Отсюда принято делать вывод, что «первым» было 1-е Петра. Однако, некоторые богословы возражают, что, судя по его содержанию, первое послание напоминанием не являлось. Но важнее этих соображений цель Петра, которая состояла в том, чтобы возбудить чистый смысл верующих.

Стоящая здесь греческая фраза соответствует той, что употреблена и в 2Пет 1:13 («возбуждать вас напоминанием»). Выражение «чистый смысл» — ейликрине дианоиан — можно также перевести как «искренний настрой ума» или «чистое расположение духа» (схожее слово — ейликринес — встречается в Новом Завете еще один раз — в Флп 1:10, где оно переведено как «чисты»). И в этом стихе слово «чистый» употреблено в значении свободного от всякой маскировки. Продавцы гончарных изделий, случается, скрывают трещины в своем товаре, замазывая их воском.

Такой замаскированный дефект можно обнаружить лишь после того, как сосуд постоит на горячем солнце. К сосуду, прошедшему проверку солнцем, можно применить упомянутое греческое слово — ейликрине. Вот и Бог хочет, чтобы верующие имели разум и нрав, «проверенные солнцем», а не такие, в которых сокрыты грешные вожделения.

2Пет 3:2. Вновь говорит Петр о необходимости помнить истину (1:12−15). И другие последователи Христа ссылались, подобно Петру, на святых пророков (Лк 1:70; Деян 3:21; Еф 3:5), которые предсказывали день Господень и связанные с этим события. Под заповедью Господа и Спасителя, переданной Апостолами вашими, нужно понимать учение Иисуса Христа, которое было передано апостолами (Иуд 1:17).

Упоминая апостолов рядом с пророками, Петр ставил их — по части авторитета — в равное положение (Еф 2:20). Это, кроме того, соответствовало прежнему увещанию его — отличать истинных служителей Божиих от фальшивых. Верующие должны помнить учение и Ветхого и Нового Заветов относительно Второго пришествия Христа.

Б. Ругатели насмехаются… (3:3−7)

2Пет 3:3. Апостол сознавал, что он и его читатели живут в последние дни, т. е. в период между первым и вторым пришествиями Господа. Прежде всего знайте означает здесь, как и в 1:20, что «знание», о котором пойдет речь, — первостепенной важности. Ругателями названы лжеучители, которые отвергали Иисуса Христа (2:1) и Его Второе пришествие (3:4).

Сам Иисус предупреждал о появлении таких еретиков (Мф 24:3−5, 11, 23−26). И Павел говорил о том же (1Тим 4:1−3; 2Тим 3:1−9). Петр повторил их предупреждения, добавив, что их злословию сопутствуют похотливость и развращенность: поступают по собственным похотям. Дерзкие снобы, презрительно относившиеся к идее грядущего суда, отличались и половой распущенностью.

2Пет 3:4. Где обетование пришествия Его? — насмешливо вопрошали они. Об этом обетовании многократно говорится в Новом Завете (Ин 14:1−3; Деян 1:11; 1Кор 15:23; 2Кор 1:14; Флп 1:6; 1Фес 3:13; 1Фес 4:14−18; 2Фес 1:10; 2:1; 1Тим 6:14; 2Тим 4:8; Тит 2:13; Евр 9:28; Иак 5:7). Отрицали Второе пришествие Христа сторонники примитивного деизма, исходившие из того, что Бог, создав однажды вселенную, не вмешивается более в то, что происходит в ней. Деисты считали, что мир управляется естественными законами, и чудесам в нем места нет.

На этом «основании» и утверждали лжеучители, что Иисус Христос на землю не вернется. Аргументы в поддержку своей точки зрения «ругатели» стремились отыскать в глубинах истории. Так они ссылались на «отцов»; из греческого текста видно, что речь шла о Ветхозаветных патриархах (также Ин 7:22; Деян 3:13; Деян 13:32; Рим 9:5; Рим 11:28; Евр 1:1) и даже на «начало творения»; со времен седой древности ничего, мол, в мире не меняется, так почему же теперь надо ожидать пришествия Господа? — глумились они.

2Пет 3:5−6. Твердая позиция Петра по отношению к тем, кто выдвигал аргументы такого рода, основывалась на фактах, происшедших в древности. Поскольку вода по слову Божиему, говорил он, играла при начале сотворения земли особо важную роль, вода же, по слову Его, послужила и средством уничтожения на земле всего живого: В начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою — речь идет о появлении суши из-под воды на третий день творения (Быт 1:9−10). Бог — Творец, но Он также и Судья.

По высшей воле Его в любое время могут произойти любые изменения в «естественных» процессах, протекающих в мире, потому что эти процессы планируются Им и находятся под Его контролем. Еретики умышленно забывали о фактах Творения и потопа, тогда как Петр постоянно призывал своих читателей «не забывать» (2Пет 1:12−13, 15; 2Пет 3:1−2, 8). Они умышленно отвергали и Слово Божие, а после жаловались, будто Бог от всего устранился.

Между тем, апостол Петр твердо верил и в акт Творения, и в факт всемирного потопа, который он неоднокртно упоминает (1Пет 3:20; 2Пет 2:5) Под словом «мир» здесь понимается «человечество», поскольку сама земля потом не была уничтожена. В том же значении употребляет слово «мир» и апостол Иоанн (Ин 1:9; 3:16−17, 19; Ин 6:33; Ин 7:7; Ин 15:18−19; Ин 17:14, 21, 23, 25; 1Ин 2:2; 1Ин 3:13; 1Ин 4:14).

2Пет 3:7. Помимо стихов 7, 10 и 12, нигде больше в Новом Завете не описывается будущее уничтожение мира огнем. В прошлом человеческая цивилизация уже была уничтожена водой, когда, по слову Божию, на землю обрушился потоп. В будущем же нынешняя цивилизация будет уничтожена по слову Его — огнем. Приняв решение судить мир (2:3−4, 9, 17), Бог просто откладывает до времени исполнение Своего решения: А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются (греческое слово «тефесаурисме» буквально означает «хранить как сокровище») огню на день суда.

Пророки Исая и Малахия (Ис 65:15−16; Мал 4:1) отождествляют огонь со Вторым пришествием Христа. Это же следует и из Кумранских свитков (знаменитые свитки, найденные у Мертвого моря), а также из многих других источников, относящихся ко времени как до, так и после рождения Христа. «День Господень» (2Пет 3:10) — это «день», на который придутся и время Великой скорби, и Тысячелетнее царство, и суд у Великого белого престола, и уничтожение нынешных неба и земли.

По окончании Тысячелетнего царства у Великого белого престола состоится суд над нечестивыми (над умершими во зле), после чего они будут брошены в озеро огненное (Откр 20:11−15). Это и будет, по словам Петра, день (их) суда и погибели (сравните 2Пет 2:9). Затем небо и земля будут уничтожены огнем. В прошлом вмешательство Бога в человеческие дела уже обернулось катастрофой, поразившей мир (потоп), произойдет это и в будущем.

В. Божии гарантии (3:8−9)

2Пет 3:8−9. Но почему Господь так долго не возвращается на землю? Петр предлагает два ответа на этот вопрос. Во-первых, Бог иначе измеряет время, чем это делают люди. И здесь апостол снова просит своих читателей «не забывать» (по-русски, — «одно то не должно быть сокрыто от вас»). У хулящих Бога память на слово Божие — короткая (стих 5), но христиане не должны забывать его. Пусть они вспомнят Пс 89:5, откуда и приводит Петр ту истину, что для Бога «тысяча лет, как один день». Люди сравнивают время со временем, для Бога же время протекает на фоне вечности.

Долгим оно только кажется людям — с точки зрения их ограниченной перспективы. У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Некоторые думают, что это место ставит под сомнение учение о том, что Христос придет на землю до установления Своего Тысячелетнего царства; они называются «премиллениалистами»). Возражающие им говорят, что 1000 лет следует понимать не буквально, а в плане сравнения.

Однако, о 1000-летнем (буквально!) царствовании Христа на земле недвусмысленно говорится в Откр 20:1−6 (комментарий на эти стихи Откровения). Петр же, конечно, прибег к сравнению, чтобы показать: то, что людям, в том числе и хулителям Господа, кажется удивительно долгим, для Бога таковым не является. И все-таки история современной Церкви не длится в глазах Божиих каких-нибудь два дня!

Во-вторых, «медление» Христа объясняется тем, что Бог хочет, чтобы как можно больше людей спаслось (2Пет 3:9). Не медлит Господь исполнением обетования (слово брадиней — «медлит» встречается в Новом Завете только здесь). Снова сравнивает Петр Божие восприятие с человеческим (сравните стих 8). То, что иные люди «почитают медлением» с точки зрения Его отсчета времени не есть «медление». Ибо Его календарь корректируется «долготерпением», столь свойственным небесному Отцу (стих 15 и Рим 2:4; Рим 9:22).

Слова не желая, чтобы кто погиб, не выражают непреложного Божиего решения — как если бы Бог вознамерился спасти всех до единого. Библия ничего не говорит о всеобщем спасении. Слова эти лишь отражают то, что Бог хотел бы, Его желание. Он действительно хочет, чтобы все люди спаслись (1Тим 2:4), однако, знает, что многие отвергнут Его.

Г. Петр о дне Господнем (3:10−13)

2Пет 3:10. Придет же день Господень, как тать ночью. Другими словами, пришествие Его будет столь же неожиданным, сколь и катастрофическим. Уподобляет его внезапному появлению разбойника в ночи Сам Иисус (Мф 24:42−44), и другие повторяют это сравнение (1Фес 5:2; Откр 3:3; 16:15). «День Господень» — термин, подразумевающий события последнего времени, которые начнутся после восхищения Церкви и достигнут своей кульминации при начале вечности.

В середине семидесятой седьмины Даниила антихрист обратится во всей своей ярости против народа Божия (Дан 9:24−27; толкование на 1Фес 5:2 и 2Фес 2:2−12). В катастрофическом мировом пожаре, который вспыхнет при конце Тысячелетнего царства, небеса (атмосфера и звездное небо, а не место обитания Бога) с шумом прейдут (так или иначе это будет связано с действием огня — 2Пет 3:7, 12), стихии же (греческое слово «стоихея» подразумевает или звезды, или элементы материи, из которых составлена наша вселенная), разгоревшись, разрушатся (и расплавятся, стих 12, где сказано — «стихии растают»), земля и все дела на ней сгорят.

2Пет 3:11. Петр убежден, что знание и ожидание будущих событий должно побуждать верующих к святости в жизни. Вопрос какими должно быть вам? — конечно, риторический. И заключает в себе же ответ: …в святой жизни и благочестии… «Святая жизнь» (ен хагиаис анастрофаис буквально — «святое поведение») подразумевает христианское освящение, то есть отделение христиан от мира — для служения Богу. Слово «благочестие» (1:6−7) означает почтительное отношение к Богу, смиренное, добродетельное поведение перед Ним. Тем, кто ставили под вопрос Второе пришествие Христа и суд над нечестивцами, благочестие, естественно, было чуждо (2:7, 10, 12−15, 18−20; 3:3), как чуждо оно и современным нечестивцам. Благочестивы те, кто ожидают пришествия Господня (стих 14; сравните Тит 2:12−14; 1Ин 3:3).

2Пет 3:12. Святость и благочестие (стих 11) побуждают Божий народ не только ожидать пришествия Господня (стихи 13−14), но и желать его (по другим переводам — желать, чтобы Господь пришел поскорее). Каким образом могут верующие способствовать приближению дня Господня? Очевидно, благочестивым поведением, молитвами, свидетельствованием, помогающим другим людям прийти к покаянию. В этом стихе Петр вновь подчеркивает, что перед тем, как начаться вечности (здесь это названо «пришествием дня Божия»), воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают (толкование на стих 10). Этим событием завершится день Господень (стих 10) и начнется день Божий.

2Пет 3:13. И тогда старая космическая система будет заменена новым небом и новой землей, и именно этого верующие ожидают (смотрите стихи 12, 14), а не просто уничтожения старой земли. Новое небо и новая земля, обещанные Богом, станут вечным домом или местом, где будет обитать правда (в оригинале здесь буквально: «где правда будет существовать постоянно»). Домом праведности это место станет потому, что праведный Бог будет пребывать там (Иер 23:5−7; Иер 33:16; Дан 9:24; Откр 21:1, 8, 27). Каким контрастом явится оно по отношению к нашему неправедному миру!

Д. Воздействие надежды на поведение верующих (3:14−16)

2Пет 3:14. Словом «итак», которым начинается этот стих, выражена связь между поведением христиан и их ожиданием пришествия Господа. Какими же должны быть верующие люди? Святыми и благочестивыми (стих 11); всеми силами они должны стараться, чтобы предстать пред Ним неоскверненными и непорочными (амометои — «без морального дефекта», подобно тому, как жертвенное животное должно было быть без порока физического, смотри Еф 1:4; Еф 5:27; Флп 2:15; Кол 1:22; Евр 9:14; 1Пет 1:19; Иуд 1:24; Откр 14:5); примиренными с Ним (из греческого оригинала следует, что именно в таком смысле надо понимать здесь — «в мире»; сравните Рим 5:1). Тогда как лжеучители, по словам Петра, «срамники и осквернители» (2Пет 2:13), верующие должны быть морально чисты (1:4), как и Христос непорочен (1Пет 1:19). В этом должен сказываться практический результат причастности членов Божией семьи к Божескому естеству (2Пет 1:4).

2Пет 3:15. Долготерпение Господа вызвано Его желанием дать большему числу людей прийти ко спасению (стих 9). Кажущееся промедление Его с повторным приходом на землю свидетельствует не о нежелании Бога Отца действовать, а именно о Его долготерпении, благодаря которому мир и сегодня еще имеет время для покаяния. Однако, возможности этой больше не будет, когда наступит «день суда» (2:9; 3:7).

Господне долготерпение открывает путь к покаянию, зовет к нему, о чем говорит Павел в Рим 2:4. Нельзя, однако, с уверенностью сказать, что, ссылаясь в данном стихе на Павла, Петр имел в виду именно это место из его посланий (толкование на 2Пет 3:16). Интересно отметить, что апостол Петр называет Павла «возлюбленным братом» (также стих 1, 8, 14, 17). Когда-то Павел строго обличил Петра (Гал 2:11−14), что, однако, не мешало им продолжать любигь и уважать друг друга.

2Пет 3:16. Петр пишет: Как он говорит об этом и во всех посланиях. Хотя Павел писал по премудрости, данной ему свыше ем. Стих 15), в его посланиях есть нечто неудобовразумительное. Греческим словом дисноета, буквально означающим «трудное для понимания», а здесь переведенным как «неудобовразумительное» встречается в Новом Завете только один раз) называли речи тех ораторов, в которых встречались места двусмысленные не вполне ясные.

Не только «невеждам и неутвержденным», т. е. слабо еще разбиравшимся в учении Нового Завета, но и самому Петру некоторые места в посланиях Павла были не вполне понятны. Петр не уточняет, какие именно места. Так или иначе, «неутвержденные», астериктои, 2:14) находили в них повод к «превращению» или извращению (стреплоузин — еще одно слово, встречающееся в Новом Завете только здесь) их истинного смысла. Оно и не удивительно, поскольку эти люди так же поступали и с «прочими Писаниями».

То обстоятельство, что Петр ссылался на написанное Павлом и вслед затем — на «прочие Писания», говорит о том, что послания Павла уже тогда рассматривались как авторитетная часть Богодухновенных Писаний. Извращая же в каких-то своих целях смысл Священного Писания, «невежды и неутвержденные» навлекали на себя Божие осуждение и как следствие его — погибель (аполеиан, 2:1, 3). Верующие могут не вполне понимать те или иные места в Священном Писании, но уж, конечно, не должны сознательно менять на свой лад их смысл.

VI. Заключение (3:17−18)

2Пет 3:17. Свое адресованное многим, но как бы и личное — по сердечности тона, в котором оно написано, — послание (четыре раза повторяет апостол в этой главе слово возлюбленные, сравните стихи 1, 8, 14), Петр заканчивает предостережением (стих 17) и увещанием (стих 18). Оба основаны на одной предпосылке: вы знаете это («будучи предварены о сем»). В греческом тексте это передано одним словом — прогиносконтес, от которого происходит всем известное слово «прогноз». Пациенту, получившему медицинский «прогноз», легче подготовить себя к тому, что его ждет впереди, и исправить то, что можно исправить.

Будучи «предварен» врачом: «Если вы и впредь будете есть так же много, то в ближайшие годы не миновать вам серьезного сердечного заболевания», — пациент, зная о грозящей ему опасности, может изменить свой образ жизни себе во благо. Апостол предупреждает: Берегитесь… Если бы Петр жил в наше время, он мог бы сказать: «Не говорите, что я не предупреждал вас» Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконннков.

Греческое слово, переведенное на русский язык как «увлечься», скорее имеет смысл «быть увлеченным в сторону с правильного пути». Оно предполагает наличие какой-то организованной группы, заинтересованной в действиях по увлечению, отвлечению других. В самом деле, лжеучителям мало было совратить некоторых — тут и там; они хотели увести от Христа как можно больше людей.

И те, кто решались водить компанию с совратителями, рисковали отпасть от христианской доктрины (сравните Гал 5:4), разделив «заблуждения беззаконников». Но те, кто вняли бы предостережению, памятуя о том, что «знают», удержались бы на своей твердой позиции по отношению к истине (не отпали бы «от своего утверждения»).

2Пет 3:18. Но возрастайте в благодати — этот призыв не относится к чему-то, основанному на личных переживаниях и эмоциональном опыте, — он связан со «знанием» — ключевым словом Петра в этом послании; по-русски оно передано и как «познание» и как «рассудительность», и как «познать» (1:2−3, 5−6, 8, 20; 2:20−21). Конечно, апостол имел в виду не любое познание вообще, но познание Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (1:1−2, 11; 2:20).

Призыв «возрастайте» подразумевает постоянный, непрекращающийся рост. Возрастание в благодати — это преимущество верующего; с одной стороны, оно состоит в том, что верующий все более ощущает на себе действие незаслуженной им Божией милости, с другой — в том, что он все более совершенствуется в духовных добродетелях, о которых апостол говорит в 1:5−7. Духовный рост начинается с начального познания Христа, когда человек получает новое рождение (Ин 17:3), и затем продолжается по мере общения верующего со Христом (Еф 4:15; Флп 3:10; 1Пет 2:2). И то, и другое очень важно. Без первоначального познания невозможно начаться возрастанию. Но если верующий на нем и остановился, то это, выражаясь словами Петра, означает, что новообращенный «забыл об очищении прежних грехов своих» (2Пет 1:9).

В последней части последнего стиха апостол, который когда-то увереннее чувствовал себя в рыбацкой лодке, чем среди свитков Библейских текстов, торжественно провозглашает единство Отца и Сына: Тот, Кто является нашим Господом, в то же время и наш Спаситель. Слава, которая принадлежит только Богу (Ис 42:8) принадлежит и Сыну Его (2Пет 1:17). «Ему слава» — это и благодарение и молитва Петра (сравните 2Тим 4:18).

Слава за искупление, слава за духовный рост слава за Весть о благодати, слава за избавление от лжеучителей, и слава за Его предстоящее возвращение — вся слава Иисусу Христу. Ему слава и ныне и в день вечный. Это значит — слава Ему от дня, когда Он принял крест и во все дни новозаветного времени и истории Церкви Его, до настоящего часа и в вечности!

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 2-е послание Петра, 3 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

2 Петра 3 глава в переводах:
2 Петра 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.