Е. Снова о взаимоотношениях верующих (14:1 — 15:13)

Павел уже рассмотрел различные стороны личных взаимоотношений верующих с другими людьми (12:9−21; 13:8−10), но вот взаимоотношения в среде самих христиан представляются апостолу столь важной темой, связанной со специфическими проблемами, что это требует особого обсуждения. Отношения между членами Божией семьи должны быть непременно гармоничными.

1. НЕ СУДИТЕ (14:1−12)

На разных уровнях духовной зрелости находятся те, кто уверовали во Христа. И жизнь они прожили разную, что сказывается на представлениях их и поведении. Следовательно, первым уроком, который следует усвоить ради того, чтобы жить в ладу с другими верующими, — это прекратить осуждать друг друга.

Рим 14:1−4. В центре этих стихов — тот, кто слаб («немощен») в вере, и это подчеркнуто вынесением слова «немощный» в самое начало. Павел наставляет своих читателей «принимать» (сравните 15:7) такового «без споров о мнениях». То есть христианина, которому свойственны определенные колебания и неуверенность, следует принимать в среду верующих не с тем, чтобы опровергать его мнения, ссорясь с ним по этому поводу.

Разные точки зрения были в то время, в частности, на то, следует ли употреблять в пищу мясо: «Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи». В англ. Библии эта фраза звучит несколько иначе: «Вера одного позволяет ему есть все, а другой, слабый в вере, ест овощи». Почему некоторые верующие были тогда вегетарианцами, не сказано.

Поскольку эта проблема как-то связана с исповеданием христианской веры, возможно, что некоторые верующие предпочитали вовсе не есть мясо, чем ненароком употребить в пищу идоложертвенное (сравните 1Кор 8; 1Кор 10:23−30). Но не причина, которой они руководствовались, занимала апостола, а возникшее в связи с этим разномыслие среди верующих.

В подобных обстоятельствах важно, чтобы одни не осуждали других. Греческое слово ексоутгенейто, переведенное как «уничижать», встречается также в Рим 14:10 и употреблено в значении «отвергать с презрением» (сравните с употреблением этого же слова в Гал 4:14; и 1Фес 5:20). Причина, по которой «сильные» верующие не должны презирать «слабых верующих», а «слабым» не следует осуждать «сильных», заключается в том, что «Бог принял» (то же самое слово, что и в 14:1) и тех и других. (Вторая причина этого приведена несколько позже, в 10 стихе.) Каждый верующий является рабом Божиим и даст отчет Богу как своему Судье.

Тем же, кто судит других христиан, Павел задает вопрос: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Здесь греческое слово оикитен, переведенное как «раб», на самом деле не означает раба в точном смысле слова (греческое слово «дулос»), но домашнего слугу. Причастие «осуждающий» («ты, осуждающий»), по-видимому, указывает на то, что Павел имел в виду каких-то конкретных людей, принадлежавших к римской церкви.

Такая критика, по его убеждению, недопустима, поскольку слуги подчиняются не друг другу, а своему Господину, Который и оценит их в свое время. Пред своим Господом он стоит или падает, — заключает апостол, — и будет восставлен (по-гречески это звучит примерно так: «будет утвержден на ногах»), ибо силен Бог восставить его. Даже если щепетильного верующего осуждают другие христиане, Бог может защитить его.

Рим 14:5−8. Другая причина разномыслия среди верующих тех дней в «различении» дней. «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно» (речь тут о том, какой из дней считать более священным, а какой — менее; сравните Кол 2:16). И опять-таки, кто прав, а кто нет, не волнует апостола Павла. Он озабочен тем, чтобы соблюдался принцип: «Всякий поступай по удостоверению своего ума» (сравните Рим 14:14, 22).

Каждому верующему следует чутко прислушиваться к своему сердцу, чтобы удостовериться, что он поступает по воле Господа. И советоваться с Ним. Этот принцип применим в любом случае, где среди верующих могут возникнуть разные мнения, независимо от того, идет ли речь о пище, или о соблюдении праздников, или о других каких-то вещах, прямо не запрещенных Библией.

Все принадлежит Богу, и все освящено Им (1Кор 10:25−27; 1Тим 4:3−5). В первую очередь надо помнить о подотчетности каждого верующего только Богу — в любой сфере его жизни. Бог видит верующего на всяком месте, и спрашивать с него Его прерогатива, а не других верующих. «Живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем».

Рим 14:9−12. В этих стихах Павел объясняет с богословской точки зрения, почему верующим следует воздерживаться от осуждения других верующих. Одна из причин искупительной Смерти Господа Иисуса и Его воскресения — в том, чтобы стать Ему Владыкой «и над мертвыми и над живыми». А поскольку Владыка — Он, верующим не подобает судить и презирать своих собратьев: ведь никто из них не стоит выше другого — как его судья, но все равны перед единым Судьею — Христом.

Наступит день, когда Иисус, будучи Господом, воссядет на судейском месте (по-гречески бема), чтобы рассмотреть и оценить жизнь и служение каждого из своих слуг (сравните с «всем нам… явиться пред судилище Христово» во 2Кор 5:10). В подтверждение неизбежности предстоящего суда Павел ссылается на пророка Исаию (Ис 49:18 и Ис 45:23); мысль его в том, что каждому придется предстать перед Христом и во всем исповедаться Ему как Господу (сравните Флп 2:10−11): «Каждый из нас за себя даст отчет Богу», — пишет апостол.

Из того, что, обращаясь к христианам в Риме, Павел и себя включает в их число («Все мы предстанем» 14:10), следует, что речь он ведет о том «суде Христовом», на который предстанут только верующие (о том же речь и в 2Кор 5:10). Поскольку Божий суд будет совершаться посредством Сына (Ин 5:22, 27), можно полагать, что на судейском месте будут восседать и Отец и Сын. На этом суде не будет решаться вопрос о вечной жизни верующего, ибо он уже был решен в тот момент, когда человек уверовал во Христа (сравните Рим 8:1); предметом разбирательства на нем станут жизнь и служение верующего Господу (1Кор 3:12−15), и каждый получит или порицание или похвалу (1Кор 4:4−5). Этот суд над верующими с особой силой свидетельствует о верховном владычестве Бога над всем сущим.

2. «НЕ ПОДАВАЙТЕ СЛУЧАЯ К ПРЕТКНОВЕНИЮ ИЛИ СОБЛАЗНУ» (14:13−23)

Предупреждение Павла «не судить» направлено было против неприятия одними христианами убеждений других (стихи 1−2). Но «медаль» эта имела и другую сторону — восприятие убеждений и поступков верующего его собратьями. Кто-то полагает, что волен поступать по своим убеждениям, которые другими не разделяются. Апостол предупреждает, что такое поведение может служить «к преткновению или соблазну» других верующих, т. е. мешать им в духовном возрастании.

Рим 14:13−14. Стих 13 подводит итог вышесказанному, и вводит новую тему: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите» самих себя и свои поступки, что бы вам «не подавать брату случая к преткновению или соблазну», которые могли бы ввести его в грех (сравните 1Кор 8:9 и толкование на Рим 14:20−21).

Возвращаясь к вопросу о пище (14:2−3, 6), Павел выражает собственное мнение (сравните стих 5) как христианин, что «нет ничего (в значении — никакой пищи) в себе самом нечистого» (буквально — «простого, грубого») — Деян 10:15; Рим 14:20; 1Кор 8:8. Проблема, однако, заключалась в том, что не все верующие, в особенности евреи, понимали это так же, как апостол. Потому-то и заключает Павел: «только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто». Однако настаивая на своем понимании «чистого» и «нечистого», верующий может «огорчить» братьев своих. На этом Павел подробнее останавливается в следующих стихах (Рим 14:15−18).

Рим 14:15−18. Как же должен поступать тот, кому убеждения позволяют есть все, в свете предубеждений брата против той или иной пищи? По христианской любви своей он должен пожертвовать своей свободой во Христе, чтобы не дать повода к духовному соблазну брату своему в Господе. А если он будет настаивать на своем праве пользоваться данной ему свободой, огорчая брата (буквально — «причиняя ему боль»), заключает Павел, то уже не по любви будет поступать. Ведь его упрямство может привести к духовной гибели того, за кого Христос умер.

Слово аполи переведенное как «губить», часто означает вечную гибель. Однако в данном случае речь идет не о ней, а о том, что если верующего побуждать поступать против его правил, пусть даже более строгих, чем требуется, то он, возможно, станет терзаться муками совести (сравните 1Кор 8:10−12). Упорствующий в своих правах рискует нанести урон своей христианской свободе (в глазах других людей): «Да не хулится ваше доброе», — пишет апостол. То есть, да не считают люди скверным то, что на деле есть «доброе» — вашу христианскую свободу.

Всему этому не должно быть места. В конце-концов пища не самое важное (1Кор 8:8) и не в ней суть Царствия Божиего: «Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведность (буквально — «честная жизнь») и мир (Рим 12:16, 18; Рим 14:19) и радость во Святом Духе» (сравните 15:13). Ими и определяется гармония христианских взаимоотношения.

Хороший христианин более стремится поступать так, чтобы нести другим мир и радость, чем навязывать им свои представления и образ жизни. «Кто сим служит Христу» — в христианской любви и праведности, в мире и радости во Святом Духе — «тот угоден Богу» (сравните Рим 12:1; Рим 15:1; Евр 13:21) и заслуживает одобрения со стороны людей (а не осуждения их — стих 16).

Рим 14:19−21. Вновь и вновь подчеркивая, как важно христианину не подавать повод к духовному «преткновению» брату своему, апостол призывает читателей: «Итак будем искать того, что служит к миру» (сравните стих 17) и «ко взаимному назиданию» (буквально «того, что помогает укреплять друг друга»; Рим 15:2; 1Фес 5:11). Для Павла пища и кто что думает по поводу нее, были не столь важны, как духовное здоровье верующих и общее дело Божие.

Неверно, по его убеждению, отстаивать собственную свободу во Христе в вопросах пищи («нет ничего в себе самом нечистого» — Рим 14:14) и пития, если кому-то другому это служит поводом к «преткновению». «Лучше» вовсе «не есть мяса», пишет он, «не пить вина и не делать ничего такого», что смущает и огорчает брата твоего. Порой следует поступиться своей свободой во Христе, если это служит ко благу других верующих. Как писал апостол в Послании к Коринфянам, «все мне позволительно, но не все полезно» (1Кор 10:23). И еще: «Берегитесь однакоже, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1Кор 8:9).

Рим 14:22−23. Касаясь личных убеждений по вопросам, где сталкиваются разные точки зрения, Павел пишет: «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом». Другими словами: то, что, ты веришь, — правильно (считаешь правильным по тому или иному вопросу), да будет меж тобою и Богом. Не надо христианину переубеждать другого верующего, имеющего иные представления, дабы он изменил их. Есть вещи, в которых каждый должен «поступать по удостоверению ума своего» (стих 5), потому что каждый живет «для Господа» (стих 8). Христиан, подобных ему самому, у которых чиста совесть в отношении упомянутых дел, Павел считает «блаженными» (буквально — «счастливыми»; стих 22).

С другой стороны, тот, кто ест сомневаясь, — «осуждается». Если христианин ест или делает что-то другое, сомневаясь при этом, правильно ли оно в глазах Господа, т. е. если он «немощен в вере» (стихи 1−2), то поступки его не от веры, не от доверия к Богу проистекают, и, следовательно, подлежат «осуждению». «Все, что не по вере, грех», — резюмирует Павел. Принцип сводится к следующему: «Сомневаешься — не делай». «Сильный» христианин (15:1) сам грешит, побуждая грешить (делая что-то в сомнении, 14:20) своего слабого брата, но согрешает и слабый брат (стихи 1−2), поступая против совести своей (т. е. «не по вере» — стих 23).

Рим 14:24−26. (Этот текст в английской Библии помещен в Рим 16:25−27.)

Апостол подходит к заключительному благословению. Послание к Римлянам содержит в себе самое полное изложение им того, что он называет здесь «Своим благословением» и «проповедью» об «Иисусе Христе». Истинность их есть средство и гарант утверждения слушающих в духовной жизни. Вознося хвалу Богу, Павел выражает это в словах: «Могущему же утвердить вас» (сравните 1Пет 5:10).

Апостол говорит, что некоторые аспекты его благовестия (к примеру, Рим 11:25; 1Кор 15:51; Еф 5:32) и в известном смысле — благовестие в целом (Еф 3:3−9; Кол 1:26−27) являются «тайной, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена». Благая весть о Христе не была «явлена» в Ветхом Завете, и лишь в Новом Завете раскрыта она.

В «писаниях пророческих (ветхозаветных; сравните Рим 1:2), по повелению вечного Бога» (1Тим 1:17), имелись ссылки на Христа (Лк 24:44−45), однако, и сами пророки не вполне понимали, о чем писали они (1Пет 1:10−12). Но «ныне», в век Церкви, их писания сделались понятны. Цель этого «откровения тайны в покорении всех народов вере», в послушании их Иисусу Христу (сравните 1:5; 15:18; 1Пет 1:2). Из этих слов Павла явствует и его озабоченность распространением Евангелия (сравните Мф 28:19), и представляется естественным, что он выражает ее в письме к верующим имперской столицы.

Следует вознесение апостолом хвалы «Единому премудрому Богу; тем, что за этими словами сказано: чрез Иисуса Христа», свидетельствуется, что мудрость Божия являет себя через Христа (сравните Кол 2:3). Богу (Отцу) «слава во веки. Аминь» (сравните 11:36). В конечном счете Бог Отец является Тем Единым, Кому принадлежит хвала и слава (сравните 1Кор 15:24−28).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на послание к Римлянам, 14 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Римлянам 14 глава в переводах:
Римлянам 14 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Мартина Лютера
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.