Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

2 Коринфянам 6 2-е Коринфянам 6 глава

2Кор 6:2. Павел возражает иудаистам, утверждавшим, что без исполнения закона Моисея нельзя достичь праведности, — словами из книги пророка Исаии (49:8). Бог возвестил через этого пророка, что спасение будет предложено всем народам — не только «жестоковыйному» Израилю, но и язычникам (Ис 49:6). В приводимом Павлом стихе подчеркивается тот факт, что спасение совершается по Божией инициативе: во время благоприятное (в англ. Библии — «в час Моей благосклонности») Я услышал тебя И… ПОМОГ тебе.

Эту весть о «Божией благосклонности» торжественно провозгласил Иисус в дни Своего земного служения (Лк 4:18−21), а Павел стал возвещать ее людям. День спасения надо понимать и как нынешний период Благодати. Павел призывал коринфян не отвергать благодати Божией, обращаясь к иудействующим законникам (сравните 2Кор 3:12−16; Гал 3:1−6). Поступающими так благодать Божия «принята тщетно» (2Кор 6:1).

6. ПРИМЕТЫ СЛУЖИТЕЛЕЙ (6:3−10)

В 5:11−14 Павел защищает свое служение, что ведет его, в свою очередь, к объяснению сущности его благовествования (5:15−21). Теперь же он возвращается к теме своего апостольского служения как такового и связанных с ним проблем (6:3−10).

Прежде он подчеркивал, что причины и поводы для «похвалы» (5:12) тем, которые служат им, коринфянам следует искать не в рекомендательных письмах (3:1), не в самовозвышении служителей (10:18) и не в религиозных достоинствах их (11:22), но во внутреннем свидетельстве Духа Святого (сравните Рим 2:28−29).

Теперь апостол допускает, что подлинное служение Богу имеет и некоторые внешние признаки, но им коринфяне едва ли придают значение, а их общие оппоненты едва ли обладают ими. Так, признаками, удостоверявшими служение Павла, были его страдания и Божия поддержка, дававшая ему силы переносить их (сравните 2Кор 4:8−10). Именно «удостоверения» такого рода представляли ценность для служителей Божиих (6:4; сравните 11:16 — 12:10; 1Кор 4:9−13; Гал 6:17).

2Кор 6:3. Павел более желал защитить свое служение (4:1), нежели самого себя. С этой целью он тщательно избегал в своем поведении всего, что могло бы нанести ущерб этому его служению как «посланника Божиего» (5:20) и Божиего «споспешника» (соработника; 6:1). Конечно, апостол сознавал, что проповедь о кресте у многих вызывает негативную реакцию (2:16; 1Кор 1:18). Он знал также, что многие считают его человеком, потерявшим разум (2Кор 11:16).

И при всем при этом он никому не хотел подать повода заподозрить его в соблюдении собственных интересов, чтобы таким образом не повредить делу Божиему или духовному состоянию своих братьев во Христе. Именно в свете этого объяснения надо понимать слово «претыкание», аналогичное понятию «камень преткновения».

2Кор 6:4−5. Как служители Божии (диаконои; сравните со словом диакония — «служение» в стихе 3) Павел и его сотрудники сталкивались со многими злоключениями, пренебрегая заботой о себе. Но Бог помогал им переносить эти злоключения с «великим терпением» (сравните 4:7−9). Именно такого «удостоверения» следовало коринфянам требовать от Божиих служителей (сравните 3:1; 5:12).

Затем, в стихах 4−5, апостол перечисляет девять напастей (три раза по три), которые переживали они «в великом терпении». А потом девять внутренних свойств характера Божиих служителей (стихи 6−7) и, наконец еще восемнадцать их «признаков», приводимых попарно, по принципу противопоставления (стихи 8−10).

Сначала он говорит о трудностях общего характера: о «бедствиях», «нуждах», «тесных (т. е. трудных) обстоятельствах». Затем апостол перечисляет три конкретных вида мученичества, которые он прошел в процессе своего служения, побывав: под ударами (сравните 1Кор 4:11; 2Кор 6:9; 2Кор 11:23−24; Гал 6:17), в темницах, в изгнаниях.

Все это выпало на его долю в Филиппах (Деян 16:19−23). В третьей группе перечислены «бремена», которые апостол воспринимал как неразрывно связанные со служением. Он не чуждался тяжелого труда (1Кор 4:12; Деян 18:3−4), не мало знал бессонных ночей («бдений»; сравните 11:27), голодал (пребывал «в постах» — вынужденных; 1Кор 4:11; 2Кор 11:27).

2Кор 6:6. Перечисленные им девять видов напастей (три по три) Павел как бы уравновешивает девятью внутренними достоинствами. Первые восемь перечислены им попарно (четыре пары). Под «чистотой» подразумевается практическая праведность, а под «благоразумием» — способность сочувствовать другим людям и понимать их. Словом великодушие здесь переведено греческое слово «макротимия» — буквально означающее «долготерпение», т. е. способность сносить обиды и огорчения и не мстить за себя (сравните Гал 5:22; Еф 4:2; Кол 1:11; Кол 3:12; 2Тим 4:2; Иак 5:10). Наконец, благость — это любовь в действии (сравните Гал 5:22; Кол 3:12).

В Духе Святом — это, возможно, метонимия, т. е. речевой прием, при котором следствие заменяется причиной. Если здесь это действительно так, то Дух Святой символизирует то, что производится Им, — духовные плоды (Гал 5:22−23), либо исполнение Духом (Еф 5:18). Возможно, однако, что соответствующую греческую фразу следует перевести несколько иначе, а именно: «в духе святости», что означало бы посвященность Павла до конца делу его служения. Апостол надеялся, что его «нелицемерная» любовь (сравните Рим 12:9 и употребление этого определения к слову «вера» в 1Тим 1:5) не вызывает сомнения у его читателей и пробудит в них ответную любовь (2Кор 6:12−13).

2Кор 6:7. Служение Павла было успешным, потому что питали его духовные источники. Апостол проповедовал Евангелие в слове истины (4:2), т. е. проповедовал его правдиво; в силе Божией, т. е. полагаясь на силу Божию, приносящую по действию Духа соответствующие плоды (10:4; сравните 1Кор 2:4−5). Положившись на Бога, Павел получал все необходимое «оружие правды» (или праведности) и обретал способность отражать нападение врага с любой стороны — как справа, так и слева (с оружием правды в правой и левой руке), вынуждая его к бегству (сравните 2Кор 10:3−6; Еф 6:11−18; Иак 4:7).

2Кор 6:8. В девяти парах парадоксов (стихи 8−10) Павлом представлены как противоречивая реакция на его служение (стихи 8−9а), так и его собственная реакция на действия противников (стихи 9б−10а), а также результаты его служения (стих 10б). Некоторые верующие относились к Павлу, как к Самому Иисусу Христу (Гал 4:14), однако, чаще он сталкивался с оскорблениями и даже с попытками «бесчестить» его (1Кор 4:10; 1Фес 2:2).

На него клеветали как люди, не принадлежавшие к Церкви (1Кор 4:13), так и некоторые в пределах ее (Рим 3:8) — о последних апостол говорит как о «порицающих» его. Он и его сотрудники были истинными апостолами (мы верим), но находились люди, объявлявшие их обманщиками. Вот почему Павел вынужден был защищать свое служение от клеветы, распространяемой его противниками (1Кор 9:1−2; 2Кор 10:7).

2Кор 6:9. Говоря «мы неизвестны», Павел, возможно, имел в виду тех, кто не признавал ни его самого, ни его служения.

Однако вторую часть первой фразы надо, видимо, читать иначе, чем звучит она в русской Библии, а именно: «нас знает Бог» (2Тим 2:19). Хотя апостол не раз был на краю смерти (сравните 2Кор 1:8−9; 2Кор 4:10−11; 2Кор 11:23), он оставался в живых (1:10; 4:16); Его избивали (6:5; 11:23−25), но не смогли убить. Все это он переносил с терпением (6:4), потому что Сам Бог укреплял его (сравните 4:7−9).

2Кор 6:10. Казалось бы, такая жизнь не могла не огорчать Павла. Но, полагаясь на Господа, он «всегда радовался» (Деян 16:23−25; Флп 4:4). Будучи «нищ», не имея и самого необходимого для повседневной жизни (1Кор 4:11), апостол, тем не менее, в состоянии был раздавать духовные ценности, многих таким образом обогащая (сравните Еф 3:8). Хотя он не владел никакими материальными благами (мы ничего не имеем), он, обладая духовными благословениями (1Кор 3:21; Еф 1:3), «обладал всем».

7. О СБЫВШЕМСЯ ПРЕДВИДЕНИИ (6:11 — 7:16)

В этом разделе Павел связал воедино все затронутые им в послании «тематические нити», касавшиеся его служения коринфской церкви. Вначале он объяснил коринфянам, что изменил свои планы из любви и уважительного отношения к ним (1:12 — 2:11). Затем он обратился к описанию своего апостольского служения, противопоставляя собственное бессилие всесилию Бога (2:12 — 6:10).

Не самооправдания искал при этом Павел — целью его было добиться некоторых перемен в коринфской церкви: он хотел, чтобы коринфяне не только признали его служение и приняли его благовестие, но чтобы они освободились от воздействия на них его противников — лжеапостолов. Это, однако, было не последним словом Павла на данную тему (сравните главы 10−13), а исполненным решимости и убедительно прозвучавшим началом.

2Кор 6:11−13. Среди недостатков, возможно, присущих Павлу, притворства определенно не было. Искренность слов и нелицемерные заверения в своем душевном расположении к адресатам (сравните 7:15; Флп 1:8; Флп 2:1; Кол 3:12; Флм 1:7, 12, 20; 1Ин 3:17) характерны и для этого послания (2Кор 2:3−4). Однако апостол хотел от коринфян взаимности. Глубина его чувств к ним видна, в частности, из его подчеркнуто личного к ним обращения: коринфяне. Вообще-то такое обращение к читателям «по имени» посредине послания у Павла встречается редко.

Один из примеров — в послании к Галатам; будучи сильно встревожен состоянием галатских церквей, апостол, обращаясь к галатам с резким упреком, тоже называет их по имени (Гал 3:1). И когда, напротив, он вспоминал о ревностной поддержке, оказанной ему церковью в Филиппах в начале его служения и во время его тюремного заключения, то опять таки называл филиппинцев по имени (Флп 4:15). Так же обращается он и к коринфянам (огорчаясь из-за них и одновременно испытывая к ним добрые чувства) — с просьбой о взаимной любви («Дети мои, справедливости ради, откроите и вы свои сердца» — в таком смысле надо понимать стих 13; сравните 2Кор 7:2−3).

2Кор 6:14−15. Но что же препятствовало коринфянам отвечать Павлу искренней взаимной любовью? (стих 13). Ответ: соперники апостола, тоже добивавшиеся расположения и преданности со стороны коринфян. Хотя стихи 14−15 часто применяют к разного рода сомнительным союзам (к примеру — брачным и деловым), первоначально, у Павла, они ассоциировались с тем, что происходило в Церкви. Упомянутыми соперниками его, возможно, были идолопоклонники (сравните 1Кор 10:14) или, что более вероятно, — лжеапостолы (сравните 2Кор 11:2−4). Так или иначе, но выражая порицание или расположение, Павел оставался в равной мере непритворным.

Разрешение проблемы могло быть лишь в разрыве коринфян с лжеапостолами. Сколь высоко они или другие ни расценивали бы тех с духовной точки зрения, Павел приравнивал лжеапостолов к «неверным» (в значении «неверующих»; сравните 11:13−15), от которых коринфянам следовало отделиться. Апостол не призывал их порвать все контакты с неверующими. Прежде он давал им понять, что это было бы абсурдно (1Кор 5:9−10).

Но «неверные» религиозники могли бы увести верующих в сторону от того, что Павел называет «простотой во Христе» (2Кор 11:3), и это сильно беспокоило его. Лишь под ярмо Христа может склониться «праведность» (Мф 11:29−30). Иллюстрируя свою мысль, Павел ставит пять риторических вопросов (2Кор 6:14−16), которые отражают непроходимую пропасть, разделяющую царство Христа и царство сатаны (Кол 1:13). Слово «Велиар» — это транслитерация ветхозаветного слова, означавшего «личность, которая не стоит ни гроша». В греческом языке оно стало употребляться в значении «беззаконника». А еще позже им стали называть сатану как наибольшего в мире беззаконника и личность в высшей степени бесполезную.

2Кор 6:16. Пятый риторический вопрос, поставленный апостолом, дает ему возможность процитировать несколько стихов из Ветхого Завета. В своем призыве (стих 14а) он опирается на них в их совокупности. Церковь — это храм Бога живого (сравните 1Кор 3:16), в котором пребывают Христос и Дух Святой (сравните Мф 28:19−20; Еф 2:22). Обещание Бога «вселиться» в Свой народ и жить в нем в конечном счете исполнилось и Иисусе Христе (Мф 1:23).

2Кор 6:17. Наслаждаться Божиим присутствием можно только при условии личной святости. Павел приводит смысл сказанного в Ис 52:11 и в Иез 20:41, где речь идет об искуплении Израиля. Божий народ искуплен из языческого рабства (выйдите из среды их и отделитесь) с тем, чтобы очиститься перед Богом (не прикасайтесь к ветхому) и в результате обрести радость общения с Ним (и Я приму вас).

В Послании к Галатам Павел говорил о рабстве находящихся под законом (Гал 3:13−14; Гал 4:5; сравните 2Кор 3:7−9). А в Послании к Титу он писал, что искупление подразумевает две вещи: а) освобождение «от всякого беззакония» и б) очищение Богом для Себя народа, который стал бы «народом особенным, ревностным к добрым делам» (Тит 2:14). Личная чистота и позволяет верующему служить Богу и быть принятым Им.

2Кор 6:18. Искупленные вступают в особые взаимоотношения с Богом Отцом — как Его сыновья и дочери (Ис 43:6). Те, которые отождествились со Христом по вере в Него, получают право называть Бога «Отцом» (Еф 2:18; Гал 4:5−6). Но Бог требует послушания от этих своих сыновей и дочерей (Втор 32:19−21), как требовал его от Давида, которого поставил главою Своего народа, и от его потомков (4Цар 7:14; Пс 88:31−35).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 2-е послание Коринфянам, 6 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

2 Коринфянам 6 глава в переводах:
2 Коринфянам 6 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.