Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Филиппийцам 3 Филиппийцам 3 глава

III. Увещания жить по-христиански (3:1−21)

В первой главе Павел призывал святых в Филиппах жить достойно христиан. Во второй главе в пример того, как следует угождать Богу, он приводит Тимофея, Епафродита и самого себя. Конкретные наставления относительно христианской жизни даны в главе третьей.

А. Верующие не должны полагаться на плоть (3:1−14)

1. ПРИЗЫВ, НАЧИНАЮЩИЙ ГЛАВУ (3:1)

Флп 3:1. Прежде чем подчеркнуть, насколько это опасно, полагаться на плоть, апостол вновь призывает верующих радоваться о Господе. Как уже говорилось выше, слово «радоваться» неоднократно встречается в послании. Отсюда можно заключить, что филиппийцы особо нуждались в повторных об этом напоминаниях. Да и большинство Божиих детей нуждается в них. Очень легко впасть в уныние под действием создавшихся обстоятельств.

Лекарство же от уныния в том и состоит, чтобы сосредоточить свое внимание на Господе и радоваться в Нем. Примечательно, что римский узник просил тех, кто находился на свободе, радоваться в Спасителе. Казалось бы, естественнее было им призывать его к этому. Но Павел твердо усвоил то, что следует усвоить каждому верующему, а именно: в Господе можно радоваться и тогда, когда внешние обстоятельства к радости не располагают.

Повторение — важная часть учения. Устно или письменно (возможно, в 1:27−30) апостол уже высказывал филиппийцам эту истину относительно радости во Христе. Но с удовольствием пишет им о том же, ибо сознает, насколько важно для них подобное назидание.

2. ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ (3:2−3)

Во дни Павла существовала группа верующих, особенно полагавшихся на плотские дела. Это были так называемые иудаисты. Апостолу и его новообращенным они постоянно досаждали. Имея путаные представления о благовестии, они считали, что одной веры во Христа, без строгого следования Моисееву закону, — недостаточно как для спасения, так и для христианского образа жизни. Предметом их главного беспокойства был ветхозаветный ритуал обрезания, на необходимости которого они особо настаивали как на непременном условии спасения. Они не отвергали веры во Христа, но пытались «укреплять» ее делами плоти. Таких верующих Павел называл «лукавыми делателями» (2Кор 11:13).

Флп 3:2. А еще Павел называл иудаистов псами и злыми делателями. Их учение представлялось ему опасным и не от Бога исходящим. Святые не должны были следовать за ними, но остерегаться их и избегать.

В своем кругу евреи нередко называли язычников «псами», которые в те времена считались нечистыми животными. Апостол же прибегает к такому определению в отношении тех иудеев, которые извращали Евангелие, настаивая на необходимости обрезать крайнюю плоть во имя Правильных взаимоотношений с Богом. То, что они проповедовали и делали, было злом, даже если они руководствовались благими намерениями.

Флп 3:3. Ветхозаветный ритуал обрезания крайней плоти был не только знаком завета с Богом, но и прообразом «духовного обрезания» («обрезания сердца») — Втор 30:6. Поэтому, обращаясь к язычникам, Павел и пишет, что истинное обрезание являют собой такие, как он и они, которые не на плоть надеются, а служат Богу духом и хвалятся Иисусом Христом.

Вместо того чтобы хвалиться человеческими свершениями, как это делали иудеи и иудействующие, дети Божии должны «хвалиться» лишь Иисусом Христом. «Хвалящийся» употреблено здесь в таком же значении, что и слова того же корня в Флп 1:26; Флп 2:16; 2Кор 10:17.

3. ЧЕМУ НАДО СЛЕДОВАТЬ (3:4−14)

В этих стихах Павел приводит любопытные факты из своей биографии. На первый взгляд может показаться, что он хвалится ими. Однако при более внимательном подходе видишь, что именно на то, чего нужно избегать и остерегаться, хочет он указать таким образом. Да, было время, когда и Павел «надеялся на плоть», но оно отошло в прошлое. Апостол рассказывает филиппийцам о том, что некогда составляло предмет его гордости, но заканчивает свое повествование тем, что произошло с ним по дороге в Дамаск, когда пережитое потрясение привело его к обращению ко Христу.

Флп 3:4−6. Нужно особо подчеркнуть, что прежде Павел действительно надеялся на плоть. Но преодолел это диавольское искушение. В этих стихах он перечисляет филиппийцам, чем и теперь мог бы гордиться («надеяться на плоть»), если бы пожелал. Всем этим вещам Павел до своей встречи со Христом придавал большое значение.

Теперь же намерение его просто: показать, что «плотских преимуществ» у него несравненно больше, чем у любого из иудаистов. (Если кто другой… то более я). Апостол как бы вызывает иудаистов на соревнование в этом плане, о чем свидетельствует той, взятый им в этих стихах. В своей «победе» он уверен заранее (сравните Гал 1:14).

Семь «преимуществ», которые следствии, обретя Христа, Павел по «тщетою», перечисляет он в Флп 3:3. Их можно поделить на две группы, первой относятся те, которые были получены им по рождению, и от него не зависели. Их — четыре: обрезание, которому его подвергли; его принадлежность к роду Израилеву и к колену. Вениаминову; его происхождение от еврейских родителей (Еврей от Евреев). Следующие три «преимущества» явились результатом сознательного выбора Павла: он был фарисеем, гонителем Церкви Божией, и жил с точки зрения Моисеева закона непорочно.

Обрезание апостол упоминает в первую очередь, возможно, потому, что иудаисты придавали ему столь большое значение. Не случайно указывает он и на то, что ему обрезание было сделано в восьмой день, желая подчеркнуть, что не был ни прозелитом, ни измаильтянином, а именно — чистокровным евреем. Ведь прозелитов, т. е. обращенных в иудаизм, обрезывали в зрелом возрасте, а измаильтян — в 13 лет (Быт 17:25−26).

Павел был из рода Израилева, т. е. оба его родителя были евреями, чем не все иудаисты могли похвалиться. Он мог бы проследить свою родословную вплоть до Авраама. Короче, Павел был истинным представителем избранного народа (2Кор 11:22).

Он принадлежал к колену Вениаминову, из которого произошел первый царь Израиля (1Цар 9:1−2). Это колено (или племя) пользовалось у евреев особым почетом. Даже после разделения Израильского царства оно осталось верным дому Давида.

Родным языком апостола Павла был еврейский. В отличие от некоторых израильтян, он не подпал под власть греческих обычаев; и язык и обычаи народа, избранного Богом, он знал в совершенстве. То есть во всех смыслах был евреем из евреев.

В соответствии со своими взглядами и полученным образованием Павел сделался фарисеем, т. е. членом наиболее последовательной в иудаизме секты. В развитие закона Моисеева фарисеи держались и целого ряда собственных — дополнительных — правил и установлений, которые временами расценивались евреями наравне с Законом.

Кто из представителей иудейской религии мог бы похвалиться большей ревностью, чем та, которую некогда проявлял Павел, а именно: гнал Церковь? Причем делал он это, не зная жалости (Деян 9:1−2). Ни один из иудаистов не мог бы сравниться с ним по части такой «ревности».

Что касается «праведности по закону» (правды законной), то и тут Павел преуспел. Во всяком случае, в собственных глазах он был с точки зрения этой праведности непорочным.

Флп 3:7−9. Между тем, любой из людей, смущавших своим учением святых в Филиппах, желал бы «украсить» свою репутацию тем, чем мог бы похвастаться Павел. С человеческой точки зрения у него в вопросах религиозной жизни были все основания для самоуверенности. Однако все перечисленное им в стихах 5−6 Павел ради Христа почел тщетою (стих 7). Несомненно, решающим моментом в своей жизни он считал тот, когда на пути в Дамаск отказался от «надежды на плоть» и целиком доверился Христу.

Нелегко было бы более решительно развенчать и отвергнуть человеческие «способы» угодить Богу, чем это делает здесь Павел (стих 8). Четырьмя греческими частицами (алла менун ге кай), переведенными как «да и все», вводится в стихе 8 исполненное силы заявление апостола. Не только перечисленное выше (стихи 5−6), но и все вообще (стих 8) «почел» он лишенным смысла («тщетою») — в сравнении с превосходством (личного) познания Христа Иисуса. Христос навсегда стал его Господом.

Прежние его «преимущества» (стих 7) сделались сором в его глазах — ради того, чтобы приобресть ему Христа как своего Спасителя. Все другое потеряло для него значение, начиная с того, чем он так гордился в иудаизме.

«Приобрести Христа» значит найтись в Нем (стих 9) и в Нем находиться. Ибо Христос в верующем, а верующий — во Христе. И Павел хотел, чтобы вся его жизнь отражала эту истину. Будучи во Христе, он уже не пытался угодить Богу собственной своею праведностью, основанной на делах закона, сознавая, что в глазах Божиих такая праведность и не праведность вовсе, а нечто подобное «запачканной одежде» (Ис 64:6). Спасающая праведность, на которую полагался Павел, — это праведность чрез веру во Христа.

И исходит только от Бога, а дается по вере. Когда грешник, принявший Христа, верою отвечает на действие Святого Духа в своем сердце, то облекается в «одежды» Христовой праведности (Рим 3:24−26) и становится тогда «облагодатствованным в Возлюбленном» (Еф 1:6). Облеченный в эти одежды, верующий, хоть и грешник, утверждается во Христе.

Флп 3:10−11. Эти стихи содержат откровенное и полное исповедание апостолом мыслей его и чувств перед филиппийцами. Павел уже знал Христа как своего личного Спасителя. Но он хотел познать Его больше и ближе — как своего Господа. Греч, гнонай (стих 10) имеет значение «познать на опыте». Существительное от него — яносеос («познание») находим в стихе 8. Мысль о «превосходстве познания Христа Иисуса» развивается в стихах 10−11. Павел желал бы познать Его в «превосходной степени». Он говорит о том, чего хотел бы достичь в своей христианской жизни в свете этого познания.

В цели апостола входило «на опыте познать» силу воскресения Его. То есть ту силу, которая воскресила Христа из мертвых, и теперь действует в жизни верующих людей, поскольку они совоскресли с Христом (Кол 3:1). Слово динамис («сила») встречаем также в Деян 1:8 и Рим 1:16; оно означает силу (способность) преодолевать сопротивление. Открывая перед филиппийцами свои стремления и цели, Павел хотел, чтобы они следовали его примеру, — прямо противоположному примеру иудаистов, которому им не следовало подражать.

Апостол жаждал соучаствовать и в страданиях Христовых — с целью «сообразоваться» смерти Его (Флп 3:10), т. е. уподобиться Христу в Его смерти. Речь тут идет не о заместительном страдании Христа на Голгофском кресте. Павел сознавал, что в этом он не мог бы принять участия. Однако он желал бы — как один из тех, кто принадлежал Христу, — тоже пострадать во имя торжества праведности (сравните 1:29). Бог через Ананию некогда сказал Павлу, что, будучи служителем Христовым, он должен будет пострадать (Деян 9:16). Апостол и в самом деле немало претерпел за Христа, потому что говорил о Нем открыто и не искажая истины (Рим 8:36; 2Кор 4:10).

Возвращаясь к слову «сообразуясь», заметим, что, подобно тому, как Христос умер за грех мира, верующие должны умирать (и умереть) для греха (Рим 6:2, 6−7; Кол 3:3). Ежедневно преодолевая грех (Рим 6:1−4, 11−14), христианин должен таким образом являть свое постепенное отделение от греховного образа жизни, который он вел прежде.

Слово «воскресение» (Флп 3:11) — это перевод греческого слова «екзанастасин», которое нигде больше в Новом Завете не встречается. Оно предполагает как бы частичное (в противоположность общему) или «выборочное» воскресение из мертвых. На основании некоторых лингвистических и текстологических сопоставлений можно предположить, что апостол имел здесь в виду дождаться (при своей жизни) восхищения Церкви и, значит, воскресения тех мертвых, которые умерли во Христе.

Флп 3:12−14. Хотя филиппийским верующим Павел, наверное, представлялся гигантом духа, он прямо говорит им, что еще не достиг поставленных целей (стих 10). Он все еще активно стремился к достижению их. Но он, несомненно, подошел к последней стадии освящения.

К тому времени, как апостол Павел писал филиппийцам, он уже проходил свое христианское поприще примерно 30 лет. Немало духовных побед одержал он за эти годы, значительно вырос духовно, однако, искрение не считал себя достигшим всего, что наметил достигнуть, или совершенным в духовном отношении (стих 12).

Впереди все еще оставались не преодоленные вершины… Это свидетельство апостола некогда напомнило святым в Филиппах, а сегодня напоминает всем верующим, что в духовном росте никогда не следует останавливаться, как нельзя поддаваться мысли, что преодоленная нами вершина — последняя, а та, что за ней, — нам не по силам.

Павел старался уподобиться Христу с энтузиазмом и настойчивостью, какие были присущи участникам греческих спортивных игр; он, видимо, думал о них, и когда писал эти строки.

В отличие от иудаистов, чье влияние превалировало в среде филиппийских верующих, Павел не утверждал, что достиг высшей духовной зрелости, но продолжал к ней стремиться: не достигну ли я (этой последней заветной цели), как достиг меня Христос Иисус. Не достигну ли полного подобия Христу… Однако как спортсмен-бегун не думал о том, что осталось позади, не думал и Павел ни о своих «наследственных преимуществах», ни о заслугах своих и достижениях в прошлом; и, как тот старался лишь преодолеть расстояние, которое еще оставалось впереди, старался и апостол…

Энергично, сконцентрировавшись на этом всем своим существом, стремился он к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (стих 14). И снова в его воображении вставали, должно быть, спортивные соревнования: победителей в них вызывали к судейскому месту, где им вручалась награда. Под наградой, которую хотел «достичь» Павел, он подразумевал или последний акт процесса спасения, когда спасенный навсегда входит в присутствие Божие, или же награду, которая каждому будет вручена «пред Судилищем Христовым» (2Кор 5:10).

Б. Верующие должны ходить так, чтобы угождать Богу (3:15−21)

1. «ХОЖДЕНИЕ» В ЗРЕЛОСТИ (3:15−16)

Как второе значительное наставление в главе 3 звучит призыв Павла к христианам «ходить» или жить так, чтобы угождать Богу (3:15−21). Такое «хождение» прежде всего, предполагает духовную зрелость (стихи 15−16).

Флп 3:15−16. Апостол призывает своих читателей стремиться, как и он, к уподоблению Христу. Ибо им он желал того же самого, чего желал себе. Итак, кто из нас совершен (в значении — «духовно зрел»), так должен мыслить… (стих 15). Как «так»? В направлении упорного достижения поставленной духовной цели. Одним из признаков духовной зрелости является неизменное желание пребывать со Христом. И призыв Павла направлен именно на достижение этой зрелости теми верующими, которые разделяли его стремление. А в деле разъяснения истины тем, кто мыслили иначе, он полагался на Бога.

Несомненно, более всего нуждаются дети Божии в том, чтобы жить согласно знаниям, представлениям, «правилам», уже достигнутым ими во Христе. Большинство же живет «ниже своего уровня», т. е. не вполне достойно того высокого положения, которое они занимают в Господе. Потому и призывал Павел филиппийцев: до чего мы достигли… должны… по тому правилу жить, имея в виду праведность, достигнутую во Христе.

2. УМЕНИЕ НАБЛЮДАТЬ, БЫТЬ БДИТЕЛЬНЫМИ (3:17−19)

Павел снова призывает своих читателей следовать его примеру (а не примеру иудаистов).

Флп 3:17. Сформулировав ранее цель своей жизни — добиваться большего подобия Христу, Павел, не колеблясь, просит филиппийцев подражать ему. Конечно, он не имел в виду, чтобы они подражали ему в каждом деле и на каждом шагу, так как сам признал перед этим, что не является безгрешным и не достиг полного совершенства. Однако он мог послужить им примером в своем неустанном стремлении все более уподобляться Христу. И тем верующим в Филиппах, которые имели в сердце своем такое же желание, надо было смотреть не только на Павла, но и на других братьев, уже поступавших по примеру апостола.

Флп 3:18−19. В этих стихах находим обоснование призыва, звучащего в стихе 17: ибо многие … поступают, как враги креста Христова. Верующим надо научиться отличать истину от заблуждения (1Ин 4:6). Павел так тревожился о духовном благополучии филиппийцев, что часто предостерегал их относительно опасности, исходившей от упомянутых выше людей; он пишет, что со слезами вновь делает это теперь.

Будучи Врагами Божиими, лжеучители, которых апостол имеет в виду, были обречены на погибель. Возможно, речь здесь идет о первых гностиках, отличавшихся развратным образом жизни; такие, конечно, не на Христа полагались, а на собственные «достижения». Погибель ожидала их потому, что они не были детьми Божиими. Как «погибель» здесь переведено слово апояейа. предполагающее не полное уничтожение, а скорее «крушение», «катастрофу», каковых не избежать человеку, который на последнем суде будет приговорен к вечному отлучению от Бога.

Далее о лжеучителях говорится: 1) их бог — чрево, — в том смысле, что они руководствовались только своими физическими желаниями, всячески ублажая свою плоть и чрево, в частности (Рим 16:18). 2) Слава их в сраме. Вместо того чтобы воздавать славу Богу, они искали похвалы и славы себе, гордясь вещами, которых следовало бы стыдиться. 3) Они мыслят о земном. Эта фраза не предполагает, что Божиему народу не следует заботиться о своих земных нуждах. Павел предостерегает здесь от упования на земные дела как на средство угодить Богу. От образа жизни в согласии с этим порочным принципом он неоднократно предостерегал христиан (Гал 4:3, 9−11; Кол 2:21−22).

3. ЗАВЕРШЕНИЕ «ХОЖДЕНИЯ» (3:20−21)

Флп 3:20−21. Филиппийцы жили в своем городе как колонисты, сохраняя римское гражданство. Подобно этому, и христиане, хоть и живут на земле, являются гражданами неба (греческое слово, переведенное на русский язык как «жительство», в оригинале звучит именно как «гражданство») — в отличие от тех, о которых говорится в стихе 19, что они «мыслят о земном».

Верующие с нетерпением ожидают возвращения с неба своего Спасителя. Греч, «апекдехомета», переведенное как «ожидаем», предполагает именно ожидание с нетерпением, и в этом значении оно употреблено также в Рим 8:19, 23, 25; 1Кор 1:7; Гал 5:5; Евр 9:28.

В момент восхищения Церкви Христос уничиженное тело наше преобразит (буквально — «изменит внешнюю форму его») так, что оно будет сообразно (буквально — «в основном идентично»; сравните с причастием от этого корня в Флп 3:10) славному телу Его. Это означает, что каждое дитя Божие будет уподоблено Сыну Его (1Ин 3:2), т. е. все христиане получат новые прославленные тела, подобные телу воскресшего Христа. И уйдет в небытие все то, от чего ныне страдают люди, облеченные земными телами, уничиженными грехом и болезнями. Их воскресшие тела, по завершении освящения верующих, будут свободны от всего этого, как свободно от греха и болезней тело Христа.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на послание к Филиппийцам, 3 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Филиппийцам 3 глава в переводах:
Филиппийцам 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.