Комментарии Женевской Библии на Бытие 5 глава

5:1 – 6,8 В родословной Адама автор сосредоточивает внимание на благочестивой линии Сифа (гл. 5) и затем подводит итог умножению греха на земле перед потопом (6,1 8).

5:1 -32 Глава содержит десять параграфов, каждый из которых посвящен одному поколению потомков Адама через Сифа. Обе родословные (см. ком. к 4,25) имеют единую структуру: одна ветвь с одним потомком из каждого поколения в начале и разветвление родословной на трех сыновей в конце (4,20 22; 5,32; это верно и в отношении родословной в 11,10 26). Однако по своему содержанию эти родословные противопоставлены одна другой. В то время как первая повествует об обремененной проклятием линии Каина, в начале и в конце которой стоит убийца (4,17 24), последняя соединяет Адама, основателя человечества, с Ноем, через которого человечество было восстановлено (4,25.26 и ком.). Еноха и Ламеха из линии Сифа нельзя отождествлять с первым и последним потомками в линии Каина. Енох, седьмой по порядку, "ходил пред Богом", и "Бог взял его" (ст. 24), а благочестивый Ламех назвал своего сына Ноем, надеясь, что Господь "утешит нас" (см. ст. 29). Род Каина погиб во время потопа; род Сифа пережил потоп. Исследователи расходятся во мнениях относительно пропусков в родословных. Если их нет, значит, согласно Библии, Адам был сотворен в 4004 г. до Р.Х. Но тогда трудно соотнести первые главы книги Бытие со всемирной историей, восстановленной по небиблейским источникам. Систематизация поколений по десять в каждой родословной, которой соответствует сходная система в Мф. 1, не позволяет использовать эти родословные при вычислении абсолютной хронологии (11,10 26 и ком.). По всей видимости, за указанной здесь продолжительностью жизни стоит иной смысл.

5:1 Вот родословие Адама. Точнее, "запись родословия". Упоминание о записи свидетельствует о том, что автор располагал какими-то письменными источниками (11,10 26).

5:2 благословил. См. 9,1 и ком.

нарек. См. 1,5 и ком.

5:3 по подобию ... по образу. Если Адам был сотворен по образу и подобию Божию, то сын Адама, рожденный по образу и подобию своего отца, получил от него и печать его грехопадения.

5:4 сынов и дочерей. Праведники и грешники встречались среди всех детей Адама. Чтобы проповедовать им, Бог воздвигал пророков, таких, как Енох (Иуд. 14,15) и Ной (2 Пет.2,5).

5:5 девятьсот тридцать лет. См. ком. к 5,1-32.

умер. Через преступление Адама смерть вошла во все творение (Рим. 5,12-14). С другой стороны, несмотря на это, благодать Божия сохраняет мессианскую линию (3,15 и ком.) даже тогда, когда земля изобилует грехом (4,17-24).

Возраст патриархов.

5:22 ходил... пред Богом. Это выражение, повторяющееся дважды (ст. 24), означает близкое общение с Господом (3,8; 6,9).

5:24 не стало его. Однако он не умер (см. Евр. 11,5).

Бог взял его. Как и Илию (см. 4 Цар. 2,1.5.9.10).

5:29 он утешит нас... Если Ламех из рода Каина стремится воздать за зло (4,24), то Ламех из рода Сифа надеется, что Господь даст ему семя, через которое придет освобождение от греха.

5:32 пятьсот. См. ком. к 5,1-32.

родил Ной Сима, Хама и Иафета. См. 9,18. От сыновей Ноя произойдет послепотопное человечество. Сим станет прародителем семитских народов; Хам хамитских; Иафет индоевропейских, или иафетических.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →