25:1−18 Родословие, предшествующее повествованию о смерти Авраама (ст. 1−4; ст. 7−11), а также следующее за ним родословие Измаила (ст. 12−18) представляют собой родословные сыновей Авраама, рожденных по плоти. Эти родословия убедительно свидетельствуют о том, что только от Сарры произошло потомство, рожденное по обетованию; многочисленные же потомки Авраама, рожденные по плоти, никоим образом не могут претендовать на землю, обещанную в наследство Исааку (ст. 5−6). Избранные сыны связаны с плотскими сыновьями не духовными, а кровными узами. Сын Авраама, рожденный по обетованию, является его «единственным сыном» (22:2 и ком.).

25:1 взял... еще жену. Хеттура была наложницей Авраама (1Пар 1:32), поэтому Писание нигде больше не говорит о ее детях как о потомстве Авраама.

25:2−4 Некоторые из этих имен встречаются в качестве географических названий в районе Аравийской пустыни к востоку от реки Иордан.

25:5 отдал... все, что было у него, Исааку. См. 24:36. Авраам выслал потомков Хеттуры так же, как когда-то изгнал Измаила с Агарью (21:10 и ком.).

25:6 подарки. Это было их наследство.

еще при жизни своей. Сам Авраам закрепил законное право Исаака на наследование обещанной земли.

25:8 умер. Авраам умер, верой увидев исполнение обетования в будущем (Евр 11:10, 13 16).

в старости доброй. См. 15:15.

25:9 погребли... в пещере. См. гл. 23; 35:27 29; 49:29−32.

25:12 Вот родословие. См. 2:4 и ком.

25:13−15 Некоторые из этих имен являются арабскими, другие же, согласно небиблейским источникам, представляют собой названия северо-западных аравийских племен.

25:16 двенадцать князей племен. См. 17:20.

25:18 поселились пред лицем всех братьев своих. См. 16:12.

25:19−35:29 История Исаака представляет собой историю соперничества между Исааком и Ревеккой (ст. 28; гл. 27), между Иаковом и Исавом (25:19−34; гл. 27; 32−33), Иаковом и Лаваном (гл. 29−31), Лией и Рахилью (29:31−30:24), а в конечном итоге между Иаковом и Ангелом Господним (32:22−32). Краеугольным камнем этой истории является обетование, данное Аврааму (24:7) и переданное затем Исааку и Иакову (28:3, 4, 13−15; 35:11−12). Обетование включает в себя Божие покровительственное Присутствие (28:15; 31:42; 32:9, 12; 35:3). Суверенная Божия воля в действии это то, что связывает всю историю воедино (Рим 9:10−12): Бог отверз неплодную утробу Ревекки, утвердил превосходство Иакова над Исавом, противоречащее человеческому праву первородства, а также отверг патриархальную власть Исаака, общественное положение Лавана и военную силу Исава. Согласно Божию выбору, дар веры получил Иаков, а не Исав (25:27−34).

25:19−26 Борьба за главенство между Иаковом и Исавом в утробе матери и верховный выбор Господа дают начало этому родословию и определяют его дальнейший характер.

25:19 Вот родословие. См. 2:4 и ком.

Исаака, сына Авраамова. Эта история охватывает время, когда Исаак был патриархом с момента его женитьбы и до самой смерти. Однако вся она посвящена Иакову (Введение: Содержание). Исаак попытался воспротивиться тому, чтобы Божие благословение досталось Иакову (гл. 27), и поэтому о нем больше не упоминается вплоть до самой его смерти (35:27−29).

25:20 Арамеянина. См. Втор 26:5. Это прелюдия к бегству Иакова в Месопотамию и его конфликту с Лаваном (гл. 28−31).

из Месопотамии. Букв.: «из Падан-Арама». Падан-Арам является еще одним названием Арам-Нагара (24:10).

25:21 молился. См. 20:7. Жена Исаака и его потомство были вымолены у Бога (24:12). Хотя близнецы были рождены по обетованию, лишь один из них обладал даром веры.

неплодна. Следующему поколению также следовало знать, что его потомство было потомством по обетованию, а не по плоти (11:30; 17:15−16; 18:1−15; 21:1−7) и что Бог Своей верховной властью избрал его (ст. 23).

25:22 для чего мне это? Ответом на этот вопрос, волнующий человечество на протяжении всей его истории, является принятие той истины, что за всеми событиями стоит воля Божия (Нав 7:7).

25:23 Господь сказал ей. Через пророчества, произнесенные в преддверии тех или иных событий, Бог обнаруживал Свое всевластное руководство в жизни Адама и Евы (3:15), потомков Ноя (9:25, 27), Авраама (12:1−3), Иакова и Исава, а также в истории Иосифа и его братьев (37:1−11).

больший. Это древнееврейское слово, означающее «старший сын», встречается только в родственном древнееврейскому аккадском языке, относящемся к середине второго тысячелетия до Р.Х.

будет служить меньшему. Иаков обязан своим первородством верховному (суверенному) Божиему избранию, а не природному праву (Втор 21:15−17). Вся слава принадлежит Богу, Который «творит все, что хочет» (Пс 113:11). Это пророчество исполнялось на протяжении всей истории Израиля (2Цар 8:13). Ирод Великий был одним из потомков Исава.

25:25 косматый. В древнееврейском языке это слово «сеир» созвучно названию горы, где поселился Исав (36:8).

25:26 Иаков. Иаков оправдывает свое имя, пытаясь нечестным путем приобрести Божие благоволение (27:33; Ос 12:3−4).

25:27−34 Исав представляет собой мирского человека грубого «человека полей», который недальновидно пренебрег Божественным обетованием ради того, чтобы утолить свой голод. Иаков же благодаря своей вере смог увидеть и по достоинству оценить это обетование.

25:27 человеком кротким. Букв.: «цельным», «совершенным».

25:28 Исаак любил... Ревекка любила. Родительские пристрастия привели в дальнейшем к разладу в семье. Любовь Исаака основывалась на природных чувствах, а любовь Ревекки на духовных ценностях (гл. 27). Божия всевластная благодать должна была возобладать над плотскими склонностями Исаака, тем более, что именно Исааку по закону принадлежала власть передавать семейное благословение (24:36; 25:5).

25:30 дай мне поесть красного, красного этого. Букв.: «залей мне в горло». Глагол, использованный здесь, служит для создания образа животной жадности и несдержанности.

25:31 продай мне. Иаков воспользовался слабостью Исава. Его отношение к брату резко отличается от отношения Авраама к Лоту (гл. 13), однако впоследствии оно изменится (гл. 33). В сущности, Иаков просит у Исава то, чем сам Исав не дорожит; в описанной ситуации нет обмана со стороны Иакова.

первородство. Первородный сын имел право быть основным наследником семейного состояния (27:33; Втор 21:17; 1Пар 5:1−2). В семье завета к такому состоянию, кроме всего прочего, относилось и обещание Господа даровать потомство в обетованной земле.

25:32 вот, я умираю. Исав не имел веры в Бога Авраама и жил сиюминутными переживаниями.

25:34 он ел и пил, и встал и пошел. Отрывочный стиль повествования характеризует Исава как грубого и не склонного к размышлениям человека.

пренебрег... первородство. См. Евр 12:16−17. Богу ненавистны те, кто пренебрегает Его обетованиями (Мал 1:3).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на Бытие, 25 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.