Комментарии Женевской Библии на Бытие 37 глава

37:2 – 50,26 "Родословие Иакова" посвящено его семье. Оно начинается с разлада в семье завета (гл. 37), затем следует рассказ о том, как члены этой семьи породнились с хананеями (гл. 38), и завершается все примирением семьи и ее переселением в Египет. Бог использовал благочестивого Иосифа, отверженного своими братьями, чтобы спасти Ханаан и Египет, сохранив в тех землях семью завета (50,24), а также для того, чтобы очистить эту семью. Иосиф олицетворял собой Божию власть во вселенной. Паскаль писал об этом: "Иосиф является прообразом Иисуса Христа. Любимый сын отца, он был послан к своим братьям и, будучи безвинным, был продан ими за двадцать Серебреников, а в результате всего этого стал их господином".

37:2-36 Мир в семье нарушен из-за безрассудства братьев и соперничества между ними, но, тем не менее, Бог использует эту ситуацию, чтобы исполнить предвозвещенное в пророческих снах: восстановить благополучие семьи завета (45,5-7) и привести народ Израиля в Египет (15,13; Пс. 104,23).

37:2 житие. То же, что "родословие".

Иосиф. Единственный из всех сыновей назван здесь потомком Иакова. Это объясняется тем, что внешне и внутренне он больше всех похож на отца.

с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы. Это были Дан, Неффалим, Гад и Асир (30,4-13).

худые... слухи. Их зло обернулось против Иосифа (см. также 35,22; 38,1-26).

37:3 любил... более всех сыновей своих. Т.е. чувствовал духовное родство.

сын старости. См. 30,22-24; 31,41.

разноцветную одежду. Из раскопок в Бене-Хасейне в Египте известно, что одежда из разноцветного материала считалась отличительным признаком людей, наделенных властью и занимающих особое положение в обществе.

37:4 не могли говорить с ним дружелюбно. Или "не могли даже приветствовать его".

37:5 видел Иосиф сон. Иаков также получал откровения во сне (28,12). Этот дар Божий Иосиф унаследовал от отца (см. ком. к ст. 2), т.е. он стал, по определению Божию, духовным преемником своего отца – Израиля.

37:7 поклонились. Бог сообщает Иосифу (а через него всему семейству), о его избранничестве.

37:8 возненавидели. Возненавидев Иосифа, его братья тем самым возненавидели суверенного Бога, Который дал Иосифу откровение, а затем пытались помешать исполнению Его благого замысла о них самих.

37:9 другой сон. Сны в этой истории следуют по два (гл. 40; 41). Это свидетельствует о том, что те проблемы, которые виделись в снах, окончательно решены Богом и что Он вскоре исполнит Свое намерение (см. 41,32). Согласно ВЗ, то, что повторяется дважды, – истинно и исходит от Бога.

братьям своим. В греческом переводе: "своему отцу и братьям своим".

37:10 побранил. Т.к. его слова вызвали недовольство и ропот братьев. Иаков – Израиль всегда стремился к миру и взаимопониманию (см. 32,20; 34,30).

мать. Возможно, Лия усыновила Иосифа после смерти Рахили.

37:11 отец... заметил это слово. Иаков понял, от Кого исходят сны Иосифа и что они означают.

15 нашел его... блуждающим. Благодаря этой задержке измаильтяне появились в самое подходящее время (ст. 21-28).

37:17 я слышал. Еще одно действие Божественного провидения.

37:20 увидим, что будет из снов его. Это пророческие слова – братья действительно все "увидят". Абстрагируясь от буквального прочтения текста и рассматривая эти слова в двух аспектах – человеческом и Божественном, можно представить, что они произносятся как бы одновременно братьями Иосифа и Богом; и каждая из сторон говорит: "Увидим, что будет из снов его".

37:21 Рувим. Как старший брат, он берет на себя роль отца во время пребывания братьев на пастбище (ст. 13,14).

37:25 сели они есть хлеб. Описание того, как на это отреагировал Иосиф, см. в 42,21

Измаильтян. См.39,1. Они же зовутся купцами Мадиамскими (ст.28). Эти потомки Авраама (25,2.18) были связаны между собой родственными браками (ср. 28,9).

37:27 продадим его. Продажа детей была преступлением, караемым смертью (Исх. 21,16).

руки наши. В этом эпизоде усматривается рука Самого Бога (45,5; Пс. 104,17).

37:28 двадцать сребренников. Это цена мальчика, не достигшего совершеннолетия (Лев. 27,5).

37:29 Рувим же пришел опять. Рувим не желал смерти Иосифу и предпринял несколько попыток спасти его (см. ст. 21,22).

37:30 куда я денусь? Т.е. где укрыться от гнева отца, которому необходимо отчет.

37:31 козла. Иаков сам когда-то обманул отца при помощи козлиных шкур (27,9).

37:33 узнал ее. Иакова обманули, показав ему окровавленную одежду Иосифа. Точно так же и он когда-то обманул отца своего Исаака, воспользовавшись одеждой Исава (27,27).

хищный зверь. Братья, сами того не подозревая, отождествили себя с хищными зверями.

37:35 в преисподнюю. Евр.: "шеол". Одно из названий места пребывания душ после смерти.

37:36 продали. См. Ам. 1,6,7.

Потифару. Букв.: "принадлежащий Ра" (богу солнца).

Иосиф становится рабом в Египте.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →