Комментарии Женевской Библии на Бытие 41 глава

41:1-57 Бог поставил Иосифа над всем Египтом, а символически – и над всем миром, наделив его мудростью (ст. 33) и особым даром толковать сновидения (ст. 16). Кроме того, Он дал ему способности к политической и экономической деятельности, а также к управлению государством (ст. 38).

41:1 снилось. На Ближнем Востоке считалось, что царские сны имеют большое значение, поскольку касались не только самого царя, но и всего государства.

у реки. Имеется в виду Нил, источник плодородия в Египте.

41:8 смутился дух его. См. Дан. 2,1.3.

волхвов. Более правильный перевод: "заклинателей". Использованное здесь еврейское слово "хартумим" происходит от слова "Хартум" – "тайное письмо", "иероглифы". То есть волхвы в толковании снов обращались к тайным письменам. Тацит сообщает, что Птолемей открывал "свои ночные видения египетским жрецам, которые обычно истолковывали сны". Но в данном случае они ничего не смогли "прочитать" в своих письменах.

не было никого, кто бы истолковал. См. 40,8 и ком.

41:13 как он истолковал нам, так и сбылось. "Так сбылось" потому, что эти истолкования были словом Господа (см. Пс. 104,19).

41:14 переменил одежду. См. 39,13 и ком.; 4 Цар. 25,29.

41:16 это не мое. См. 2 Кор. 3,5.

41:25 сон фараонов один. Образы этих снов повествуют об одном и том же: тучное пожирается тощим; первый сон имел отношение к скотоводству, второй – к земледелию. Как и в случае с самим Иосифом (37,9 и ком.), сны фараона повторяются дважды.

что Бог сделает, то Он возвестил. И сны, и их истолкования исходили от Бога (40,8 и ком.). В отличие от волхвов, Иосиф говорил по вдохновению от Господа. Ни фараон, ни его слуги не могли говорить столь властно; эта власть принадлежит Богу и тем, кто Ему служит. Это стало особенно очевидно несколько столетий спустя, во времена Моисея.

41:37 понравилось. Спасение приходит к людям, когда они верят слову Божию и действуют в соответствии с ним.

41:38 Дух Божий. Иосиф раскрыл египетскому царю намерения Господа (ст. 16), поэтому фараон признал в Иосифе действие Божией силы и благодати.

41:41 я поставлю тебя над всею землею. Иосиф был верен в малом (39,4.22), и теперь ему доверено многое (Лк. 16,10; 19,17).

41:42 перстень свой. Перстень с печатью являлся символом фактической власти.

одежды. См. 39,13 и ком.

41:45 Илиопольского. Главный жрец храма солнца, который находился в этом городе (Гелиополис, иначе Он егип. Ану), был одним из самых влиятельных людей в Египте.

Цафнаф-панеах. Египтологи объясняют, что "цафнаф" означает "кормилец", а "панеах" – "жизнь". Однако согласно значению еврейских корней, это имя переводится как "раскрывающий скрытое". Пребывание Иосифа в Египте подобно пребыванию Даниила в Вавилоне: оба получили в чужой земле языческие имена, но не приняли языческой религии.

Асенефу. Имя Аснат (Асенефа) означает: "она принадлежит (богине) Нат". Ее не следует причислять к хананеям.

Потифера. Значение этого имени см. в ком. к 37,36, однако не следует путать жреца Потифера с царедворцем Потифаром.

41:46 тридцать лет. Иосиф был вызволен из рабства, где провел около тринадцати лет, и, будучи тридцати лет от роду, получил власть, равную царской (см. также 2 Цар. 5,4). Он был в том же возрасте, что и Иисус Христос в начале Своего общественного служения.

41:48 собрал. Иосиф напоминает мудрого муравья из Притч. 6,6-11 (20,4).

41:51 Оба имени воздают хвалу Господу: первое – за то, что Бог сохранил Иосифа, а второе – за то, что Бог благословил его (49,9 и ком.).

41:52 плодовитым. См. 17,6.20; 28,3; 48,4; Пс. 105,23.24.

41:57 из всех стран. Спасение многих зависело от одного потомка патриархов, представлявшего собой прообраз Христа.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →