Комментарии Женевской Библии на Бытие 46 глава

46:1 – 50,26 Заключительная часть "родословия Иакова" является переходом к книге Исход.

46:1-27 Бог обещает сохранить этот немногочисленный народ в Египте.

46:1 принес жертвы. Вирсавия была местом поклонения Авраама (21,32.33), Исаака (26,23 25) и Иакова (28,10-15).

46:2 сказал Бог. И вновь перед уходом Иакова из обетованной земли Бог повторяет ему Свое обещание быть с ним и возвратить избранный народ в обетованную землю (28,15).

в видении. Патриархи имели пророческий дар откровения от Бога (напр., 15,1). Однако никто из двенадцати сыновей Иакова не получил откровения относительно того, что именно ему будут дарованы обещанные семя и земля.

46:3 Я Бог. Бог повторяет Свои обетования Исааку (26,24) и Иакову (28,13-15), поддерживая тем самым в патриархах уверенность в непреложности этих обетований.

не бойся. Иаков собирался отправиться в Египет подобно тому, как это сделал Авраам, но Бог запретил ему. Теперь Иакову дается особое разрешение, которое подкрепляется словами: "Я пойду с тобою" (ст. 4).

там произведу от тебя народ великий. Бог уточняет обетование, данное отцам (12,2; 15,13.14; 17,20; 18,18; 21,13.18). Его исполнение см. в Исх. 1,7.

46:4 Я и выведу тебя обратно. Иосиф перед смертью напомнил об этом обетовании братьям (50,24).

закроет глаза твои. См. 50,1.

46:8-27 Подобно тому как перечисление сыновей Иакова служит завершением истории его пребывания в Месопотамии и возвращения оттуда в обетованную землю (35,10-26), так и данный перечень его сыновей завершает собой рассказ о патриархальном периоде в Ханаане и служит переходом к повествованию об исходе из Египта (Исх. 1,1-7).

46:8 пришедших в Египет. Этот перечень имен включает в себя сыновей Вениамина, которые родились в Египте (ст. 21,27). Сам Вениамин упоминался в числе сыновей Иакова, родившихся в Месопотамии (35,23-26), хотя он, по-видимому, родился в Ханаане (35,16-18; 35,22 и ком.).

46:10 Огад. В греческом тексте это имя опущено (Чис. 26,12.13; 1 Пар. 4,24), и тогда число всех детей Лии сводится к тридцати трем (ст. 15).

46:15 в Месопотамии. См. 26,20.

тридцать три. Здесь учтены дети и внуки Лии.

46:20 Греческий текст ВЗ дополняет этот список пятью сыновьями и внуками Манассии и Ефрема (ст. 27 и ком.).

46:21 Нааман... Ард. В Чис. 26,38-40 и в греческом тексте ВЗ они упоминаются как внуки.

46:22 четырнадцать. Рахиль родила двух сыновей, от которых произошли двенадцать внуков.

46:25 семь. Число сыновей и внуков.

46:26 шестьдесят шесть. Если учесть, что Ир и Онан умерли в Ханаане (ст. 12), а Манассия и Ефрем были рождены в Египте (ст. 27), тогда число сыновей, пришедших с Иаковом в Египет, не семьдесят, а шестьдесят шесть.

46:27 семьдесят. С учетом детей и внуков Иакова, родившихся в Египте, семейство патриарха насчитывает семьдесят человек.

46:31 – 47,28 Используя мудрость Иосифа, Бог сохранил Израиль в земле Гесем, обеспечив его всем необходимым и отделив израильтян (Пс. 104,16-22). Иаков благословил фараона, фараон же с почтением принял Израиля, и благодаря этому оба они благоденствовали; примечательно, что Израиль преуспевал даже больше египтян. Непосредственная связь между благословением и последовавшим за ним процветанием предвозвещает совершенно противоположную ситуацию, которая сложилась спустя несколько веков, когда другой фараон проклял Израиль и сам был проклят.

46:32 пастухи овец. См. ком. к 39,1. Фараон был из семитского племени гиксосов (пастухов-кочевников), поэтому Иосиф и акцентирует внимание на занятиях своей семьи. Этим и объясняется симпатия фараона к Иакову и его семейству.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →