Комментарии Женевской Библии на Бытие 48 глава

48:1 И он взял... двух сынов своих. Чтобы Иаков мог благословить их и распространить на них обетования завета.

48:3 Бог Всемогущий. См. 17,1 и ком.

в Лузе. См. 28,10-22 и ком.

благословил. Божие благословение дало Иакову власть благословить двенадцать колен Израилевых (48,5 – 49,28). Через благословение патриархов осуществлялась связь между поколениями избранных, живших в разное время и в разных местах (см. ком. к ст. 1).

48:4 множество народов. См. 28,3 и ком.

землю... потомству. См. 12,7 и ком.

48:5 Ефрем и Манассия. И вновь младшему сыну отдано предпочтение (ст. 20; 25,23 и ком.).

Рувим и Симеон. Два старших сына Лии упоминаются в связи с тем, что им было отказано в первенстве ради того, чтобы дать двойной удел Иосифу, первенцу Рахили. Рувим лишился права первородства, поскольку осквернил постель своего отца (49,3.4).

48:6 будут твои. В отличие от Ефрема и Манассии, которые теперь считаются сыновьями Иакова.

в их уделе. Иаков видел глазами веры двойной удел земли, который он даровал Иосифу, усыновив двух его сыновей.

48:7 из Месопотамии. См. 25,10 и ком.

Рахиль. Лия была погребена в семейном захоронении, Рахиль же удостоена особой чести, а память о ней увековечена благодаря тому, что двойной удел земли принадлежит ее первенцу.

48:8 кто это? Такой вопрос, обращенный к лицам, получающим удел земли, являлся частью этого ритуала.

48:9 Бог дал. Иосиф ответил точно так же, как когда-то сам Иаков ответил Исаву на подобный вопрос; он разделял веру своего отца (33,5; 41,50-52).

48:10 поцеловал. Иаков, благословляя сыновей Иосифа, повторяет тот же обряд, который выполнил Исаак, благословляя Иакова (27,26).

48:12 от колен. Когда приемного ребенка объявляли своим, его сажали на колени. Поэтому Иаков поставил детей Иосифа между коленей, после чего Иосиф отвел их в сторону.

поклонился ему... до земли. Равный фараону (44,18) склоняется до земли перед патриархом, передающим Божий обетования.

48:14 правую руку... положил на голову. Иаков против воли Иосифа наделяет младшего более сильным благословением. Это первое в Писании упоминание о том, что, произнося благословения, возлагают руки на голову благословляемого.

48:15 благословил. Впоследствии благословение передавалось всему Израилю через священника (Чис. 6,24-26).

пред Которым ходили отцы мои. См. 17,1 и ком.

48:16 Ангел. Иаков познал реальность Божия присутствия на собствен ном опыте (28,12;31,11;32,1 3.22-32).

48:17 увидел Иосиф. Чтобы не прерывать повествования, это объяснение (ст. 17-20) включается в ритуал благословения.

48:19 отец его не согласился. Патриарх, получивший власть от самого Бога, стоит выше владыки Египта.

знаю. Ситуация, прямо противоположная той, в которой сам Иаков обманом получил благословение: Исаак благословил младшего сына, не ведая об этом; Иаков же сознательно благословляет младшего, выполняя волю Божию.

но меньший его брат будет больше его. И вновь, вопреки обычаю, благословение получает младший брат, как это было в случае с Исааком и Измаилом, Иаковом и Исавом, Иосифом и Рувимом, а теперь с Ефремом и Манассией. Пути Божий не совпадают с установлениями людей (Ис. 55,8.9).

48:20 Ефрема выше Манассии. Колено Ефремово было величайшим из десяти северных колен.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →