Комментарии Женевской Библии на Исход 19 глава

19:1.2 пришли в пустыню Синайскую. Израильтяне пришли к Синаю, где и оставались до событий, описанных в Чис. 10,11 и далее. Синайская пустыня – местность в южной части Синайского полуострова.

19:3-6 так скажи ... вот слова. Этими словами начинаются и заканчиваются наставления Бога Моисею. Текст между ними составляет содержание завета.

19:4 что Я сделал. Это основное отличие религии израильтян от всех прочих (в том числе и египетских) верований. Религия народа Израилева основана на откровении Божием (Его живом слове) и на делах, явленных всему народу. И хотя Бога не видел никто никогда, еврейский народ жил в постоянном присутствии Божием.

19:5 слушаться... и соблюдать завет Мой. Цель Божиего завета выражена в этих близких по смыслу условиях. Последнее из них (Быт. 17,9; 3 Цар. 11,11;Иез. 17,14; Пс. 77,10; 102,18; 131,12) обычно означает верность ранее заключенному завету. Поскольку в 6,4 выход израильтян из Египта определяется как исполнение завета, заключенного с патриархами, настоящий стих, по всей видимости, говорит о том же.

Моим уделом. В результате Божиего избрания Израиль является выделенным из мира, который, впрочем, также полностью принадлежит Богу (1 Пар. 29,3).

ибо Моя вся земля. Это предложение объясняет избрание Богом Израиля: в семени Авраама, которое является царством священников, благословятся все народы земли.

19:6 царством священников и народом святым. Израиль призван быть "царственным священством" и "народом святым". Это означает, что израильтяне должны быть отделены от мира, подобно священникам. Однако акцент здесь делается, скорее, на взаимоотношениях Израиля с Богом, нежели на его священническом служении народам. В ст. 4-6 выражена суть завета Бога с Авраамом, о котором рассказывается в Быт. 12,1-3. То, что в этом отрывке предписывается для Израиля, в Новом Завете становится реальностью для всех верующих (1 Пет. 2,9.10; Откр. 1,6; 5,10; 20,6).

19:7 созвал старейшин. Моисей созывает старейшин, утвердительный ответ которых будет означать рождение нации.

19:10 вымоют одежды свои. Омовение одежд символизирует очищение (Быт. 35,2).

19:11 быть готовыми к третьему дню. Бог требует, чтобы израильтяне были готовы к богоявлению.

сойдет... на гору Синай. Гора Синай является лишь местом встречи Господа со Своим народом, а не Его постоянным местопребыванием.

19:15 не прикасайтесь к женам. При половом сношении мужчина и женщина становились на время нечистыми (Лев. 15,16; 1 Цар. 21,4).

19:16 трубный звук весьма сильный. Позднее громкий, протяжный звук бараньего рога стал сигналом того, что Бог присутствует при поклонении Израиля. Упоминание о гончарной печи (ст. 18) свидетельствует о том, что в данном случае речь идет не об извержении вулкана. Это огонь присутствия Господа, Который появляется вместе с густым и слепящим дымом (Ис. 6,4) и нисходит на гору, а не восходит вверх.

вострепетал. Сильное колебание горы, которым сопровождалось появление Самого Бога, символизирует сотрясение всей природы (см. напр., Мих. 1,3.4).

19:20 И сошел Господь. Ст. 20-22 предваряют Десять Заповедей.

19:21 чтобы... не порывался к Господу видеть Его. Увидеть незримого Бога можно только глазами веры, а именно ее израильтянам недоставало. Желание "заглянуть" в духовный мир и попытки сделать это положили начало оккультизму – насильственному проникновению в запредельные сферы бытия.

19:24 священники. Вероятно, имеются в виду люди, которые выполняли обязанности священников. Но даже им не позволялось приближаться к месту появления Бога.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →