16:1−34 День Искупления, когда совершалось искупление за грехи всего народа, был самым священным днем в ветхозаветном календаре. Он приходился на седьмой месяц (октябрь) и отмечался принесением различных жертв; в этот день первосвященник входил в Святое Святых, а в пустыню отпускался козел, несущий на себе грехи всего народа (описание каждой из приносимых в этот день жертв см. в ком. к гл. 1; 4−5). Краткое перечисление обрядов дано в ст. 6−10, а более подробное или полное их описание — в ст. 11−28. День Искупления проходил в несколько этапов: 1) первосвященник совершал омовение и одевался (ст. 4); 2) затем приносил тельца в жертву за свой грех (ст. 6; ср. ст. 11); 3) после этого брал двух козлов и по жребию выбирал одного из них для отпущения, а другого — для принесения в жертву за грехи народа (ст. 7−9); 4) входил в Святое Святых и окроплял кровью жертв ковчег завета; 5) выходил во внешнюю часть скинии собрания (святилище) и окроплял ее кровью (ст. 16); 6) выходил во двор скинии и окроплял кровью жертвенник всесожжении (ст. 18−19); 7) исповедовал грехи израильтян, возложив руки на голову козла отпущения (ст. 21); 8) после того как козел отпускался в пустыню, первосвященник переодевался в свои обычные одежды и вновь совершал омовение (ст. 23−24); 9) наконец, приносил жертву всесожжения за себя и за весь израильский народ (ст. 24−25).

Наиболее важными моментами этого обряда были вход первосвященника в Святое Святых с кровью жертвы за грех и отпущение козла в пустыню. Все жертвы за грех были призваны очистить земное святилище и людей, поклонявшихся Богу. Тот факт, что первосвященник входил в Святое Святых один раз в году, свидетельствовал о глубине совершаемого искупления.

Обряд с козлом отпущения совершался только в этот день. Возлагая руки на голову козла, первосвященник как бы переносил грехи народа на животное. Затем козел символически уносил грехи народа в пустыню. Христиане давно усмотрели в козле отпущения прообраз Христа. В Послании к Евреям (7:20−27; 9:6 — 10:19) проводится множество параллелей между днем Искупления и смертью Христа. Тот факт, что Христос был предан в руки язычников и убит за пределами стен Иерусалима, показывает, что Он был отослан «за пределы стана» подобно тому, как в древности отпускали в пустыню козла отпущения.

16:1 Сынов Аарона... умерли. Ср. 10:1−3.

16:2 пред крышку. Верхняя часть ковчега, или «место присутствия», над которой возвышались два херувима, была Божиим престолом (Исх 25:17−22). Здесь Бог являл Свое присутствие, и именно эту крышку Аарон окроплял кровью в день Искупления. Отсюда ее название «крышка искупления» или «престол милости». Бог дал Своему избранному народу единственное средство для искупления и примирения с Ним — очистительную кровь на крышке ковчега. Окропленная кровью крышка была местом встречи Святого Бога с Его несвятым народом, Бесконечного с конечным, Совершенного с несовершенным. Эта крышка олицетворяла Престол Величия на небесах, куда Христос вошел «со Своею Кровию» (Евр 8:1; Евр 9:12), Кровию, которая является действенной за все грехи Его народа — прошлые, настоящие и будущие (Рим 3:21−26; Евр 7:25; Евр 8:1; Евр 9:12, 15).

16:3 Прежде чем принести козла в жертву за грехи всего народа, Аарон должен был принести в жертву тельца за грехи свои и своего дома (ст. 5−6). В противоположность этому, Иисус Христос, ходатай нового и вечного завета, не имел греха и поэтому принес жертву только за Свой народ (Евр 7:26−27).

16:8 один... для Господа. Один из козлов должен быть принесен в жертву Господу.

16:12 возьмет... кадильницу. «Облако курения» не позволяло первосвященнику увидеть Бога и, таким образом, спасало его от смерти (ст. 13; Исх 33:20).

16:16 святилище. Оскверненное грехом народа святилище нуждалось в очищении. Земное святилище являлось образом Святилища небесного.

находящеюся у них. Букв.: «поставленную среди них». Используемый здесь древнееврейский глагол имеет значение непостоянства. Божие присутствие в этой скинии не вечно. В новой скинии, скинии Иисуса Христа, Бог, воплотившись, поселится среди Своего народа (ср. Ин 1:14). Святой Дух, посланный Им (Деян, гл. 2), сегодня обитает в каждом верующем, делая его храмом Божиим (1Кор 3:16; 1Кор 6:19). Окончательное поселение Бога со Своим народом произойдет на новом небе и новой земле (Откр 21:1−4). «Жилища» Бога освящены Кровью и Духом Христа.

16:29, 31 смиряйте души ваши. Рядовые израильтяне должны были раскаиваться в своих грехах, оставив все работы, постясь и нося вретище (холщовую одежду; Пс 34:13). Несоблюдение дня Искупления могло привести к смерти (23:28−30). Это единственный священный день, с которым была сопряжена такая угроза.

16:30 очищают вас. По всей видимости, церемония не считалась действенной без истинного покаяния народа.

16:34 однажды в году. Т.е. каждый год. В противоположность этому, Иисус Христос принес жертву за грех однажды и навсегда (Евр 9:11 — 10:14).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на Левит, 16 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.