Комментарии Женевской Библии на Числа, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

Автор

Традиционно считается, что Пятикнижие, в том числе и книга Числа, написано Моисеем, при этом не исключается вероятность того, что впоследствии к нему были добавлены некоторые части, написанные под водительством Святого Духа переписчиками. Иисус Христос говорил о Пятикнижии как о труде Моисея. Дополнительные разъяснения об авторстве книги Числа см. в статье "Введение в Пятикнижие".

Время и обстоятельства написания

В последнем стихе книги Числа говорится: "Сии суть заповеди и постановления, которые дал Господь сынам Израилевым чрез Моисея на равнинах Моавитских, у Иордана, против Иерихона" (36,13). Из этого можно заключить, что пребывание Израиля в пустыне завершилось и евреи должны войти в землю Ханаанскую. Таким образом, написание книги Числа следует отнести к периоду до 1406 г. до Р.Х. (дата смерти Моисея).

Книга охватывает почти сорокалетний период истории израильского народа – от момента получения закона (Десяти заповедей) на Синае до событий, непосредственно предшествующих завоеванию земли Ханаанской. Однако Числа – нечто гораздо большее, чем летопись. Исторические события являются лишь фоном, на котором разворачивается повествование о взаимоотношениях израильского народа с Богом: отступничество израильтян, кара Божия, сорокалетнее скитание по пустыне, рождение и возмужание нового поколения израильтян, унаследовавших землю обетованную.

Характерные особенности и темы

Книга Числа представляет собой осмысление исторического и духовного пути, пройденного израильским народом с момента ухода из египетского рабства до обретения обетованного Богом наследия.

Центральной и определяющей вехой на этом пути является заключение завета с Богом на горе Синай и обретение Закона Божия – основы моральной, социальной и политической жизни евреев, на которой формировались отношения между Богом и избранным Им народом.

Переменчивый нрав народа и неизменное постоянство Бога, грехи людей и святость Божия, богоотступничество и богоизбранность подаются в контексте идеи искупления. Пророческие прообразы Христа (20,11; 24,15-19), предвещающие искупление народа Божия, связывают историю избрания Израиля с историей спасения человечества.

Эти глобальные темы осмысливаются в свете наставлений Израилю: 1) о порядке следования через пустыню; 2) о богослужении в условиях странствования; 3) о подготовке к завоеванию Ханаана.

Согласно древнееврейской традиции, четырем из пяти книг Моисея даны названия по первым словам текста. Однако в четвертой книге это правило не соблюдено, и свое название она получила по пятому слову. Это слово, переводимое как "в пустыне", лучше всего отражает содержание всей книги, поскольку в ней рассказывается об испытаниях народа во время сорокалетнего скитания по пустыне.

Содержание

I. Подготовка к переходу через пустыню (1,1 – 10,10)

А. Исчисление боеспособных мужчин (1,1-54)
Б. Порядок расположения колен (2,1-34)
В. Исчисление левитов и их обязанности (3,1 – 4,49)
Г. Удаление оскверненных из стана (5,1-4)
Д. Возмездие за нечестность (5,5-31)
Е. Обет назорейства (6,1-21)
Ж. Предписания относительно религиозной жизни (6,22 – 9,14)
З. Божие водительство (9,15 – 10,10)

II. От Синая до Моавитских равнин (10,11 – 22,1)

А. Первый переход (10,11-36)
Б. Возмущение и недовольство (11,1 – 12,15)
В. Переломный момент в Кадес-Варни (13,1 – 14,45)
Г. Законы, данные после событий в Кадес-Варни (15,1-41)
Д. Бунт Корея, Дафана и Авирона (16,1-50)
Е. Расцветший жезл Аарона (17,1-13)
Ж. Обязанности и привилегии священников и левитов (18,1-32)
З. Постановления об очищении (19,1-22)
И. Грех Моисея при Мериве (20,1-13)
К. Происшествия на пути к равнинам Моавитским (20,14 – 22,1)

III. Моавитяне и Валаам (22,2 – 25,18)

А. Обращение моавитского царя к Валааму (22,2-40)
Б. Пророчества Валаама (22,41 – 24,25)
В. Финеес поражает израильтян, впавших в идолопоклонство (25,1-18)

IV. Подготовка к вступлению в Ханаан (26,1 – 36,13)

А. Новое исчисление Израиля (26,1-65)
Б. Закон об уделе для дочерей (27,1-11)
В. Назначение преемника Моисея (27,12-23)
Г. Постановления о жертвоприношениях и особых праздниках (28,1 – 29,40)
Д. Законы об обетах (30,1-16)
Е. Суд над мадианитянами (31,1-54)
Ж. Разделение восточного берега Иордана (32,1-42)
З. Обзор странствования от Египта до равнин Моавитских (33,1-49)
И. План разделения Ханаана (33,50 – 34,29)
К. Города левитов и города-убежища (35,1-34)
Л. Дополнительные постановления о наследовании удела дочерьми (36,1-13)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →




Смотрите другие комментарии к этой главе