Библия » Женевская Новой Женевской Библии

Второзаконие 5 Второзаконие 5 глава

5:1 слушай, Израиль. Эта торжественная форма обращения к Израилю встречается только во Второзаконии: в великой Шеме (6:3−4) и в назиданиях Моисея (9:1−3). Здесь она напоминает о главном завете, заключенном на горе Синай в Хориве.

5:3 Не с отцами нашими. Моисей подчеркивает различие между заветом, заключенным в Хориве, и обетованием земли, которое было дано отцам Израиля: Аврааму, Исааку и Иакову. На Синае перед Богом стояли не патриархи, а современники Моисея (см. 11:2 и ком.).

5:6 Я Господь, Бог твой. См. Исх 20:2. Такое вступление к Десяти Заповедям можно сравнить с историческими прологами в древних договорах-заветах, за которыми следовали условия их заключения.

вывел тебя из земли Египетской. Эта фраза в таком виде встречается только здесь и в Исх 20:2. В несколько измененном варианте она встречается в книгах Исход, Левит и Числа.

5:7 да не будет у тебя других богов. Принцип монотеизма, сформулированный с предельной ясностью и краткостью.

5:8 кумира. Это запрещение направлено не против скульптуры вообще, а против изготовления образов для поклонения. Смысл этой фразы можно передать и так: «Не создавай образа для поклонения».

5:12−15 См. статью «Божие установление относительно богопоклонения».

5:12 Наблюдай день субботний. Большинство заповедей в книге Второзаконие почти дословно повторяют заповеди, данные в книге Исход. Однако в книге Второзаконие заповедь «наблюдай день субботний» дается в контексте избавления израильтян от египетского гнета, в то время как в книге Исход в качестве ее основ приводится труд Бога при сотворении мира.

5:22 более не говорил. Букв.: «и не добавил». Возможно, эта — устойчивое словосочетание, которое означает, что Бог сказал все. А возможно, это соответствует тому, о чем повествует книга Исход, а именно: народ, испугавшись гласа Божия, попросил, чтобы Бог больше не говорил с ним непосредственно, а только через Моисея.

на двух каменных скрижалях. В книге Исход (24:12; 31:18; 32:15) они названы двумя скрижалями откровения, на которых с обеих сторон перстом Божиим были «начертаны письмена». Моисей разбил эти скрижали (Исх 32:19), однако затем он вытесал новые, «подобные прежним» (Исх 34:1, 4, 27). Они назывались «свидетельством» (букв.) и были положены в ковчег откровения (Исх 25:16; Исх 40:3, 20), или, иначе, ковчег завета (Чис 10:33). В некоторых контекстах слово «свидетельство» (здесь — «откровение») и «завет» являются синонимами и представляют собой термины завета-договора.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на Второзаконие, 5 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.