Комментарии Женевской Библии на Второзаконие 12 глава

12:1 – 26,19 Моисей повторяет законы, регулирующие поклонение Израиля и его образ жизни.

12:1 во все дни, которые вы будете жить на той земле. Последнее утверждение, вероятно, относится к первой части стиха и означает: следуйте этим законам всегда, пока вы живете на этой земле, которую Господь, Бог отцов ваших, дал вам.

12:2 Истребите все места. Места поклонения, о которых говорит Моисей, должны быть разрушены. Излагается также требование истинного поклонения, не допускающего никакого компромисса с идолопоклонством.

12:5 к месту, какое изберет Господь, Бог ваш. Этот отрывок использовался в качестве аргумента теми, кто полагал, что книга Второзаконие была написана в VI в. до Р.Х. во времена царя-реформатора Иосии, считавшего, что единым центром религиозной жизни Израиля должен стать Иерусалим. Однако подобная точка зрения основана на неправильной трактовке этого стиха. В древнееврейском тексте здесь используется определенный артикль, значение которого может быть передано словом "тот", "тот самый". Другими словами, на поклонение необходимо приходить "к тому именно месту, которое изберет Господь". Артикль был использован для указания определенного места. Например, в Быт. 8,6 говорится, что Ной открыл окно. Это не означает, что в ковчеге было только одно окно; артикль указывает на конкретное окно. Также и в Нав. 2,15 Раав спустила израильтян через определенное окно, хотя наверняка в стене были и другие окна. В данном случае имеется в виду тот город, который изберет Господь, – это может быть любой город, избранный в любое время. И действительно, в Септуагинте, в ст. 5,11,14,18 и 21 предполагается следующий перевод: "какой бы город ни избрал Господь". Какой это будет город, в то время было еще неясно. Первым местом для жертвенника должна была стать гора Гевал (27,5), после этого, возможно, были избраны другие места. Самаряне, которые позднее отделились от иудеев, слова из 11,29.30 и 27,2-6 поместили после Десяти Заповедей в книге Исход с целью доказать, что гора Гаризим должна быть единственным местом поклонения Богу. Но на горах Гаризим и Гевал было лишь первое место поклонения; последним же местом, которое избрал Бог, стал Иерусалим.

12:7 ешьте ... и веселитесь. Жертвы всесожжения сжигались целиком, другие жертвоприношения сжигались либо полностью, либо частично, а оставшиеся части употреблялись священниками; некоторые жертвы делились между священниками и пришедшими на поклонение израильтянами. Израиль поклонялся святому Богу, значит и само поклонение должно быть святым, благоговейным и радостным. Столь радостное посвящение человека Богу находит выражение в Псалмах.

12:12 нет...удела. Дары, приносимые пришедшими на поклонение израильтянами, частично предназначались священникам и левитам, как не имевшим своих собственных уделов (10,6-9).

12:15 заколать... во всех жилищах твоих. Подобное предписание дается и в ст. 20,21. Заклание животного для употребления его мяса в пищу разрешалось везде, однако приносить жертвы и есть десятину от хлеба – только в том месте, которое Господь изберет для поклонения. В "жилищах" разрешалось употреблять в пищу мясо животных, "на которых был какой-нибудь порок", но приносить его в жертву запрещалось (15,22). В Лев. 17,3-12 также имеются подобные предписания.

12:21 Если далеко будет... то место. См. 14,24-26.

12:23 кровь есть душа. Этот же принцип провозглашается в Быт. 9,4 и Лев. 17,10-14. В израильском обществе, чья религия была основана на системе жертвоприношений, кровь понималась как жизнь жертвенного животного; когда выходит кровь, вместе с ней животное лишается и жизни. Когда жертвенник кропился кровью, невинная жизнь проливалась за виновного грешника. Жертвы Ветхого Завета говорят об искупительном замещении виновного невиновным. Однако это замещение оставалось неполным, поскольку животное, каким бы совершенным оно ни было, не является достаточной платой за жизнь человека (Мих. 6,6.7). Решение этой проблемы в ВЗ наиболее ясно дано в Ис. 53,10, где невиновный Слуга (Раб) умирает как жертва за грех. Воспитанный на ветхозаветных традициях, израильский народ знал, что имел в виду Иоанн Креститель, когда, указав на Иисуса, назвал Его Агнцем Божиим, "Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1,29).

12:31 они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне. В древние времена обычай приносить в жертву детей был наиболее распространен в Карфагене – финикийской колонии на севере Африки. Во времена "великой нужды" Иеффай пообещал отдать Богу свою дочь. Оказавшись в крайне стесненных обстоятельствах, царь Моава принес в жертву своего сына (4 Цар. 3,27). Позднее некоторые израильтяне, оставившие Бога, проливали кровь своих детей, принося их в жертву идолам (Пс.105,34-39).

12:32 не прибавляй к тому. См. 4,2.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →