Комментарии Женевской Библии на Второзаконие 27 глава

27:1 – 30,20 Зная непокорность народа, Моисей требует от него клятвы в верности завету и произносит пророчество о возобновлении завета в будущем. После этого он призывает израильтян избрать жизнь в соответствии с обетованием, данным их отцам – Аврааму, Исааку и Иакову.

27:4 Когда перейдете Иордан. В ст. 4 повторяется сказанное в ст. 2, при этом добавляются лишь подробности о месторасположении этих камней.

27:5 не поднимая на них железа. В Исх. 20,25 сказано, что для построения жертвенника требуются неотесанные камни, а в Нав. 8,31 говорится о том, что Иисус Навин построил жертвенник из целых камней (те же древнееврейские слова переведены как "камней цельных" в 27,6), которые не обрабатывались железными орудиями. Смысл этого постановления заключается в том, что на жертвеннике не должно быть изображений (как правило, сделанных с помощью железных орудий), которые могли бы совратить израильтян к идолопоклонству.

27:12.13 Скорее всего, колена Израильские были разделены на две группы произвольно, поскольку колена, призванные произнести проклятия, такое задание получили не из-за своих провинностей. Колено Левия упоминается среди всех остальных (в том числе и среди тех шести, которые произносят благословения), но при этом некоторые левиты стоят отдельно: они должны были произносить проклятия, на которые отвечал весь народ. Колено Иосифа объединяет колена Ефрема и Манассии, так что перечень колен соответствует, скорее, именам двенадцати патриархов, нежели более позднему разделению Израиля на колена.

27:15 кто сделает... кумир. Первое проклятие относится к идолослужению и касается нарушения первой заповеди.

аминь. Это древнееврейское слово означает "да будет" и впервые встречается в Чис.5,22.

27:16 злословящий. Второе проклятие связано с нарушением пятой заповеди.

27:17 См. 19,14. Это проклятие адресовано тем, кто нарушит десятую заповедь.

27:18 слепого сбивает с пути. См. 13,13; Мф. 18,7.

27:19 превратно судит. Бог поддерживает беззащитных (10,18).

27:20 ляжет с женою отца своего. См. ком. к 22,30.

27:21 ляжет с каким-либо скотом. Наказанием за такое извращение является смерть (Исх. 22,19; Лев. 18,23; 20,15).

27:22 ляжет с сестрою своею. См. Лев. 18,11; 20,17.

27:23 ляжет с тещею своею. Наказанием за это преступление является смерть (Лев. 18,17; 20,14).

27:24 тайно убивает ближнего своего. Под тайным убийством может подразумеваться и совращение ко греху.

27:25 берет подкуп, чтобы убить. Наемное убийство, будучи преднамеренным, – преступление более тяжкое, чем убийство, совершенное во гневе.

27:26 кто не исполнит слов закона сего. Заключительное проклятие охватывает нарушение всех остальных заповедей Бога. Апостол Павел, цитируя этот стих в Гал. 3,10, говорит, что "все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою". Согласно Божию мерилу, все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3,23), однако это не избавляет от необходимости соблюдать Божий заповеди.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →