Комментарии Женевской Библии на книгу Иисуса Навина 22 глава

22:1 – 24,33 В трех завершающих главах книги трактуется тема верности Израиля Богу, явившему милость Своему народу и доказавшему верность Своим обетованиям.

22:1 колено Рувимово... колена Манассиина. См. ком. к 13,8-33.

22:4 успокоил. См. 21,44; 1,13 и ком.

22:5 исполнять... любить... хранить. Здесь содержится краткое наставление, как надлежит человеку отвечать на милость Божию.

22:6 благословил. См. 14,3 и ком. к 8,33.

22:8 возвращаетесь. Слова благословения, которые произносит Иисус Навин, звучат в форме императива (ср. Быт. 1,28). Повиновение этим повелениям уже суть благословение.

22:9 из Силома. См. ком. к 18,1.

Галаад. В данном случае имеется в виду вся земля к востоку от Иордана.

22:10 в окрестности Иордана. Возможно, в Галгал, как сказано в Септуагинте.

жертвенник большой по виду. Эти слова согласуются с назначением жертвенника служить напоминанием последующим поколениям (ст. 27).

22:12 все общество сынов Израилевых. См. ком. к 18,1.

идти... войною. Такая реакция израильтян может быть объяснена предписанием не иметь другого жертвенника, как и не поклоняться иному богу (Лев. 17,8.9). Иудейский закон требовал наказания за отступничество (Втор. 13,12-18).

22:13 Финееса. Делегацию "из десяти начальников", отправившихся в землю Галаадскую, возглавил Финеес, ранее прославившийся тем, что отвратил ярость Господа от сынов Израилевых (ст. 17; Чис. 25,7.8).

22:16 говорит все общество. О единстве Израиля говорится на протяжении всей Книги Иисуса Навина. Географические границы и социальные различия стираются верой в единого Бога: под сенью обетовании Божиих весь Израиль является одним народом (см. ком. к 13,8-33). Разрушить это единство может лишь отступничество о Бога.

соорудив себе жертвенник и восстав. Основываясь на законе (Лев. 17,8.9; Втор., гл. 12), израильтяне осудили своих собратьев, построивших жертвенник "подле Иордана". Выдвинутое здесь обвинение поспешно: закон предписывал проводить тщательное расследование, прежде чем кого-либо подвергать осуждению (Втор. 13,12-14).

22:17 беззакония Фегорова. Речь идет о беззакониях "впавших в идолопоклонство и распутство" израильтян, учиненных ими накануне вступления в землю обетованную (2,1 и ком.; Чис, гл. 25).

не очистились. Здесь имеется в виду нечто большее, чем ритуальное очищение: израильтяне все еще не избавились от тех пагубных наклонностей, которые стали причиной их "поражения на Фегоре" (Чис. 25,18).

22:18 прогневается. См. ком. к 7,1.

22:19 если же земля вашего владения кажется вам нечистою. Т.е. если земля к востоку от Иордана не освящена присутствием Бога. В Книге Иисуса Навина неоднократно подчеркивается, что земля обетованная является даром Божиим всему Израилю (см. ком. к 13,8-33).

скиния Господня. См. ком. к 18,1.

и против нас. Отступничество от Бога – это одновременно и отступничество о народа Божия.

22:22 Бог богов Господь, Бог богов Господь. Иначе: "Бог, Бог Господь".

22:23 Если мы соорудили... то да взыщет Сам Господь. См. Лев. 17,8.9 и Втор., гл.12.

всесожжение. См. Лев., гл. 1.

приношение хлебное. См. Лев., гл. 2.

жертвы мирные. См. Лев., гл. 3.

22:25 пределом между ними и вами... Иордан. В Книге Иисуса Навина категорически отвергается идея разъединения израильского народа (ст. 19 и ком. к 13,8-33).

части в Господе. Заявление какой-либо группы израильтян, что их удел в земле обетованной не является землей Божией (ст. 19), означало отрицание ими своей причастности к обетованию Божию.

22:27 свидетелем. Жертвенник должен был служить свидетельством преданности заиорданских колен Израиля Богу, а не местом жертвоприношений (ср. 4,20-24).

22:30 одобрили их. В данном случае Финеес благожелательно отнесся к своим собратьям; совсем иначе он отреагировал на действительное отступничество израильтян (Чис. 25,7.8).

22:31 мы узнали, что Господь среди нас. Опасения, содержащиеся в ст. 18, не оправдались.

избавили. Колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина не совершили преступления пред Богом и тем самым спасли весь Израиль от Его гнева.

22:34 назвали... жертвенник. Название жертвенника (Ед – "свидетель") свидетельствовало о единстве всего народа и одновременно напоминало о том, что святотатство может погубить Израиль (ст. 16).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →