4:2 Иавина. Потомок того Иавина, который упоминается в Нав 11:1−9.

4:4 Девора пророчица, жена Лапидофова. Букв.: «женщина, пророчица, жена Лапидофа». Здесь особо подчеркивается тот факт, что вождем Израиля стала женщина (см. ком. к ст. 9). Пророчица Девора вводится в повествование, когда рассказчик (по аналогии с предыдущими случаями) должен сообщить, что Бог послал народу спасителя (2:16; 6:8 и ком.).

4:6 на гору Фавор. Колебания, проявленные Вараком перед тем как взойти на гору Фавор (север Ездрилонской долины), вполне объяснимы с военной точки зрения: девятьсот колесниц Сисары легко могли окружить гору, не оставив воинам Варака никакой возможности для отступления. В то же время, неуверенность Варака, сомневавшегося в успехе предстоящего сражения, характеризует его как человека, не имевшего достаточно веры и не отличавшегося крепостью духа.

4:7 к потоку Киссону. Ручей Киссон протекал у подножия горы Фавор и на большую часть года полностью пересыхал (см. ком. к ст. 15).

4:8 если... пойдешь. Варак не имел веры в слово Божие. С его точки зрения, такая военная операция была чрезвычайно опасной (см. ком. к ст. 6), и потому он искал поддержки у пророчицы Деворы, предлагая ей вместе с ним отправиться в поход на врага. То, что Бог поручил ему, мужчине, Варак хотел возложить на плечи женщины.

4:9 не тебе уже будет слава. Варак будет наказан за свое маловерие (ст. 8).

но в руки женщины предаст Господь Сисару. Тот факт, что вражеский полководец будет отдан «в руки» другого человека, само по себе лишает Варака славы победителя. Но то, что этим человеком окажется женщина, по понятиям того времени будет означать для него полное бесчестие. Бог венчает славой того, кто ходит верой, а не видением (2Кор 5:7).

4:10 Завулонян и Неффалимлян. См. 5:13−18.

4:13 к потоку Киссону. См. ст. 7:15.

4:14 Господь предаст Сисару. Девора еще раз подтверждает истинность переданного через нее слова Божия.

4:15 Господь привел в замешательство. О том, каким образом Господь привел в замешательство колесницы Сисары и «все ополчение его», сообщается в песне Деворы (5:4−5, 20−21).

4:18−21 См. 5:24−27.

4:21 вонзила кол. В повествовании не дается объяснения поступку Иаили. В библейские времена женщины не участвовали в боевых действиях; умереть от руки женщины считалось великим позором (9:35−54). Смысл этого рассказа заключается в том, чтобы показать, что подвиг был совершен женщиной, и тем самым осудить поведение Варака (ст. 9).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на книгу Судей израилевых, 4 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.