Комментарии Женевской Библии на книгу Судей израилевых 10 глава

10:1-5 Об этих двух судьях – Фоле и Иаире – сообщается кратко, без подробностей, и не по схеме, которая характерна для других историй о судьях (см. Введение: Характерные особенности и темы). Так же кратко рассказывается и о четырех других малых судьях (3,31; 12,8-15).

10:1 Фола. В Священном Писании более нигде не упоминается.

10:3 Иаир. Как и Фола, в Священном Писании больше не упоминается.

10:4 ездивших на тридцати двух молодых ослах. Тридцать два сына, тридцать два осла и тридцать два города во владении – все это символы богатства и власти (5,10).

10:6 – 12:7 Ср. 1 Цар. 12,11. Число идолов, которым поклонялись израильтяне, множилось (Суд. 10,6), внутренний хаос в стране становился все более угрожающим (12,1-7). Иеффай обеспечил только шесть лет мирной жизни (12,7) вместо мира для целого поколения, как другие судьи (3,11.30; 5,31; 8,28). Он принес в жертву свою собственную дочь.

Между Иеффаем, с одной стороны, и Гедеоном, Авимелехом и Саулом, с другой, существуют явные параллели: Иеффай и Гедеон были известны как могучие воины (6,12; 11,1), и каждый из них вступил в столкновение с ефремлянами (8,1-3; 12,1-6). Как и Авимелех, сын рабыни, Иеффай был изгоем – сыном блудницы (8,31; 9,18; 11,1,2); и тот, и другой окружили себя "праздными и своевольными людьми" (9,4; 11,3). Иеффай и Саул получили власть в городе Массифе (11,11; Цар. 10,17), каждый из них столкнулся с аммонитянами как своими первыми противниками (11,12-29; 1 Цар. 11,1-11); и тот, и другой поклялись принести в жертву своего первенца (11,30-40; 1 Цар. 14,24-45).

10:6 богам. В предыдущих рассказах упоминались только "ваалы" и "астарты" (2,11.13; 3,7). Количество упоминаемых здесь языческих богов указывает на то, что идолопоклонничество все разрушительнее сказывалось на Израиле.

10:10-16 Это единственный случай в Книге Судей израилевых, когда израильтяне каются в своих грехах (1 Цар. 12,10). В своих обращениях к Господу они только взывали о помощи, и Он каждый раз помогал им (10,10; 2,18; 3,9). И на этот раз Бог видел, что покаяние израильтян было только внешним, но тем не менее Он вновь спасает их (ср. Втор. 32,15-38).

10:10 оставили Бога нашего и служили Ваалам. См. ст. 6.

10:13 не буду уже. См. Чис. 33,55.56; Втор. 8,19.20; 31,16.17; Нав. 23,13; Суд. 2,3.

10:14 взывайте к богам, которых вы избрали. См. Втор. 32,37.38.

10:15 избавь нас. Истинным мотивом покаяния израильтян было не стремление служить Господу, а желание спастись от угнетения.

10:16 не потерпела... страдания Израилева. Бог спас израильтян, несмотря на неискренность их покаяния (ср. Лк. 18,1-8).

10:17 в Массифе. См. 11,11; 20,1.

Судьи Израилевы.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →