Комментарии Женевской Библии на книгу Судей израилевых 13 глава

13:1 – 16,31 История Самсона – последняя в цикле о судьях. Самсону была уготована особая судьба: еще "от самого чрева младенец сей" должен был стать назореем Божиим, который в будущем "начнет спасать Израиля" (ст. 5). О призвании Самсона стать судьей возвестил ангел Господень; чаще, чем какой-либо другой судья, он ощущал на себе сошествие Духа Господня (13,25; 14,6.19; 15,14). Однако Самсон оказался человеком, не проявлявшим никакого стремления спасти Израиль и неоднократно нарушавшим завет. Обет назорейства (13,4.5.7.14; 16,17; Чис. 6,1-21) он исполнил только в том, что касалось ношения длинных волос. Посвятив себя Господу, он должен был освободиться от оков плотской жизни и не предаваться мирским утехам; он же пьянствовал, домогался чужих жен, блудодействовал и т. д. Торжественность, с которой свершилось его призвание, и чудеса, сопровождавшие его рождение, лишь усугубляют трагедию Самсона, как и всего Израиля в целом, отступничество которого привело к тому, что во главе него оказался столь слабый человек. И при всем том именно Самсону Бог назначил спасти Израиль от филистимлян (ст. 5), обратив против них даже его грехи (14,4).

Самсон не был судьей такого масштаба, как Гедеон или Самуил. Хотя Дух Господень неоднократно нисходил на него, это не оказывало влияния на его личность. Как и Саул, Самсон был наказан Богом и лишился Духа Господня. И тем не менее, в Евр. 11,32 его имя названо в числе тех, кто показал пример веры. Обратившись с верою к Богу (хотя мотивы его при этом были не совсем безупречны), Самсон "при смерти своей" погубил филистимлян более, "нежели сколько умертвил он в жизни своей" (16,30).

13:1 Сыны Израилевы продолжали делать злое. Повествование о Самсоне сохраняет, хотя и в несколько измененном виде, структуру, характерную для рассказов о судьях (ср. 2,11-19).

предал... в руки Филистимлян. См. 2,14; 1 Цар. 12,9.

13:2-25 Как и Гедеон (6,11-14), родители Самсона не узнали ангела Господня, приготовив для него мясо козленка, которое уничтожил чудесный огонь. Убедившие в конце концов, что их посетил ангел Господень, отец Самсона, как и Гедеон, убоялся скорой смерти от встречи с Господом. Это сходство наводит на мысль о том, что Самсон мог бы стать таким же великим судьей, как Гедеон (см. ком. к 13,1 – 16,31). О назорейском обете было сказано трижды (ст. 4,5,7,14). Троекратное повторение придавало обету особую важность.

13:2 неплодна. Долгое время мать Самсона оставалась бесплодной, как Сарра, Ревекка, Рахиль (Быт. 16,1; 25,21; 29,31) и мать Самуила (1 Цар. 1,2.5; ком. к Суд. 13,1 – 16,31).

13:3 Ангел Господень. См. 2,1; 6,11-24; ком. к 13,1 – 16,31.

13:5 от самого чрева ... назорей. Относительно обета назорейства см. Чис. 6,1-21. Обычно назорейский обет посвящения Господу давался на определенный срок, и лишь некоторые (и среди них Самсон) были назореями "от чрева матери", т.е. посвященными еще до рождения (см. ком. к 13,1 – 16,31).

13:6 как вид Ангела Божия. Женщина не могла поверить, что к ней приходил ангел Господень (6,22; 13,16).

13:15 изготовим для тебя козленка. Родители Самсона приняли ангела столь же гостеприимно, как и Гедеон (6,19).

13:17 как тебе имя? Такой же вопрос задавал Иаков (Быт. 32,29).

13:19-22 Эти описания созвучны с тем, что касалось Гедеона (6,20-22).

13:24 И рос младенец, и благословлял его Господь. Несмотря на Божие благословение, Самсон, в отличие от Самуила (1 Цар. 2,26; 3,19) и Иисуса (Лк. 2,52), не имел истинной веры (см. ком. к 13,1 – 16,31).

13:25 Дух Господень. См. 3,10; ком. к 13,1 – 16,31.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →