Комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств 16 глава

16:1 – 31,13 Данная часть Первой книги Царств посвящена восхождению к власти Давида и отпадению царства от Саула.

16:1 Вифлеемлянину. Впервые о Вифлееме упоминается в Быт. 35,19. Этот город был родиной Давида, и именно туда Бог направил Самуила для помазания нового царя. О значимости Вифлеема в контексте пришествия Мессии (Помазанника) см. Мих. 5,2; Мф. 2,5.6; Ин. 7,42.

Я усмотрел Себе царя. Примечательно, что Господь говорит об избрании царя "Себе", а не "им", т.е. народу (8,22; ср. 8,18; 12,13), как то было в случае с избранием Саула.

16:3 помажешь. См. ком. к 2,10.

16:4 старейшины города с трепетом вышли навстречу ему. Сходным образом повел себя Ахимелех, когда Давид в одиночестве пришел в Номву (21,1). Отчего старейшины, встречая Самуила, трепетали, не вполне ясно. Возможно, что они испытывали определенные опасения в связи с неудачей царствования, начало которому (см. гл. 8) было положено именно по требованию старейшин.

16:5 освятитесь. См. Исх. 19,10-22. Обряд телесного очищения символизировал обретение соответствующего духовного настроя.

16:7 не смотри... на высоту роста его; Я отринул его. Слова о "высоте роста" как о ложном критерии пригодности человека к восхождению на престол, наряду с упоминанием о том, что самый высокий из сыновей Иессея "отринут" Богом, не могут не навести на мысль о Сауле, также славившемся своим ростом (9,2; 10,23), а ныне отвергнутом от царства (15,23.26).

Господь смотрит на сердце. Т.е. оценивает человека не по внешним, а по внутренним качествам (см. 13,14 и ком.).

16:11 меньший. Соответствующее древнееврейское слово, которое обозначает не только младшего по возрасту, но и меньшего по росту, подчеркивает контраст между Давидом и его высоким старшим братом, который был отвергнут Богом, а также первым царем Израиля, также отвергнутым Им (см. ст. 7 и ком.).

он пасет овец. Господь избирает пастуха и делает его пастырем для Своего народа.

16:13 среди братьев его. По всей видимости, старейшины также присутствовали при помазании Давида (ст. 4,5). Присутствие при этом событии братьев Давида подчеркивается, видимо, с целью объяснить поведение Елиава (см. 17,28).

почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. См. ком. к 10,6 и 11,6. Тем, что Дух почивал на Давиде постоянно, никогда не покидая его, новый царь Израиля противопоставлен Саулу, которого Дух лишь посещал.

16:14 от Саула отступил Дух Господень. Дух Божий оставил Саула Своим укрепляющим присутствием, должно быть, в момент, когда тот был окончательно отвергнут от царства (ср. 16,1).

возмущал его злой дух. Ср. 3 Цар. 22,21-23. Древнееврейское слово, переведенное здесь как "злой", отнюдь не всегда предполагает абсолютное зло. Оно может означать также и нечто мешающее, досаждающее.

16:18 человека... воинственного. Букв.: "воина".

и Господь с ним. Этим обстоятельством в большей мере, чем всеми личными качествами Давида, объясняется его уверенное продвижение к царской власти.

16:19 пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде. Сам того не зная, Саул призывает к себе человека, которому предстоит сменить его на израильском престоле. В этих словах дается одно из многочисленных указаний на то, что восхождение Давида к власти направлялось провиденциально и ни в коем случае не было результатом политической борьбы.

16:21 очень понравился ему. Возможный перевод: "он (Давид) полюбил его (Саула) и сделался его оруженосцем".


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →