Библия » Женевская Новой Женевской Библии

2 Царств 0 2-я Царств введение

Автор

Автор Второй книги царств неизвестен. Хотя некоторые данные (см. Введение к Первой книге царств) позволяют считать автором пророка Самуила, однако неоспоримым является факт, что многие события, описанные в книге, произошли после смерти Самуила.

Время и обстоятельства написания

Общность литературной формы Первой и Второй книг царств указывает на первоначальное их единство. Эти книги являлись частью ретроспективного осмысления заветных отношений Бога и избранного Им народа, и написаны они были в период вавилонского пленения.

Характерные особенности и темы

Смерть Саула (1Цар, гл. 31) открывает Давиду путь к престолу и избавляет его от необходимости поднимать руку на помазанника Божиего. В гл. 1:1 — 5:5 излагаются события, сопровождавшие воцарение Давида сначала над Иудеей, а затем и над всем Израилем. Его восхождение на престол в Иудее прошло мирно и без кровопролития, которого, однако, Давиду не удалось избежать на пути к власти над всем Израилем. Автор (или авторы), тем не менее, подчеркивает, что лично Давид не был виновен в гибели полководца Саула Авенира и последнего оставшегося в живых царского сына Иевосфея, как не был он виновен и в смерти самого Саула и его первенца Ионафана.

Давид воцаряется над Израилем; дальнейшее повествование (гл. 5−10) посвящено изложению обстоятельств как политического, так и теологического плана, обусловивших утверждение его престола. В главах 5 и 6 сообщается о взятии Давидом Иерусалима и превращении этого города в столицу, о сокрушительном разгроме филистимлян (главных врагов Израиля, от которых так и не смог защитить свою страну Саул) и о перенесении в новую столицу ковчега Божиего. Исключительно важное место в композиции книги занимает гл. 7, поскольку в ней речь идет об обетовании Господа Давиду: отклонив предложение Давида построить Ему дом (т.е. храм), Господь сообщает царю, что Он Сам позаботится о его, Давида, доме (т.е. династии, царском роде), который пребудет вовеки. Обетование Давиду продолжает данное патриархам обетование благословения и является важнейшим этапом мессианских чаяний, окончательно исполнившихся во Христе (см. ком. к 7:4−17). В главах 8−10 лаконично повествуется о некоторых из основных свершений Давида — о многочисленных победах над соседними народами, в результате которых границы Израиля расширились до пределов, обещанных Аврааму (Быт 15:18), и о верности царя завету с Ионафаном, выразившейся в его милости к сыну последнего — Мемфивосфею.

Обетование Давиду (гл. 7) не оставляет никаких сомнений в том, что незыблемость дома Давидова является делом Божиего промысла. Но в то же время это обстоятельство ни в коей мере не означает, что сам Давид или кто-либо из его потомков не подвергались наказанию Господнему, если совершали беззаконие: на какое-то время они лишались дарованных им Господом преимуществ. Так, в гл. 11−20 описывается хаос в стране и в семействе Давида, последовавший за совершенными им грехами — прелюбодеянием и убийством (гл. 11). Упрек со стороны Нафана побудил Давида к чистосердечному покаянию, благодаря которому он был прощен Господом (гл. 12), но нечестие его не осталось без последствий, он стал также свидетелем того, как его грехи повторились в жизни его сыновей (см. ком. к 13:21). Царствование Давида вошло в нормальное русло лишь после того, как были подавлены два восстания, одно из которых поднял его сын Авессалом, а другое — Савей, сын Бихри.Главы 21−24, взятые вместе, образуют своего рода эпилог, тематически завершающий повествование первых двух книг царств. Композиционным центром этого отрывка являются две песни Давида, в которых он восхваляет Господа за исходившее от Него спасение и за «завет вечный», который Господь заключил с ним (23:5). Песни Давида обрамляются перечислением выдающихся воинов, т.е. тех, кто на человеческом уровне обеспечил торжество царя Давида, и описанием их подвигов. Рассказы же, свидетельствующие о греховности обоих царей — как Саула (гл. 21), так и Давида (гл. 24) — приводятся для напоминания, что суть различия между отвергнутым Богом царем и царем благословенным состоит не в том, что один из них грешник, а другой праведник, ибо известно, что оба они за свою жизнь не раз творили беззаконие. Разница между ними обусловлена скорее тем, что различным было их отношение к вере и покаянию, и тем также, что Саул был возведен Богом на престол в ответ на требование народа Израиля, тогда как Давид явился «мужем по сердцу» Его.

Содержание

I. Бог возводит Давида на престол в Иудее и в Израиле (1:1 — 5:5)

А. Давид становится царем над Иудеей (1:1 — 2:7)

1. Давид отмщает за смерть Саула и Ионафана, и оплакивает их (1:1−27)
2. Бог воцаряет Давида над Иудеей (2:1−7)

Б. Давид становится царем над Израилем (2:8 — 5:5)

1. Авенир делает Иевосфея царем над Израилем, и между домами Саула и Давида вспыхивает конфликт (2:8−32)
2. Авенир входит в соглашение с Давидом, но Иоав убивает его (3:8−32)
3. Иевосфея убивают его же военачальники, и Давид воцаряется над Израилем (4:1 — 5:5)

II. Давид обосновывается в Иерусалиме и получает обетование вечного царствования его рода (5:6 — 10:19)

А. Давид делает своей столицей Иерусалим (5:6 — 6:23)

1. Давид завоевывает Иерусалим и побеждает филистимлян (5:6−25)
2. Давид переносит ковчег Господень в Иерусалим (6:1−23)

Б. Господь обещает Давиду утвердить его престол навеки (7:1−29)
В. Деяния Давида-царя (8:1 — 10:19)

1. Выдающиеся победы Давида и его военачальников (8:1−18)
2. Милость Давида к Мемфивосфею (9:1−13)
3. Отказ царя Аннона от милости Давида и война между Израилем и аммонитянами (10:1−19)

III. Грехи Давида и их последствия (11:1 — 20:26)

А. Грехи Давида и его последующее примирение с Богом (11:1 — 12:31)

1. Вирсавия и Урия (11:1−27)
2. Давид приносит покаяние, но не избегает наказания (12:1−31)

Б. Грехи сыновей Давида, за которыми не следует полного примирения ни с Богом, ни с отцом (13:1 — 14:33)

1. Амнон блудодействует, Авессалом совершает братоубийство (13:1−39)
2. Авессалом возвращается в Иерусалим, но полного его примирения с Давидом не происходит (14:1−33)

В. Авессалом восстает против отца и погибает (15:1 — 18:33)

1. Авессалом восстает против Давида, и тот бежит из Иерусалима (15:1−37)
2. Семей порочит Давида (16:1−23)
3. Хусий навязывает Авессалому свой военный план (17:1−29)
4. Иоав убивает Авессалома; Давид оплакивает сына (18:1−33)

Г. Бог восстанавливает царство Давида (19:1 — 20:26)

1. Давид возвращается в Иерусалим (19:1−43)
2. Попытка Савея отделиться (20:1−26)

IV. События второй половины царствования Давида (21:1 — 24:25)

А. Голод, поразивший Израиль за грех Саула, прошел (21:1−14)
Б. Люди, способствовавшие успеху Давида (21:15−22)
В. Благодарственная песнь Давида (22:1−51)
Г. «Последние слова» Давида (23:1−7)
Д. И снова о тех, кто способствовал успеху Давида (23:8−39)
Е. Поветрие, поразившее Израиль за грех Давида, прекращается (24:1−25)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на вторую книгу Царств, введение. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.