Комментарии Женевской Библии на вторую книгу Царств 20 глава

20:1 негодный человек. См. ком. к 1 Цар. 2,12.

Савей, сын Бихри, Вениамитянин. Савей, принадлежавший к тому же колену, что и Саул, мог быть его близким родственником (в случае, если имя Вихри соотносится с Бехорафом, упомянутым в родословии Саула, 1 Цар. 9,1).

трубою. См. ком. к 1 Цар. 13,3.

нет нам части в Давиде. См. 19,43 и ком. Все еще живые в среде северян симпатии к Саулу привели к тому, что Давид лишился поддержки северных племен.

все по шатрам своим. Архаичный идиоматический оборот, который не следует понимать буквально, т.е. в том смысле, что в описываемый период израильтяне все еще

20:3 десять жен наложниц. См. 15,16; ком. к 16,21.22.

20:4 Амессаю. См. ком. к 17,25.

20:5 промедлил более назначенного ему времени. Т.е. либо Амессай не вполне разделял позицию Давида, либо же оказался неспособен добиться немедленного отклика среди иудеев, чьи симпатии до сих пор оставались на стороне Иоава (см. ст. 11 и ком.).

20:6 сказал Авессе. Поскольку Амессай не оправдал ожиданий Давида, последний, не желая снимать опалу с Иоава (19,13), обращается не к нему, а к его брату Авессе. Однако, какова бы ни была воля Давида, Иоав вскоре снова займет прежнее положение.

слуг господина твоего. Ср. "люди Иоавовы", ст. 7.

20:7 Хелефеи и Фелефеи. См. ком. к 1 Цар. 30,14.

все храбрые. По всей вероятности, имеются в виду люди, перечисленные в 23,8-39.

20:8 близ большого камня. Возможно, это был один из общеизвестных ориентиров, о которых неоднократно упоминается в книгах Царств (ср. 15,17.23; 1 Цар. 19,22; 20,19). "Большой камень" мог, кроме того, служить алтарем (ср. 1 Цар. 14,33), а некоторые исследователи даже отождествляют его с главным жертвенником Гаваона (3 Цар. 3,4).

у Гаваона. См. ком. к 2,12.

20:9 взял... Амессая за бороду. Этот жест, как предваряющий поцелуй, был естественной частью приветственного ритуала и потому не мог ни у кого вызвать подозрений.

20:10 меча, бывшего в руке Иоава. Иоаву уже, по крайней мере, во второй раз (3,27) удается, застав врасплох, убить своего соперника.

20:11 тот, кто предан Иоаву и кто за Давида. Из данных слов можно сделать два вывода: 1) Иоав все еще мог полагаться на преданность части воинов, несмотря даже на то, что был изгнан Давидом (19,13); 2) преданность Амессая Давиду не была абсолютной (см. ком. к ст. 5).

20:14 до Авела-Беф-Мааха. Данное поселение упоминается также в 3 Цар. 15,20; 4 Цар. 15,29. Относительно царства Маахи см. 10,6 и ком. Авел обычно отождествляется с селением в девятнадцати километрах к северу от озера Мером и в четырех километрах к западу от Дана.

Берим. Поскольку данное название больше нигде не встречается, некоторые исследователи предлагают, что это Бихри (ср. "Савей, сын Бихри", ст. 1).

20:16 умная женщина. См. 14,2.

20:19 город, и притом мать городов в Израиле. В древнееврейском сознании город представлялся в образе матери его обитателей. Данное выражение, другой вариант перевода которого звучит как "город и мать в Израиле", может указывать также и на "умную женщину", которую, как Девору в Суд. 5,7, можно назвать "матерью Израиля".

наследие Господне. Иными словами, Израиль – его земля и его народ, – как весь в целом, так и часть его (14,16; 21,3; 1 Цар. 10,1 и ком.; 26,19).

20:21 с горы Ефремовой. Данное выражение можно понимать двояко: либо некая местность с таким названием входила в земли Вениамина, либо Савей, родом вениамитянин (ст. 1), жил во владениях колена Ефремова.

20:23-26 Ср. 8,15-18. Слова "царствовал Давид над всем Израилем" здесь отсутствуют, так же как и упоминание о сыновьях Давидовых (принимая во внимание события, описанные после 8,15-18, отсутствие упоминания о сыновьях вполне понятно). Сераия (8,17) здесь назван Сусой (ст. 25), а в целом, по сравнению с предыдущим (8,15-18), перечень пополнился двумя новыми именами: Адорам и Ира (ст. 24,26).

20:23 был Иоав поставлен над всем войском Израильским. См. ком. к ст. 6. Не встречая никакого сопротивления со стороны Давида, Иоав вернул себе прежнюю власть и сохранял ее до тех пор, пока не был казнен Соломоном (3 Цар. 1,7; 2,22).

Ванея... над Хелефеями и над Фелефеями. См. ком. к 8,18.

20:24 Адорам. Служивший начальником "над сбором податей" (букв.: "ответственный за принудительный труд") не только при Давиде, но и при Соломоне (3 Цар. 4,6), Адорам был побит камнями "всеми Израильтянами" в начале правления царя Ровоама (3 Цар. 12,18). Выражение "принудительный труд" (в Синодальном переводе: "сбор податей") обозначало тяжелые работы подневольных людей, не только пленных, но и самих израильтян (3 Цар. 9,15). Так как имя Адорама не связано с принудительным трудом в первом обзоре (8,15-17), можно предположить, что принудительный труд был введен в более позднее время царствования Давида.

Иосафат... дееписателем. См. ком. к 8,16.

20:25 Суса-писцом. См. ком. к8,17. Садок и Авиафар. См. ком. к 8,17.

20:26 Ира. "Ира, сын Икеша" (23,26) и "Ира Итритянин" (23,38) оба упомянуты в числе "тридцати сильных" царя Давида (23,24-39).

Иаритянин. Некоторые исследователи пытаются соотнести именование "Ира Иаритянин" с названием города священников Иаттира (Нав. 21,14), тогда как другие полагают, что это "Иаир, сын Манассии" (Чис. 32,41; Втор. 3,14) или "Иаир из Галаада" (Суд. 10,3).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →