Библия » Женевская Новой Женевской Библии

2 Царств 24 2-я Царств 24 глава

24:1−25 В событиях, описанных в этой заключительной главе, Давид показан тем, кем он был, — грешником, которому ведомо искреннее раскаяние и упование на Божественную милость (см. 12:13 и ком.). Этим Давид в корне отличается от своего предшественника Саула, и как раз это в известной степени определило различие их судеб. Разумеется, что определяющее значение имеет здесь Божественное избранничество Давида, с особой силой выраженное в обетовании вечного царствования его дома (7:11−16).

24:1 опять. В случае, если данное слово подразумевает вполне определенное событие, совершившееся ранее, то наиболее соответствующим представляется голод, о котором говорится в 21:1.

и возбудил он... Давида. Грамматическое строение фразы таково, что слово «он» может относиться к Господу (ср. 1Цар 26:19: «если Господь возбудил тебя против меня»). Однако из 1Пар 21:1 следует, что Давид был возбужден сатаной, и, таким образом, данное место затрагивает тайну присутствия и осуществления зла в мире. В этой связи необходимо отметить, что, хотя Писание совершенно однозначно говорит о том, что святой Бог не может быть источником зла (Иак 1:13−15), но не оставляет также сомнений в том, что даже злые дела людей и сатаны не находятся за пределами Божией власти (см. 1Цар 2:25 и ком.; Исх 4:21; 3Цар 22:20−23; Иов 1:12; Иез 14:9; Деян 4:27−28; 2Кор 12:7). Господь и сатана — не равны по могуществу, и над последним всегда простерта власть Божия.

исчисли. В переписи самой по себе нет ничего дурного (Чис 1:1−2; Чис 4:1−2; Чис 26:1−4; но см. Исх 30:11−12). Таким образом, камнем преткновения в данном случае, как и тогда, когда Израиль требовал себе царя (1Цар, гл. 8), являются мотивы, по которым перепись предпринималась. В тексте нет на них прямого указания, однако с полным основанием можно предположить, что повеление Давида «исчислить народ» (ст. 2) было продиктовано гордыней и желанием увериться в том, сколь обширно его царство, или, возможно, даже стремлением распространить его за определенные Господом пределы.

Израиля и Иуду. См. ком. к 1Цар 11:8.

24:2 от Дана до Вирсавии. Образное обозначение всех земель израильских.

24:3 для чего... царь желает этого дела? О причинах беспокойства Иоава ничего не говорится; с равной вероятностью они могли быть как политического, так и религиозного свойства, поскольку перепись могла быть истолкована народом как знак того, что Давид намеревается повысить налоги либо ввести новую воинскую повинность.

24:4 слово царя... превозмогло. То обстоятельство, что Давид настаивает на своем приказании и не отвечает на вопрос Иоава, может означать, что, организуя перепись, он руководствовался сомнительными побуждениями (см. ст. 1 и ком.).

24:5−7 Несмотря на то, что данные стихи в текстологическом отношении вызывают некоторые затруднения, они вполне определенно дают понять, что перепись началась на юге заиорданской области и, пройдя по всей стране, закончилась в Вирсавии.

Царство Давида.

24:8 девять месяцев и двадцать дней. Большая часть этого времени потребовалась для того, чтобы произвести перепись; собственно путь мог занять лишь несколько недель.

24:9 Израильтян было восемьсот тысяч мужей... Иудеян пятьсот тысяч. В 1Пар 21:5 названо соответственно «тысяча тысяч, и сто тысяч» и «четыреста семьдесят тысяч»; в связи с этим несоответствием см. ком. к 1Пар 21:5.

24:10 вздрогнуло сердце. См. 1Цар 24:6.

тяжко согрешил я. См. ст. 17.

прости грех. Будучи искренней, мольба Давида о прощении, должно быть, была услышана и удовлетворена Господом еще до прихода к царю Гада (ст. 11−13). Однако, как и прежде, когда Давид согрешил против Урии и Вирсавии, прощение не означает, что его грех не будет иметь последствий (ст. 13; 12:13−14).

24:12 пойди и скажи Давиду. Господь посылает к Давиду Гада, как прежде посылал к нему пророка Нафана (см. 12:1 и ком.), с тем, чтобы он обличил Давида.

24:13 избирай... быть ли голоду ... чтобы была... моровая язва. В наказании нашествием неприятелей для Давида таится угроза стать жертвой их мечей, которая здесь прямо не высказана, но зато открыто звучит в 1Пар 21:12: «три месяца будешь ты преследуем неприятелями твоими и меч врагов твоих будет досягать до тебя». Голод, меч и моровая язва образуют триаду ветхозаветных кар, грозивших тем, кто упорствовал в своем пренебрежении к завету (см., напр., Лев 26:23−26; Втор 28:21−26; Втор 32:24, 25; ЗЦар 8:37; 2Пар 20:9; Ис 51:19; Иер 14:12; Иез 6:11−12).

реши. По милосердию Своему Господь дозволяет Давиду самому выбрать одно из трех возможных наказаний.

24:14 пусть впаду я в руки Господа. Данные слова допускают и первое, и третье наказание, т.е. голод или моровую язву (хотя в 1Пар 21:12 именно о последней говорится как о «мече Господнем»), и подчас из них делают вывод, что выбор Давида объясняется его заботой о собственной безопасности. Однако дело в том, что только второе наказание предполагает человеческий фактор, в то время как голод и моровая язва — бедствия, целиком и полностью зависящие от воли Господа, а милость Господа известна Давиду, на нее он и полагается. См. 24:16 и ком.

24:15 от Дана до Вирсавии. См. ст. 2.

24:16 довольно. Смилостивившись, Господь останавливает руку карающего Ангела (см. ком. к ст. 14).

Ангел же Господень. См. ком. к Быт 16:7; Исх 33:2; Пс 34:5−6; Мф 13:41; Деян 12:23.

у гумна Орны. На этом месте Соломоном будет воздвигнут храм.

24:17 пусть же рука Твоя обратится на меня. Сердце Давида, как и сердце Божие (ст. 16), скорбит при виде бедствий его народа. Как истинный царь-пастырь, он исполняется сострадания и молит, чтобы карающая рука миновала его «овец» и обратилась на него одного. Хотя Давид действительно заслужил наказание за свой грех, в его жертвенном стремлении самому пострадать вместо своего народа угадывается отдаленный прообраз грядущего великого Пастыря (Мф 2:6; Мф 25:32−34), Который пожертвует жизнь за Своих овец (Ин 10:11; ср. 1Пет 3:18; Рим 5:8; Рим 6:23; 1Кор 15:3; Флп 2:8; Евр 9:15; Евр 12:2).

24:22 для всесожжения. См. ком. к 1Цар 10:8.

24:24 не вознесу Господу Богу моему жертвы, взятой даром. Давид сознает, что в то время как Божия милость и прощение есть свободный дар, почтить Бога, не приложив к тому затрат и усилий, — невозможно (ср. Мал 1:6−14; 2Кор 8:1−5). Писание свидетельствует, что Бог достоин самого лучшего (Чис 18:12; Втор 18:3, 5; Втор 26:10; Неем 12:44; Притч 3:9).

пятьдесят сиклей серебра. См. 1Пар 21:25 и ком.

24:25 принес всесожжения и мирные жертвы. См. ком. к 1Цар 10:8. умилостивился Господь над страною. Эти слова почти в точности повторяют те, что содержатся в 21:14 и относятся к окончанию голода, ниспосланного на Израиль за нарушение Саулом клятвы гаваонитянам.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на вторую книгу Царств, 24 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.