Комментарии Женевской Библии на третью книгу Царств 1 глава

1:1 – 2,11 Соломон становится царем, несмотря на происки другого сына Давида Адонии, также претендующего на отцовский престол.

1:1 состарился, вошел в преклонные лета. Ко времени описываемых событий Давиду было около семидесяти лет (2,11; 2 Цар. 5,4.5).

1:3 Ависагу Сунамитянку. Т.е. Ависага родом из города Сонама (Сунема), который находился в Изреельской долине неподалеку от горы Гелвуй (Нав. 19,18; 1 Цар. 28,4; 4 Цар. 4,8).

1:4 но царь не познал ее. Давид не имел супружеской связи с Ависагой, и поэтому желание Адонии взять в жены Ависагу после кончины Давида (2,17) не противоречило закону (Втор. 22,30).

1:5 Адония. По всей видимости, старший из оставшихся в живых сыновей Давида (2 Цар. 3,2-5; 13,28; 18,14), который, благодаря старшинству, мог рассчитывать на то, чтобы стать преемником Давида на израильском престоле. Однако, поскольку в то время еще не существовало законов или установлений, определяющих порядок престолонаследия, преемника себе выбирал сам царь (1,13.17.20.30).

колесницы и всадников. Подобно Авессалому (2 Цар. 15,1), Адония этим заявляет о себе как о претенденте на престол.

1:6 никогда не стеснял. Давид не предпринимает попыток откровенно поговорить с возгордившимся Адонией, косвенным образом провоцируя сына на насильственные действия (2 Цар. 13,21; 14,33; 18,5).

очень красив. Красивой внешностью обладали также Саул и Авессалом (1 Цар. 9,2; 16,12; 2 Цар. 14,25.26).

1:7 Иоавом, сыном Саруиным. Иоав был одним из старейших сподвижников Давида, но, несмотря на это, не входил в число особо приближенных к царю ли (2 Цар. 2,13; 8,16; 18,2; 19,13; 20,10.23).

с Авиафаром священником. Авиафар и Садок – два первосвященника, назначенных Давидом (1 Цар. 22,20-22; 2 Цар. 8,17).

1:8 Ванея, сын Иодаев. Ванея начальствовал над хелефеями и фелефеями, несшими охранную службу при дворце Давида (2 Цар. 8,18; 15,18; 23,20; 1 Пар. 18,17).

пророк Нафан. Пророк, наиболее выдающийся из тех, чье служение выпало на царствование Давида (7,1-17; 12,1-15).

Семей. Не путать с Семеем, о котором идет речь в 2,8.36-46 и 2 Цар. 16,5-8. Возможно, что Семей и "Шимей, сын Елы" (4,18) – одно и то же лицо.

сильные Давида. См. 2 Цар. 23,8-39.

1:9 И заколол Адония овец. Ср. 2 Цар. 15,7-12; см. ком. к ст. 5.

у источника Рогель. Источник юго-восточнее Иерусалима, служивший традиционным местом особо торжественных жертвоприношений (2 Цар. 17,17; ср. 1,33).

1:11 Вирсавии, матери Соломона. Царица могла играть важную роль в государственных делах (2,19; 15,13; 4 Цар. 10,13; 2 Пар. 15,16). Как мать Соломона, Вирсавия была особенно заинтересована в том, чтобы расстроить планы Адонии (2 Цар. 12,25).

1:12 спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. Принимая во внимание, что претенденты на престол часто стремились укрепить свои позиции путем физического устранения вероятных соперников, совет Нафана является своевременным и дальновидным (ср. 15,29; 4 Цар. 10,11; 11,1).

1:13 Почему же воцарился Адония? Нафан указывает на двусмысленность и нестабильность сложившейся ситуации: Давид все еще остается на престоле, но, в то же время, Адония принародно объявляет себя царем (ст. 5 и 9). Когда Вирсавия и Нафан приходят к Давиду, пророк настойчиво обращает внимание престарелого царя на серьезность положения.

1:17 ты клялся рабе твоей Господом. В древнем Израиле клятва именем Господа накладывала на клянущегося священные обязательства и потому не могла быть нарушена (Исх. 20,7; Лев. 19,12; Нав. 9,15.18.20; Суд. 11,30.35; Еккл. 5,4-7).

1:20 чтобы ты объявил им, кто сядет на престоле. Чтобы пресечь попытки Адонии воцариться над Израилем, Давиду было достаточно публично объявить Соломона своим преемником.

1:24 сказал ли ты..? Нафан прямо ставит перед Давидом вопрос: назначал ли он Адонию своим преемником, скрыв это решение от Нафана, Садока и Ваней? Следовательно, Адония является бунтовщиком, восставшим против собственного отца.

1:30 Соломон, сын твой, будет царствовать после меня. Соломону суждено было стать тем "семенем" Давида, о котором Господь говорил царю: "Я утвержу престол царства его на веки" (2 Цар. 7,12.13).

1:33 посадите Соломона, сына моего, на мула моего. Передвижение на мулах и ослах служило признаком царского достоинства (Суд. 10,4; 2 Цар. 13,29; 18,9; Зах. 9,9). Следовательно, данные слова Давида надо понимать как публичное объявление Соломона наследником престола.

к Гиону. Особенности рельефа местности таковы, что, хотя источник Рогель и не виден от источника Гион, находясь у одного из них, можно слышать, что происходит у другого (ст. 41).

1:34 и да помажет его... в царя над Израилем. Священники (Исх. 28,41; 29,4-9; Лев. 4,3.5.16), цари (1 Цар. 2,10; 9,16; 10,1) и иногда пророки (19,16) в древнем Израиле посвящались на служение через помазание. Со временем древнееврейское слово "машиах" стало обозначать помазанника Божиего, т.е., как правило, царя. На русский язык это слово переводится как "мессия". На греческий "машиах", "помазанник" было переведено как Христос. В помазании Соломона исполнилось обетование Господа Давиду, однако полное его исполнение наступило лишь с пришествием Иисуса Христа.

и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон. Всенародное провозглашение Соломона наследником престола (ср. 1 Цар. 10,24; 2 Цар. 15,10; 16,16; 20,1; 4 Цар. 9,13; 11,12).

1:35 вождем. Т.е. официальным преемником царя.

Израиля и Иуды. В еврейском народе, сохранявшем первоначальное разделение на двенадцать колен, с течением времени выделились две крупные общности – Израиль на севере и Иудея на юге. Давид в свое время был помазан на царство как над Иудеей (2 Цар. 2,4), так и над Израилем (2 Цар. 5,3). Соломон, будучи его полноправным наследником, при воцарении вступал во владение сразу обеими территориями.

1:37 возвеличит престол его более престола господина моего. Ванея выражает надежду на то, что царствование Соломона будет даже более успешным, чем царствование его отца.

1:38 Хелефеи и Фелефеи. См. ком. к ст. 8.

1:39 Садок священник. В древнем Израиле помазание на царство могли свершать как пророки, так и священники (1 Цар. 9,16; 16,12; 4 Цар. 9,1-3; 11,12).

из скинии. Имеется в виду шатер, устроенный Давидом для ковчега завета (2 Цар. 6,17), а не скиния Моисеева (Исх. 35,4-29; 36,8-38).

1:41 И услышал Адония и все приглашенные им. См. ком. к ст. 33.

1:42 Ионафан, сын священника Авиафара. См. 2 Цар. 15,27; 17,17-21.

1:47 Бог твой да прославит имя Соломона. См. ком. к ст. 37.

1:50 за роги жертвенника. Имеются в виду четыре напоминающие рога выступа на вершине алтаря (Исх. 27,2; 29,12; Лев. 4,7.18.25.30.34; Пс. 117,27). Место жертвоприношений – священное; держась за алтарь, Адония, в надежде сохранить жизнь, отдает себя на волю и милосердие Господа (Исх. 21,12-14; 2,28-34).

1:52 если он будет человеком честным. Соломон сохраняет Адонии жизнь с условием, что тот проявит себя лояльным подданным нового царя.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →