Комментарии Женевской Библии на третью книгу Царств 22 глава

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

22:1 три года, и не было войны между Сириею и Израилем. Эти три года мира последовали за описанной в 20,1-34 двухлетней войной между Ахавом и Венададом. В этот период сирийским царем Венададом II, израильским царем Ахавом и десятью другими царями была создана коалиция, призванная объединенными силами остановить продвижение на запад ассирийцев под предводительством Салманасара III. В 853 г. до Р.Х. у города Каркар на реке Оронт разыгралось решающее сражение. Согласно ассирийским источникам, Ахав выставил на поле боя две тысячи колесниц и десять тысяч пеших воинов, т.е. гораздо больше, чем кто-либо другой из членов антиассирийской коалиции. Те же самые ассирийские источники утверждают, что победа в этом сражении досталась Салманасару. Утверждение это, однако, представляется в высшей степени сомнительным, поскольку, отступив от Каркара, ассирийцы в течение четырех лет не решались повторить экспансию. К исходу третьего года мира с Сирией Ахав изменяет союзу с Венададом, заключая договор с царем иудейским.

22:2 Иосафат, царь Иудейский. См. ст. 41-50; 4 Цар. 3,7-27.

22:3 Рамоф Галаадский. Город в сорока пяти километрах к востоку от Иордана, вблизи от реки Иармук. Рамоф Галаадский был захвачен израильтянами при завоевании ими Ханаана (4,13; Втор. 4,43; Нав. 20,8), и теперь Ахав решает, что настало время отбить его у овладевших им позднее сирийцев (ст. 4).

22:4 как ты, так и я. Используя выражения, характерные для дипломатического языка своего времени, Иосафат говорит о готовности совместно с Ахавом выступить против Сирии. При этом Иосафат оказывается как бы в подчинении у царя израильского, указывающего, что и как ему делать (ст. 30). Данный договор знаменовал собой решительный поворот во внешней политике не только Израиля, но и Иудеи, которая в правление Асы (15,7-23) стала союзницей Сирии в борьбе против северян. Свои дружественные отношения с Иудеей Ахав скрепил династическим браком – отдав дочь Гофолию за сына царя иудейского (4 Цар. 8,18.26). Но поскольку Гофолия была ревностной поклонницей Ваала, этот брак в значительной степени способствовал насаждению в Иудее культа этого божества (4 Цар. 11,1-20).

22:5 спроси сегодня, что скажет Господь. См. 1 Цар. 23,1-4; 2 Цар. 2,1; 4 Цар. 3,11; 2 Пар. 20,3-17.

22:6 пророков, около четырехсот человек. Пророки, чьи речи и деяния записаны в Священном Писании, составляют лишь малую часть людей, которые считались пророками в ветхозаветные времена (18,19; 4 Цар. 3,13; Иер. 28).

Они сказали: иди. Многие из израильских пророков были готовы идти против истины и высказывать то, что было угодно их покровителям, т.е. царям (Иер. 28,1-4; Ам. 7,10-13).

22:7 нет ли здесь еще пророка Господня. Иосафат совершенно справедливо опасается полагаться на слова своих пророков.

22:8 он не пророчествует о мне доброго. По словам Иеремии, к пророкам, чьи предсказания сулят народу только хорошее, следует относиться с осторожностью (Иер. 28,8.9; 29,8.9).

Михей, сын Иемвлая. Михей в переводе с древнееврейского означает "Кто подобен Иегове?". Этого пророка, упоминаемого только в данном месте, не следует путать с пророком Михеем, имя которого носит одна из книг Библии.

22:11 Седекия. Это был один из тех пророков, для которых важнее всего было угодить Ахаву (см. ком. к ст. 6).

железные рога. Железные рога, которыми Ахаву предстояло "избодеть Сириян", символически представляли силу Израиля, достаточную для победы над Сирией (Втор. 33,17; Зах. 1,18-21). В связи с символическими действами пророков см. также 11,30.

22:14 жив Господь. См. ком. к 1,17.

22:15 иди, будет успех. Михей саркастически обыгрывает слова говоривших перед ним пророков, и Ахав понимает это.

22:17 я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам. Взору Михея предстает разбитое и, за отсутствием вождя, неуправляемое израильское войско.

22:22 я выйду и сделаюсь духом лживым. Один из небесных духов вызывается внушить четыремстам пророкам речи, которые бы толкнули Ахава на смертельное для него военное предприятие и тем самым способствовали бы исполнению Божией воли (см. 1 Цар. 16,14-16; Иов 1,12; 2,6; Гал. 1,6-9; Иер. 14,14-16; 23,16.26; Иез. 14,9).

22:25 будешь бегать из одной комнаты в другую. Когда станет известен исход битвы, Седекия, как произнесший ложное пророчество, вынужден будет скрываться от гнева приближенных Ахава.

22:30 я переоденусь. Переодевание Ахава свидетельствует о том, что он в конце концов поверил пророчеству Михея.

а ты надень твои царские одежды. Со свойственным ему цинизмом Ахав предлагает Иосафату надеть царские одежды в надежде, что царем, которому предстоит пасть в сражении (ст. 17), станет не он, а царь иудейский.

22:31 с одним царем Израильским. Гибель Ахава означала бы полную победу сирийцев, поскольку лишенное предводителя израильское войско уже не могло бы оказать сопротивление противнику. См. 22,17.

22:38 псы лизали кровь его. Таким образом, частично сбылось предсказание Илии (21,19; см. 4 Цар. 9,25.26).

блудницы. Возможно, имеются в виду женщины, занимавшиеся культовой проституцией при капище Ваала.

22:39 дом из слоновой кости, который он построил. При раскопках в Самарии были обнаружены фрагменты инкрустации из слоновой кости, возможно относящиеся к периоду царствования Ахава. Хотя столь дорогие украшения и свидетельствовали о благосостоянии правителя и его страны, пророк Амос осуждал их как излишество.

города, которые он строил. Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что в период, совпадающий с царствованием Ахава, города Самария и Мегиддон подверглись значительной перестройке.

в летописи царей Израильских. См. ком. к 11,41.

22:41 в четвертый год Ахава. Если Иосафат, как полагают некоторые исследователи, действительно в течение трех лет являлся соправителем своего отца Асы, это значит, что воцарился он в 869 г. до Р.Х.

22:42 двадцать пять лет царствовал. Т.е. с 872 по 848 г. до Р.Х.

22:43 делая угодное пред очами Господними. Иосафат – один из тех царей Иудеи, которые получают вполне положительную оценку автора Третьей и Четвертой книг Царств.

Только высоты не были отменены. См. ком. к 3,2.

22:44 Иосафат заключил мир с царем Израильским. На протяжении первого периода существования двух царств между ними шли практически непрерывные военные действия, договор же Иосафата с Ахавом ознаменовал начало периода мирных отношений между Иудеей и Израилем (4 Цар. 8,18.26).

22:45 подвиги его. См. 4 Цар. 3,7-27; 2 Пар. 17,1; 20.

в летописи царей Иудейских. См. ком. к 11,41.

22:46 остатки блудников. См. ком. к 14,24.

22:47 был наместник царский. Идумея, по всей видимости, находилась в вассальной зависимости от Иудеи, и, таким образом, правитель этой области фактически являлся наместником царя иудейского (4 Цар. 8,20-22).

22:48 сделал корабли на море. Иосафат, как ранее Соломон, предпринял попытку начать собственную морскую торговлю, базой которой должен был служить Ецион-Гавер (9,26-28; 10,22; 2 Пар. 20,35-37).

Офир. См. ком. к 9,28.

22:49 Охозия, сын Ахава. См. 3 Цар. 22,51 – 4 Цар. 1,18.

пусть мои слуги пойдут с твоими слугами на кораблях. См. 2 Пар. 20,35-37.

22:51 в семнадцатый год Иосафата. Т.е. в 853 г. до Р.Х.

царствовал над Израилем два года. Т.е. в 853-852 гг. до Р.Х.

22:52 ходил путем отца своего и путем матери своей. Отцом Охозии был Ахав, а матерью – Иезавель (16,29-34).

путем Иеровоама. См. 12,30.

22:53 он служил Ваалу и поклонялся ему. Охозия исповедовал культ Ваала, насажденный в Израиле Ахавом и Иезавелью (см. ком. к 16,25.31).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →