Комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств 5 глава

5:1 военачальник царя Сирийского. Хотя царь сирийский, как и царь израильский (ст. 5), не назван здесь по имени, речь, по всей видимости, идет о Венададе II (8,7; 13,3; З Цар. 20,1) и Иораме (1,17; 3,1; 9,24).

5:2 Сирияне. Между Израилем и Сирией долгое время существовала напряженность, выражавшаяся, помимо прочего, в периодических набегах как одной, так и другой стороны, и пограничных конфликтах.

5:5 письмо к царю Израильскому. Сирийский царь ошибочно полагал, что Елисей может творить чудеса по воле царя Израиля.

десять талантов серебра, и шесть тысяч сиклей золота. Приблизительно триста килограммов серебра и шестьдесят два килограмма золота.

5:7 разодрал одежды свои. Выражение отчаяния, вызванного бессилием.

5:8 для чего ты разодрал одежды свои? Елисей упрекает царя за то, что он, получив письмо сирийского царя, впал в отчаяние, хотя должен был передать это дело Господу, тем более, что слова царя "разве я Бог" свидетельствуют, что мысль о Господе посещала его.

и узнает, что есть пророк в Израиле. См. 3,11; 8,7.8; 3 Цар. 17,24; 18,36.

5:10 И выслал к нему Елисей слугу. Это было характерно и для Илии, и для Елисея – испытывать веру тех, кому они хотели помочь (4,3.4; 3 Цар. 17,13). Елисей лично не встречается с могущественным Нееманом, а передает свои указания через слугу.

5:11 возложит руку свою на то место. Не имея представления о безграничных возможностях Господа и о силе веры в Него, Нееман полагал, что Елисей был волшебником (или магом), который мог излечить его болезнь посредством исключительно своего искусства.

5:12 Авана и Фарфар, реки Дамасские. Река Авана протекала с северо-востока по направлению к Дамаску, а Фарфар – с востока от горы Ермон к болотам вос-точнее этого города.

не лучше всех вод Израильских. Если, как полагал Нееман, все лечение заключалось в омовении в Иордане, то ему незачем было ехать в Израиль, поскольку на его родине тоже протекали большие реки – Авана и Фарфар (ст. 10).

5:15 на всей земле нет Бога, как только у Израиля. Нееман не просто заявляет что Господь могущественней сирийских богов; его утверждение более категорично: нет бога, кроме Бога Израиля. Делая такое признание, Нееман фактически принимает веру Израиля (3 Цар. 18,39).

5:16 жив Господь. Эти слова часто сопровождали клятву (см. ком. к 3 Цар. 1,17).

5:17 пусть рабу твоему дадут земли. Как и большинство неизраильтян, Нееман считал, что божеству можно поклоняться только на земле, принадлежащей этому

5:18 в дом Риммона. Риммой (евр.: "гранатовое яблоко") – искаженное на еврейский лад имя сирийского бога грозы Рамману, почитавшегося также под именем Гададриммон (Зах. 12,11).

5:22 из сынов пророческих. См. ком. к 3 Цар. 20,35.

5:26 серебро. Количество серебра исчислялось не монетами (которые еще не имели хождения), а его весом.

5:27 к тебе и к потомству твоему навек. Наказанию за грех подлежит не только совершивший его, но и его потомки (Исх. 20,5).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →