Комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств 8 глава

8:1 женщине, сына которой воскресил он. См. 4,8-37.

призвал Господь голод. Повествователь не уточняет, сколько времени прошло между событиями, изложенными в гл. 4 и в данной главе.

8:2 в земле Филистимской. Т.е. на юго-западной равнине, где осадки выпадали в количестве, достаточном для ведения сельского хозяйства.

8:3 просить царя о доме своем и о поле своем. В качестве гаранта правосудия царь лично рассматривал особые спорные случаи (см. ком. к 3 Цар. 3,16). Возвращение имущества по истечении семилетнего срока предусматривалось израильскими обычаями (Исх. 21,2; 23,10.11; Втор. 15,1-8), но поскольку ее муж умер (4,14) женщина должна была обосновать свои притязания.

8:4 Царь. Если это – Иорам (1,17; 3,13), то странно, что ему ничего не известно о деяниях Елисея. Возможно, данный эпизод имел место вскоре после событий, описанных в 4,8-37, либо упомянутый здесь царь не Иорам, а Ииуй (ст. 9).

Гиезием. См. ком. к 4,12.

8:7 И пришел Елисей в Дамаск. Здесь ему надлежит исполнить первое из повелений, данных Господом на горе Хорив (3 Цар. 19,15.16).

Венадад, царь Сирийский. По-видимому, царь Венадад II (см. ком. к 3 Цар. 20,1).

8:8 Азаилу. Бог велел Илии помазать Азаила в цари сирийские, дабы его руками исполнился суд над домом Ахава.

8:9 всего лучшего в Дамаске. Город Дамаск являлся крупным центром международной торговли.

сын твой Венадад. Дипломатическая формула, свидетельствующая, как высоко Венадад ценит Елисея (см. ком. к 2,12).

8:13 что такое раб твой, пес. Выражение самоуничижения. См. сходную формулу в 1 Цар. 17,43; 2 Цар. 3,8). В одной из ассирийских надписей Азаил назван "ничьим сыном", т.е. безродным простолюдином.

8:15 А на другой день он взял одеяло. Азаил решил, что пророчество Елисея дало ему право на убийство. Но эту мысль ему подсказал его вероломный и жестокий нрав, но отнюдь не пророк.

8:16 В пятый год Иорама... за Иосафатом, царем Иудейским, воцарился Иорам. Прежде чем стать единоличным властителем Иудеи, Иорам, по-видимому, в течение пяти лет являлся соправителем своего отца Иосафата (1,17; 3 Цар. 22,42).

8:17 восемь лет царствовал в Иерусалиме. Т.е. в 848-841 гг. до Р.Х. (см. ком. к ст. 16).

8:18 ходил путем царей Израильских. Сопоставление Иорама с представителями "дома Ахавова" не случайно, если Ахав внедрял и санкционировал поклонение Ваалу в Израильском царстве, то Иорам то же самое делал в Иудее.

дочь Ахава. Правящие династии севера и юга были связаны теперь как идеологически, так и кровно: Гофолия, жена Иорама, внедряла культ Ваала в Иудее точно так же, как это делала ее мать (Иезавель) в Израиле (3 Цар. 16,31; 18,4; 19,2).

8:19 ради Давида, раба Своего. Из любви к Давиду Господь проявляет долготерпение в отношении Иудеи (см. 2 Цар. 7,12-16 и ком.; 3 Цар. 11,4).

Он обещал дать ему светильник. См. ком. к 3 Цар. 11,36.

8:22 до сего дня. См. 3 Цар. 8,8 и ком.

выступила и Ливна. Ливна находилась вблизи филистимской границы, приблизительно в двадцати четырех километрах к юго-востоку от Азота.

8:23 написано в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

8:24 Охозия. Не следует путать Охозию, сына Иорама и Гофолии, с его дядей царем израильским (1,2-18; 3 Цар. 22,40.51 -53).

8:25 В двенадцатый год Иорама, сына Ахавова. Т.е. в 841 г. до Р.Х.

8:26 Гофолия. См. ком. к ст. 18.

8:27 И ходил путем дома Ахавова, и делал неугодное в очах Господних. Как и его отец Иорам, Охозия подражал религиозной политике Ахава и насаждал в Иудее поклонение хананейскому божеству Ваалу. См. ком. к 3 Цар. 16,31-33.

8:28 И пошел он с Иорамом, сыном Ахавовым, на войну. Ранее Иосафат, царь иудейский, выступил вместе с Ахавом, царем израильским, против сирийцев в Рамо-фе Галаадском (3 Цар. 22). Данный совместный поход, как и предыдущий, окончился поражением (3 Цар. 22,32-37).

8:29 И возвратился Иорам царь... в Изрееле. В Изрееле находилась одна из резиденций северных царей (3 Цар. 18,45).

в Рамофе. Т.е. в Рамофе Галаадском.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →