Комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств 11 глава

11:1 Гофолия. Гофолия, дочь Ахава, не останавливалась ни перед чем ради утверждения в Иудее культа Ваала (8,18; 11,18). Предпринятое ею истребление царского дома поставило род Давидов на грань полного исчезновения.

11:2 Иосавеф. Иосавеф, по-видимому, не была дочерью Гофолии и, таким образом, была лишь единокровной "сестрой Охозии". Во Второй книге Паралипоменон (22,11) о ней сказано, что она была женой священника Иодая.

Иоаса. Иоас – сын Охозии; следовательно, Гофолии он приходился внуком.

в постельную комнату. Грудной младенец Иоас, которому было меньше года (11,1; 12,1), чудесно избежал общей участи членов царского рода, которую и уготовила ему Гофолия.

11:3 в доме Господнем. Воспитываясь при храме, где его укрывали от Гофолии Иоас, надо полагать, обучался закону.

шесть лет, между тем как Гофолия царствовала над землею. Библейский автор сообщает, что Гофолия правила Иудеей, по крайней мере, шесть лет, но, считая ее царствование незаконным, годы ее правления он относит к царствованию Иоаса.

11:4 Иодай. В это время он был первосвященником.

взял сотников из телохранителей. Таким образом, в распоряжении Иодая оказалось значительное число воинов и военачальников. Под телохранителями, видимо следует понимать хелефеев (ср. 2 Цар. 8,18; 20,23). Происхождение их неизвестно хотя некоторые исследователи полагают, что они являются выходцами с юго-запада Малой Азии.

11:6 у ворот сзади телохранителей. Здесь, по-видимому, идет речь о воротах в южной стене, отделяющей храм от дворца.

11:10 копья и щиты царя Давида. Весьма вероятно, что здесь говорится о тех трофеях, которые Давид взял в войне с Адраазаром, царем сувским (2 Цар. 8,3-11) и, посвятив их Господу, поместил в храме (2 Цар. 8,7.11). Но возможно также, что речь идет о личном оружии царя Давида.

11:14 царь стоит на возвышении, по обычаю. При большом собрании народа люди стояли не в самом храме, а на открытом пространстве перед ним.

весь народ земли. Вероятно речь идет о представителях простого народа, сохранивших верность Господу.

И разодрала Гофолия одежды свои. См. ком. к 3 Цар. 21,27.

11:15 а кто пойдет за нею, умерщвляйте мечом. Этот приказ находится в полном согласии с указаниями, содержащимися во Второзаконии (Втор. 13,13-15).

чтобы не умертвили ее в доме Господнем. Пролить человеческую кровь в храме считалось святотатством.

11:17 заключил Иодай завет между Господом и между царем и народом. Иодай возвращает народ и Иоаса на путь верности завету. В истории Израиля уже случались подобные эпизоды обновления завета с Господом (Втор. 29,1; Нав. 8,30-35; 24,1-28). В связи с засилием культа Ваала в Иудее в недавнем прошлом всем ее жителям надлежало начать новую жизнь, посвятив себя Господу.

11:18 весь народ земли. См. ком. к ст. 14.

11:19 сотников и телохранителей. См. ком. к ст. 4.

11:21 Семи лет был Иоас. В первые годы своего царствования Иоас находился под благотворным влиянием Иодая (12,2; 2 Пар. 24,22).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →