Комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств 19 глава

19:1 разодрал одежды свои. См. 3 Цар. 21,27.

покрылся вретищем. См. ком. к 6,30.

19:2 начальника дворца. См. 3 Цар. 4,6.

писца. См. 2 Цар. 8,17.

старших священников. Возможно, имеются в виду старейшины живших в Иерусалиме священнических семей.

к Исаии пророку. В трудное для Иудеи время пророк Исаия был мудрым советником Езекии (см. также Ис. 37).

19:4 об оставшихся, которые находятся еще в живых. Имеются в виду уцелевшие после ассирийских нашествий жители Иудеи, а также представители северных племен, нашедших убежище в Иудее после падения Израильского царства (см. ком. к 17,6).

19:8 против Ливны. Ливна располагалась неподалеку от границы Филистинии, примерно в двадцати километрах к юго-востоку от Азота. В летописи Сеннахирима сообщается, что своими военными успехами ассирийцы вынудили Езекию отпустить на свободу царя Екрона, содержавшегося в заключении в Иерусалиме. Таким образом Сеннахириму удалось свести на нет плоды победы Езекии над филистимлянами (18,8).

от Лахиса. См. 18,17.

19:9 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак был братом фараона Шабаки, который предпринял попытку противостоять ассирийскому вторжению в Палестину. Царем Тиргак стал только в 690 или 688 г. до Р.Х., однако ко времени написания Третьей и Четвертой книг Царств он был известен именно в таком качестве, так что употребление здесь царского титула вполне уместно.

19:12 Гозан. См. 17,6.

Харан. См. Быт. 11,31.

Рецев. Город в Сирии, располагавшийся к северу от Емафа.

сынов Едена, что в Фалассаре. Еден – область в Сирии.

Емафа... Иввы. См. 17,24; 18,34. Сеннахирим приводит перечень городов, в которые были переселены жители северного царства (17,24), желая внушить Езекии опасение, как бы Иудея не разделила судьбу Израильского царства.

19:18 это не боги. Боги побежденных Ассирией народов в действительности были не боги, а "изделие рук человеческих, дерево и камень" (Втор. 4,28.35; 32,17-21; Ис. 40,13-24; 44,9-20).

19:20 И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать. Исаия сообщает Езекии ответ Господа на его молитву об избавлении от ассирийцев.

19:21 девствующая дочь Сиона. Этим образным выражением назван здесь Иерусалим (ср. Ис. 1,8).

19:25 Разве ты не слышал. Ассирийцы ошибочно полагали, что своими великими победами они были обязаны лишь собственной силе. В действительности же их успехи в конечном счете зависели от воли Господа (Ис. 10,12-19; 14,24-27).

19:28 Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой. Ассирийцы имели обыкновение обращаться с пленными как с домашним скотом (2 Пар. 33,11; Иез. 19,4.9). Такое же обращение Господь теперь обещает самим ассирийцам.

19:29 знамение. Т.е. подтверждение того, что все предсказанное Исаией сбудется (см. ком. к 3 Цар. 13,3).

19:31 остаток. См. ком. к ст. 4. Этот остаток не только останется в живых, но и умножится.

19:34 Я буду охранять город сей. Исаия возвращается к тому, с чего он начал свою речь: по милости Господа Иерусалим будет спасен (ст. 21).

ради Давида, раба Моего. См. ком. к 3 Цар. 11,36.

19:35 пошел Ангел Господень и поразил... сто восемьдесят пять тысяч. См. Быт. 19,15; Исх. 12,12; 2 Цар. 24,16. Тяжелые потери, понесенные ассирийским войском явились исполнением пророчеств, содержащихся в ст. 21,32-34.

19:36 в Ниневии. Ниневия была столицей Ассирийской империи.

19:37 в доме Нисроха, бога своего. В ассирийских письменных источниках имя этого божества не встречается.

сыновья его, убили его мечом. Согласно ассирийским письменным источникам, в 681 г. до Р.Х. Сеннахирим был убит собственным сыном, жаждавшим занять отцовский престол.

в землю Араратскую. Так иногда называли государство Урарту, занимавшее территорию нынешней Армении (ср. Быт. 8,4).

воцарился Асардан. Асардан правил Ассирией с 681 по 669 г. до Р.Х.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →