Комментарии Женевской Библии на вторую книгу Паралипоменон, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

Автор

Ранняя еврейская традиция признавала Ездру автором Паралипоменона. Однако весьма сомнительно, чтобы написание книги относилось ко времени Ездры (см. Время и обстоятельства написания). Общепринято мнение, что книга написана неизвестным автором, который создал свой труд по истории Израиля и Иудеи на основании богатого литературно-исторического материала (напр., книг царств), а также нелитературных источников (см.: Первая книга царств. Введение: Автор).

Время и обстоятельства написания

Книги Паралипоменон были написаны для вдохновения и ободрения переселенцев, возвратившихся из вавилонского плена, и утверждения их в нормах и традициях, свойственных народу Божию, живущему в земле, обетованной их предкам. Трудно с полной определенностью сказать, в какие именно годы этого восстановительного периода была написана книга, хотя некоторые упомянутые в ней социально-политические особенности характерны для первых групп переселенцев, возвратившихся на родину (см., напр., 1 Пар. 3,17-24), и могут быть соотнесены с периодом после служения Ездры и Неемии – около 400 г. до Р.Х. (см.: Первая книга Паралипоменон. Введение).

Характерные особенности и темы

Книги Паралипоменон излагают историю Израиля и Иудеи, чтобы таким образом дать богословски обоснованный ответ на три фундаментальных вопроса, вставших перед евреями, возвратившимися из плена: 1) как определить, кто является наследниками Божиего обетования после изгнания из земли обетованной и возвращения в нее; 2) что произошло с их главными политическим и религиозным установлениями – престолом Давида и храмом – и какие взаимоотношения будут между ними в постпленный период; 3) как людям осмыслить опыт пленения и возвращения на родину в свете Божиего закона и благодати, Его суда и прощения. Рассмотрение этих вопросов, начатое в Первой книге Паралипоменон, продолжает вторая книга.

Объединенное царство (1 Пар. 9,35 – 2 Пар. 9,31). Летописец рассматривает царствования Давида и Соломона как период славы Израиля. Сосредоточивая внимание на положительных качествах этих царей, он умалчивает об их недостатках и ничего не говорит об обрушивавшихся на них напастях, о которых рассказывают книги царств (см. ком. к 1,1 – 9,31; 1 Пар. 11,1 – 29,30). Как известно, Давид и Соломон царствовали над всеми землями и коленами Израиля (см. ком. к 1 Пар. 11,1). Своим мудрым правлением (2,11; 9,8; 1 Пар. 14,2) и попечением о храме (7,11-22; 1 Пар. 22,1) они способствовали процветанию Израиля.

Этот период объединенного царства служил основой для надежд, которые питала восстановленная после плена община. Род Давидов и Иерусалимский храм были избраны Богом в качестве орудия благословения Его народа во всех его поколениях.

Но благословение это можно получить только при соблюдении определенных условий. В качестве образца для подражания летописец представил фигуры Давида и Соломона. По примеру этих царей восстановленная община должна была следовать идеалам объединенного царства. Основными условиями получения Божиего благословения являлись смиренное и полное упование на Господа, сохранение царской линии рода Давидова и попечение о храме.

Разделенное царство (10,1 – 28,26). Повествуя о том периоде истории Израиля, который начался царствованием Ровоама и окончился царствованием Ахаза, летописец основное внимание уделяет событиям, происходившим в Южном царстве – Иудейском. Черпая сведения из книг царств, он тем не менее опускает многое из того, что в них сказано о царстве Израильском, будучи убежден, что наиболее важные исторические события происходили именно в Иудее, где сохранялось правление царей из рода Давидова и где находился храм.

Царей, правивших в этот период, летописец оценивает с точки зрения приверженца объединенного царства, применяя в отношении их следующие критерии (см. Характерные особенности и темы: Благословение и суд Божий): хранил ли тот или иной царь верность Закону Моисееву; стремился ли сохранить порядок храмового богослужения в том виде, в каком он был установлен при Давиде и Соломоне; прислушивался ли к поучениям священников и пророков; надеялся ли на поддержку иноземных союзников или же со смирением и молитвой искал Бога. Одних царей летописец оценивает отрицательно (израильских царей: Иорама, 21,4-20; Охозию, 22,1-9; Ахаза, 28,1-27); других – положительно (иудейских царей: Авию, 13,1 – 14,1; Иоафама, 27,1-9). В большинстве случаев в правлении каждого из царей он выделяет с одной стороны – годы, отмеченные верностью завету, а с другой – годы отступничества (иудейские цари: Ровоам, 10,1 – 12,16; Аса, 14,2 – 16,14; Иосафат, 17,1 – 21,3; Иоас, 22,10 – 24,27; Амасия, 25,1-28; Озия, 26,1-23).

Обо всем этом летописец рассказывает с целью показать, что условия существования Израиля всегда зависели от того, насколько он оставался верен идеалам объединенного царства. Такой верности неизменно сопутствовало Божие благословение, в то время как отвернувшийся от Бога столь же неизменно бывал наказан. Победа, благоденствие и процветание были с теми, кто искал Господа; тех же, кто забывал о Нем, преследовали поражения, смуты и болезни (см. Характерные особенности и темы: Благословение и суд Божий).

Эта часть исторического повествования объясняет членам восстановленной после плена общины их положение и определяет необходимый образ действий. Подобно тому, как некогда иудейские цари испытывали на себе Божий гнев за неверность завету, так и община наказывается трудностями за то же самое. Испытания эти были вызваны не нарушением Господом Его заветных обетовании, а несоблюдением обязательств перед Ним самой общиной.

Воцарением Езекии открывается новая эпоха истории Израиля. Летописец рисует этого царя в образе нового Давида/Соломона, поскольку он сплотил всех верных сынов Израиля и Иудеи вокруг престола Давидова, восстановив храмовое богослужение и празднование в храме Пасхи (см. ком. к 29,1 – 36,23). Однако и этому объединившемуся народу пришлось не раз пережить периоды падения, каковыми стали времена отступничества Манассии (33,1-10), нечестивое царствование Амона (33,21-25) и эпоха последних перед вавилонским пленением царей (36,2-14). И все же после каждого из таких падений Бог по милости Своей восстанавливал народ: Манассия раскаялся и был возвращен на царство (33,11-17), за нечестивым царствованием Амона последовали благотворные преобразования Иосии (34,3 – 35,19), а пленники в конце концов возвратились на родину (36,22.23).

Эта часть произведения летописца также должна была вселить в читателей надежду. Трудности, переживаемые вновь объединившимся царством, отступали. Стоило народу Божиему покаяться, как Бог снова возвращал ему Свое благословение. Летописец напоминал читателям, что милость Божия распространяется и на них, что и им также будет сопутствовать Его благословение. Описанные им события, кроме того, объясняли, каким должен быть народ, который стремился полностью восстановить царство после возвращения из плена: такому народу надлежало со смирением обратиться к Богу и жить, храня верность Ему.

Первоначально книги Паралипоменон заглавия не имели. В еврейской традиции они именуются словом, обычно переводимым как "летопись" или "события дней". Это слово часто фигурирует в книгах царств с уточнением, какая именно летопись имеется в виду (см., напр., 3 Цар. 14,29). В других местах Ветхого Завета оно встречается без каких-либо уточнений (Неем. 12,23; Есф. 2,23; 6,1). В Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета) эти книги названы "то, что было пропущено" (Паралипоменон) и рассматриваются как дополнение к историческому повествованию книг царств. Иероним, а вслед за ним и Лютер называли их "летописью всей священной истории". К такой формулировке и восходит принятое в наше время на Западе заглавие этих книг: Первая и Вторая книги хроник.

Содержание

II. Объединенное царство (1 Пар. 9,35 – 2 Пар. 9,31)

А. Саул (9,35 -10,14)

1. Родословие (9,35-44)
2. Кончина (10,1-14)

Б. Давид (11,1 – 29,30)

1. Давиду оказывается всеобщая поддержка (11,1 – 12,40)
2. Приготовления к возведению храма (13,1 – 29,30)

а) централизация богослужения (13,1 – 16,43)
б) Давид получает повеление начать приготовления к строительству храма (гл. 17)
в) войны Давида (18,1 – 20,8)
г) избрание места для будущего храма (21,1 – 22,1)
д) назначение строителей (22,2-19)
е) распределение служащих при храме (23,1 – 27,34)
ж) всенародное празднование и завещание Соломону построить храм (28,1 – 29,30)

В. Соломон (1,1 – 9,31)

1. Его мудрость и богатство (гл. 1)
2. Помощь соседей (гл. 2)
3. Строительство и украшение храма (3,1 – 5,1)
4. Освящение храма (5,2 – 7,10)
5. Явление Господа Соломону (7,11-22)
6. Завершение устроения храма (8,1-16)
7. Международное признание (8,17 – 9,12)
8. Мудрость и богатство (9,13-28)
9. Кончина (9,29-31)

III. Разделенное царство (10,1 – 28,26)

А. Ровоам (10,1 – 12,16)
Б. Авия (13,1 – 14,1)
В. Аса (14,2 – 16,14)
Г. Иосафат (17,1 – 21,1)
Д. Иорам (21,2-20)
Е. Охозия (22,1-9)
Ж. Иоас (22,10 – 24,27)
З. Амасия (гл. 25)
И. Озия (гл. 26)
К. Иофам (гл. 27)
Л. Ахаз (гл. 28)

IV. Воссоединенное царство (29,1 – 36,23)

А. Езекия (29,1 – 32,33)
Б. Манассия (33,1-20)
В. Амон (33,21-25)
Г. Иосия (34,1 – 36,1)
Д. Наследники Иосии (36,2-14)
Е. Вавилонский плен и освобождение из него (36,15-23)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →




Смотрите другие комментарии к этой главе