Комментарии Женевской Библии на вторую книгу Паралипоменон 21 глава

21:1 Иорам. В 853-848 гг. до Р.Х. Иорам был соправителем Иосафата (4 Цар. 1,17; 3,1), а затем в 848-841 гг. до Р.Х. царствовал единолично.

21:2-20 Летописец повествует о царствовании Иорама подробнее, чем книга Царств (4 Цар. 8,16-24), и, тем не менее, относится к этому царю так же отрицательно, как и автор книги Царств. Иорам стал убийцей собственных братьев (21,2-7); против его власти восстали Едом и Ливна (21,8-10); более того, Иорам оставил своего Бога и обратился к языческим божествам (21,11); пророк Илия предрек царю Божий суд, и его слова исполнились (21,12-20). Представляя события именно таким образом, летописец преследует двоякую цель: предостеречь читателей от отступничества, а также внушить им уверенность в том, что, несмотря на беззаконие отдельных царей, милость Божия останется навсегда с родом Давида (см. ком. к 1 Пар. 17,13.14).

21:2-7 В книге Царств, на которую опирается летописец, не содержится сведений об убийстве Иорамом своих братьев (21,2-4; ср. 2 Пар. 21,5-10 с 4 Цар. 8,16-23). Летописец же показывает, что правление этого царя началось с проявления беззакония и восстания против Бога.

21:5 восемь лет царствовал. Имеются в виду восемь лет царствования Иорама в качестве единоличного правителя (см. ком. к 21,1).

21:8-10 То обстоятельство, что Иорам был неугоден Богу, получило очевидное выражение в успешном восстании двух племен против его власти.

21:8 Едом. Иосафат подчинил себе Едом, потому что полагался на Бога (20,1-30). Иораму же этого сделать не удалось.

21:10 до сего дня. См. ком. к 1 Пар. 4,43.

Ливна. Эта область располагалась между Иудеей и землями, заселенными филистимлянами.

потому что он оставил Господа Бога отцов своих. Летописец объясняет, что восстание против власти Иорама явилось следствием отступничества царя (см. ком. к 21,2-20).

21:11-20 Летописец добавляет эти стихи, отсутствующие в книге Царств, желая показать степень падения Иорама.

21:11 высоты устроил он. Аса и Иосафат не уничтожили до конца языческие "высоты" (см. ком. к 17,6); Иорам же устраивает новые (ср. 28,25).

ввел в блужение. Это может иметь буквальное значение, как участие в блуде в языческих ритуалах, или образное, как духовная неверность (1 Пар. 5,25).

21:12 от Илии. Единственное упоминание о пророке Илии в книгах Паралипоменон. Ср. 3 Цар. 17 – 4 Цар. 2.

21:20 восемь лет царствовал. См. ком. к ст. 5.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →