Комментарии Женевской Библии на вторую книгу Паралипоменон 26 глава

26:1-23 Летописец рассказывает о царствовании Озии подробнее, чем книга Царств. Из этого источника он заимствует начало и конец своего рассказа (ср. 26,1-4 с 4 Цар. 14,21.22 и 15,1-3; 26,21-23 с 4 Цар. 15,5-7), среднюю же часть добавляет от себя (26,5-20). Весь рассказ делится на четыре части: воцарение Озии (26,1.2), послушание царя закону и сопутствующее ему благословение (26,3-15), непослушание и возмездие (26,16-20), итоги царствования Озии и его кончина (26,22.23).

26:1 Озию. Озия царствовал в 792/91-740/39 гг. до Р.Х. В книге Царств Озия часто (но отнюдь не всегда) называется Азарией. В этой связи вероятнее всего предположить, что Азария – личное имя царя, а Озия – имя, данное ему при восшествии на престол.

26:4 точно так, как делал Амасия, отец его. Летописец сравнивает Озию с его отцом, чье царствование тоже было отмечено как благословением, так и осуждением (см. ком. к 26,1-23).

26:5 прибегал он к Богу... прибегал к Господу. См. ком. к 7,14.

во дни Захарии. О личности Захарии достоверных сведений не имеется. Он был советником царя и, видимо, сподвижником Исаии (Ис. 8,2). Подобно тому, как Иоас хранил верность закону до тех пор, пока был жив Иодай, Озия, руководимый Захарией, также совершал дела, угодные Богу (см. ком. к 24,2).

26:6-15 Летописец иллюстрирует благословение, данное Озии победой над внешним врагом (26,6-8), успешным обустройством им внутренних дел в стране (26,9.10) и возрастанием военной мощи Иудеи (26,11-15).

26:7 против Меунитян. См. ком. к 20,1. Указание на успешное противостояние Озии этому народу должно напомнить читателю о победе, одержанной над ним Иосафатом (20,1-30).

26:9 построил Озия. Озия восполнил урон, нанесенный Иерусалиму в результате поражения, которое потерпел Амасия (25,23). См. ком. к 1 Пар. 11,4-9.

26:13 триста семь тысяч пятьсот. См. ком. к 1 Пар. 12,23-37.

26:16-20 Войдя в силу, Озия возгордился и стал выказывать непочтение к Богу и к требованиям закона. Примерно то же в свое время было и с Ровоамом (12,1). Возгордившегося царя Бог покарал проказою. Ср. 4 Цар. 15,5.

26:16 возгордилось сердце его. Моисей предостерегал Израиль от того, чтобы достигнутые им успехи не внушили народу мысль о возможности полагаться только на себя, забыв о Боге (Втор. 8,10-18).

26:17 Азария. О священнике Азарии, кроме того, что он вместе с восемьюдесятью другими священниками отважился воспротивиться нечестивому поступку царя, ничего более не известно.

26:18 это дело священников. Согласно закону Моисееву, кадить в храме имели право только священники (Исх. 30,7-9; Чис. 16,39.40).

26:21 отлучен был от дома Господня. Озия не допускался в храм, как того требовал закон Моисеев (Лев. 13,46; Чис. 5,1-4).

26:22 описал Исаия. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор.

26:23 на поле царских гробниц. Озия был похоронен не в царской усыпальнице, а в некотором отдалении от нее, поскольку наказание проказой обесчестило его.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →