Автор

Личность собравшего воедино все свидетельства и документы, составляющие исторические повествования Ездры и Неемии, неизвестна. Маловероятно, чтобы они принадлежали автору книг Паралипоменон (см. Введение к Первой книге Паралипоменон: Автор). Однако несомненно, что как Ездра, так и Неемия оставили после себя рассказы о событиях, в которых они принимали непосредственное участие. А учитывая образованность Ездры (см. 7:6 и ком.), можно предположить, что составителем исторических повествований Ездры и Неемии был именно он.

Время и обстоятельства написания

Книги Ездры и Неемии, написанные в период между 430 и 400 гг. до Р.Х., преследовали цель убедить иудеев, возвратившихся на родину из плена, в том, что, хотя Израиль и находился все еще под языческим (персидским) владычеством, Господь тем не менее продолжал вершить дело искупления, восстанавливая в народе истинное богопочитание.

Характерные особенности и темы

В наше время книги Ездры и Неемии рассматриваются качестве двух отдельных, однако изначально это была одна книга. В таком виде она входит в состав еврейской Библии, Талмуда, а также древнейших манускриптов греческого перевода ВЗ — Септуагинты. Единой книгой считал их и Иосиф Флавий (37−100 гг. по Р.Х.).

Первым, кто разделил книги Ездры и Неемии на две отдельные, был Ориген (185−253 гг. по Р.Х.). Его примеру последовал автор латинского перевода Библии — Вульгаты (390−405 гг. по Р.Х.) Иероним, а за ним и все последующие переводчики.

Повествование, составленное на основе множества первоначально разрозненных свидетельств и документов, дает обзор истории Израиля в период между разрушением Иерусалима и маккавейскими войнами.

В рамках повествования мы встречаем перечни храмового имущества (1:9−11); тех, кто первым возвратился из плена (2:3−70; Неем 7:8−73); предводителей, возвратившихся в Иерусалим вместе с Ездрой (8:2−14); тех, кто имел иноплеменных жен (10:18−43); тех, кто трудился на восстановлении городских стен (Неем, гл. 3); приложивших печати к завету (Неем 10:1−27); тех, кто вновь заселил Иерусалим, а также прочие города, в которых жили иудеи (Неем, гл. 11), и, наконец, священников и левитов, пришедших с Зоровавелем (Неем 12:1−26).

Значительное место отводится и официальной переписке. Эти послания даже не были переведены на древнееврейский, но вошли в текст на языке оригинала — на арамейском, имевшем в ту эпоху на Ближнем Востоке статус языка международной дипломатии. В Ездре-Неемии таких посланий шесть: 1) письмо Рехума Артаксерксу (4:9−16); 2) ответ Артаксеркса Рехуму (4:17, 22); 3) письмо Фафная Дарию (5:7−17); 4) указ Кира (6:2−5); 5) ответ Дария Фафнаю (6:6−12) и 6) письмо, данное Артаксерксом Ездре (7:12−26).

Помимо этих посланий, в текст повествования включены повеление Кира (1:2−4), «мемуары Ездры» (7:27 — 9:15) и «мемуары Неемии» (Неем 1:1 — 7:5; 12:27−43; 13:14−31).

Три основные темы, которым посвящено повествование Ездры-Неемии, обозначены уже в повелении Кира (1:2−4): 1) восстановление дома Божиего — цель искупления; 2) весь народ Божий, а не только выдающиеся вожди, необходим Богу для исполнения задуманного Им; 3) письменное слово — могучее средство, используемое Богом для достижения Его цели.

Кир санкционировал возвращение израильских пленников на родину с определенной целью — для восстановления «дома Господа Бога Израилева» (1:3). Имеющийся здесь в виду «дом Божий» есть нечто большее, нежели собственно храм, и включает в себя также и Иерусалим, и народ Божий (ср. Чис 12:7). Строительство дома Божиего было закончено не тогда, когда был отстроен храм (6:15), а лишь с завершением восстановления и освящением городских стен (Неем 12:27−47) и с возрождением городской общины (гл. 10; Неем, гл. 13).

Повеление Кира было обращено не к вождям, а ко всему народу в целом — главному действующему лицу повествования.

Повеление Кира — образец письменного слова. Именно этим человеческим волеизъявлением было положено начало цепи событий, изложенных Ездрой-Неемией. Письма оказывают значительное влияние также и на ход отдельных событий. Так, из-за писем приостанавливается, а затем возобновляется строительство храма (4:23; 6:6−7); письмом Ездре даруются практически неограниченные полномочия для проведения необходимых преобразований (7:25−26). Действительной же движущей силой повествования является слово Божие (1:1; 3:2; 7:10; 10:3; Неем 8:1; Неем 9:13; Неем 10:34). Это тем более важно, что события происходят в эпоху последних ветхозаветных пророков (Аггея, Захарии и Малахии). Отныне Израилю предстояло жить исключительно по изложенному письменно Слову Божиему.

Во исполнение Своего искупительного замысла всемогущий Бог прибегает к посредству наделенных свободной волей людей. Кир повелел пленникам возвращаться в Иерусалим и строить там дом Божий потому, что Господь возбудил дух его (1:1). Народ с готовностью подчинился этому повелению (1:5). Ездре сопутствовал успех, «так как благодеющая рука Бога его была над ним» (7:9).

Содержание

I. Возвращение из плена и восстановление храма (1:1 — 6:22)

А. Возвращение из плена (1:1 — 2:70)

1. Повеление Кира (1:1−4)
2. Приготовления к возвращению (1:5−11)
3. Перечень возвратившихся (2:1−70)

Б. Восстановление храма (3:1 — 6:22)

1. Восстановление жертвенника (3:1−6)
2. Восстановление собственно храма (3:7 — 6:22)

II. Прибытие Ездры в Иерусалим и возрождение городской общины (7:1 — 10:44)

А. Прибытие Ездры в Иерусалим (7:1 — 8:36)

1. Ездра отправляется в путь (7:1−10)
2. Полномочия Ездры (7:11−26)
3. Благодарение Ездры (7:27−28)
4. Спутники Ездры (8:1−14)
5. Прибытие Ездры в Иерусалим (8:15−36)

Б. Возрождение городской общины (9:1 — 10:44)

1. Реакция Ездры на известие о браках иудеев с иноплеменницами (9:1−15)
2. Отклик со стороны народа (10:1−44)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на книгу Ездры, введение. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.